Шамордино монастырь игумения никона умерла от рака. Женский монастырь Шамордино: история, как добраться, почитаемые иконы, отзывы. Последняя воля богатой дамы

Шамордино женский монастырь — одно из самых известных святых мест России. Официальное название Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, женский монастырь Русской православной церкви, он находится вблизи деревни Шамордино Калужской области.

Женский монастырь расположен в очень живописном месте, среди яркой зелени окружающего леса возвышаются купола его храмов, освящая окрестности, древнюю русскую землю.

Мои друзья были здесь в разгар весны, в мае месяце, посетили обитель, утопающую в зелени и цветах и поделились своими фотографиями. Сразу у входа открывается вид на красивый величественный Казанский собор:

На территории женского монастыря круглый год огромное количество цветов и цветущих деревьев, посаженных и ухоженных заботливыми руками сестер монахинь. Посмотрите, как все красиво:

Шамордино женский монастырь история

Женский монастырь в селе Шамордино был основан великим Оптинским старцем преподобным Амвросием (1812 — 1891 г.). Старец старался помочь женщинам, отчаявшимся в жизни: молодым и старым, здоровым и больным, бедным и богатым, дать им кров и утешение в жизни с верой в бога. Благодаря его терпению, душевному отношению к нуждам людей, святой вере в бога и любви к людям, имя старца Амвросия Оптинского привлекло в обитель сестер со всех концов России, из различных классов и слоев общества. Шамордино стало для него любимым местом трудов и молитв.

Казанская женская община была образована и учреждена в селе Шамордино в июне 1884 года. Большое деятельное участие в организации и обустройстве общины принимала духовная дочь Амвросия Оптинского София Болотова (1845 — 1888 г.), из дворянского рода, которая в сентябре 1884 года была утверждена первой настоятельницей строящейся общины.

Ангел Трубящий на крыше Трапезной в Шамордино:

Сначала на месте обители был деревянный дом с домашней деревянной церковью и несколько домиков для жития сестрам монахиням. Церковь была освящена 14 октября 1884 года (по новому стилю), этот день считается днем создания обители.

Настоятельница матушка София (впоследствии схимонахиня София) заботилась не только о духовной жизни общины, много сил и все свои средства она вложила в строительство будущего монастыря. Она активно участвовала в проекте и строительстве большого каменного Казанского собора. При ней были построены 2 часовни, хозяйственные постройки и сестринские кельи. В обители были сооружены богадельня, скиты, открыты золотошвейная и иконописная мастерские.

8 июля 1901 года женская община Шамордино была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь. При монастыре был открыт приют и детские ясли, открыта начальная школа.

Самый большой на территории монастыря Казанский собор построен в честь иконы Казанской Божией матери. Автор проекта Казанского собора — архитектор С. В. Шервуд (сын В. И. Шервуда, автора проекта здания Государственного исторического Музея в Москве).

Главный храм обители большой, основательный, с 15 куполами, сделан из красного кирпича, красиво отделан снаружи и внутри. Двенадцать куполов означают 12 апостолов, остальные три купола — Святую Троицу. Внутри храма много икон, вышитых золотыми нитками, бисером и украшенных полудрагоценными камнями, при свечах лики святых будто оживают.

Архитектурный ансамбль женского монастыря создавался в конце XIX — начале XX веков. Это кирпичные постройки с богатой декоративной отделкой с элементами древнерусской архитектуры. Строительство монастыря осуществлялось в основном на деньги благотворителя женского монастыря московского купца С. В. Перлова и его жены А. Я. Перловой.

На территории монастыря есть дом С. В. Перлова:

В связи с революционными событиями, после Октябрьской революции в 1918 году обитель переименовали в трудовую коммуну, а в марте 1923 года она была закрыта. Все земли и постройки монастыря стали собственностью колхоза.

Монашеская жизнь в обители возродилась лишь в марте 1990 года. Указ о возобновлении монастыря Шамордино был подписан 3 мая 1990 года. Женский монастырь Шамордино вновь открылся освящением храма в честь иконы «Утоли моя печали».

Храмы Шамордино фото

Сейчас в обители три действующих храма.

Главный Казанский собор в честь Казанской иконы Божией Матери:

Храм в честь преподобного старца Амвросия, фото из интернета:

и домовой храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

28 июля 1996 года храм в честь Преподобного Амвросия Оптинского был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Раньше на этом месте был дом-келья, где жил защитник православной веры, старец Амвросий, приезжая в обитель. Он умер в своей келье 28 июля 1891 года. И сейчас сестры монастыря называют его, вспоминая о нем, батюшка Амвросий — говоря о нем, как о живом.

Великий всероссийский старец-духовник иеросхимонах Амвросий Оптинский в 1988 году на Поместном Соборе Русской православной церкви в Троице-Сергиевой Лавре был причислен к лику святых. В храме преподобного Амвросия сейчас проходят службы.

Еще в одном храме — в честь Пресвятой Троицы проводятся восстановительные работы.

На территории монастыря есть и другие монастырские строения — трапезная, богадельня, больница, мастерские, хозяйственные постройки.

Территория монастыря большая, благоустроенная. Шамордино женский монастырь — очень красивое, ухоженное женскими руками, окруженное постоянной заботой сестер монахинь, тихое спокойное одухотворенное святое место, одно из самых посещаемых мест Калужской области.

Женский монастырь Шамордино фото весной

Самые весенние цветы — нарциссы и тюльпаны украшают территорию Шамординского монастыря:

Женский монастырь стоит на холме, у подножия этого живописного холма протекает река Серена, которая питается водами многочисленных родниковых ключей, раньше здесь было несколько святых источников, которые со временем были разрушены.

21 июля 1990 года, после возрождения обители, обустроили и освятили «Живописный источник» в честь Казанской иконы Божией Матери. Пройдя немного по территории монастыря, сюда можно спуститься по деревянной лестнице с лестничными площадками для отдыха, лестница крутая, ведет к купели, часовне и колодцу. Здесь можно набрать святой воды и искупаться в купели, фото из интернета:

Женский монастырь в Шамордино Калужской области ежедневно посещают паломники и туристы, в течение многих лет десятки тысяч людей посещают святую обитель, приезжают в Шамордино к преподобному Амвросию Оптинскому, здесь свято почитается и сохраняется память о чудотворце и учителе, всероссийском святом старце преподобном Амвросии.

Женский монастырь живет ежедневным трудом и молитвами, проводятся богослужения, молебны, отмечаются Престольные праздники, детские Рождественские праздники, сестры монахини принимают участие в православных выставках-ярмарках в разных городах России.

На территории монастыря душа может потрудиться и отдохнуть. Весной и в любое время года здесь приятно погулять, везде красиво, тихо и уютно. Сюда можно приехать с экскурсией по святым местам Калужской области, с паломнической поездкой. Многие приезжают сами, возвращаются сюда снова, чтобы окунуться в этот мир добра и красоты, увидеть все своими глазами, прикоснуться к святыням.

Посмотрите видео — еще больше фото Шамордино:

Шамордино женский монастырь видео

Почитайте и посмотрите также:

Будьте всегда здоровы и счастливы! Приятных Вам путешествий!

Монастырь в Шамордино официально называется «Казанская Амвросиевская пустынь - ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви».

Монастырь действующий. Сейчас в нем проживает более ста монахинь и послушниц, в храмах проводятся все виды богослужений и требы: крещения, венчания, молебны за здравие, за упокой и так далее; работает воскресная школа.

Месторасположение монастыря

Шамордино находится на расстоянии 220 км от г. Москва, 14 км от Козельска и от Оптиной пустыни в 12 км, его географические координаты: 540 09′ 36″ с. ш. и 350 52’05″ в. д.

Шамордино на карте:

Для того чтобы доехать до Шамордино на личном транспорте из Москвы, надо ехать по трассе М3 до поворота на г. Калуга, затем по Р93, уйти с нее на Р92 и ехать, до деревни Каменка, свернуть направо, к деревне Шамордино, а далее до женского монастыря, купола видны издалека.

Доехать до Шамордино на общественном транспорте из г. Москва можно следующим образом:

  • на электричке до г. Калуга, затем от автовокзала на любом автобусе, идущем в сторону Козельска, Сосенского, Хвастовичей или Ульяново; доехать до поселка Каменка, дальше на автобусе или на такси до деревни Шамордино, а дальше 1 км пешком до монастыря;
  • от метро «Теплый стан» до Каменки на автобусе, идущем в сторону Козельска, Хвастовичей или Сосенского.

При посещении монастыря правильно необходимо выглядеть соответствующим образом:

Мужчины - брюки с длинными штанинами и сорочки с длинными рукавами или костюмы;

Женщины - головы покрыты, платья с длинными рукавами и юбки - ниже колена.

Во время нахождения на территории обители нельзя делать следующие вещи:

  • курить и распивать спиртное;
  • слушать музыку;
  • входить в монашеские корпуса;
  • фотографировать и проводить видеосъемки как в храмах, так и в других помещениях комплекса;
  • без надобности заговаривать с монахинями или отвлекать их от дел праздными разговорами;
  • фотографировать монахинь или просить сфотографироваться с ними.

Где можно поесть и переночевать:

Немного истории существования

В самом начале своего существования монастырь в селе Шамордино был определен Святейшим Синодом, как «Казанская женская община». Этот было в 1884 году. Располагалась община в имении Ключаревой, умершей вдовы надворного советника. Она была благочестивой и добродетельной: покровительствовала нескольким сиротам и престарелым бедным вдовам. Она приняла постриг и пожертвовала все свое состояние на создание женской монашеской общины.

Настоятельницей строящейся общины была назначена София Михайловна Болотова по рекомендации своего духовника преподобного Амвросия Оптинского.

Схимонахиня София

Преподобный Амвросий Оптинский

Монастырь в Шамордино создавался с начала 1884-го года. В общей сложности на создание всего монастырского комплекса ушло 7 лет: с 1884 г. по 1901 г. Финансирование строительства монастыря осуществлялось московским купцом Сергеем Васильевичем Перловым, а затем его женой Анной Яковлевной Перловой, которые были благотворителями монастыря. Помимо основных храмов монастырского комплекса, ими были построены и оборудованы типография и мастерские.

Супруги любили эту местность, эту обитель. Здесь же они построили для себя дом и приезжали сюда из Москвы. По завещанию купца, его похоронили при обители. А его жена, овдовев, подолгу жила в своем монастырском доме с детьми и внуками. Позже она приняла постриг и получила имя Амвросия.

Сергей Васильевич Перлов

Анна Яковлевна Перлова

В 1916 году под наставничеством игуменьи Валентины в монастыре проживало почти 700 монахинь и послушниц. Но уже в 1917 году после революции монастырь закрыли, купола разрушили, колокола и кресты отправили на переплавку, всю монастырскую ценную утварь разграбили, земельные угодья национализировали. Монастырь стал называться сельскохозяйственной артелью, а монахини и послушницы, которым еще было позволено жить в обители, вплоть до 1923 года, назывались членами этой сельскохозяйственной артели. В 1923 году артель распустили, а многих монахинь постигла печальная участь.

За все прошедшие смутные для православия годы - революции, Гражданской войны, советской власти, включая Великую Отечественную войну — монастырь методично разрушался, а помещения осквернялись: в них организовывались то склады, то гаражи, то еще что-то, не подобающее святому месту. Так продолжалось до 1990-х годов, когда потихоньку начали возрождать комплекс монастыря.

Монастырский комплекс

В состав комплекса входят:

Все постройки монастыря были выполнены в едином архитектурном стиле - «неорусской» стилистической ориентации русского стиля - из красного кирпича с богатой декоративной отделкой древнерусской архитектуры.

Архитектором монастыря в Шамордино был Сергей Владимирович Шервуд, автор многих подмосковных храмов, а также частных особняков в центре Москвы, сын идеолога русского стиля в архитектуре, Владимира Иосифовича Шервуда.

Церковь Пресвятой Троицы

Церковь Пресвятой Троицы - первый храм монастырского комплекса. Изначально, храм был построен на месте, где сейчас расположен Казанский собор комплекса.

Храм Пресвятой Троицы освящался трижды:

28 июля 2006 года был отслужен молебен к началу восстановительных работ. Основные работы были завершены к осени 2008 года, над храмом возвели купол и установили кресты.

На старом кладбище, что за стенами храма, до сих пор покоятся останки многих монастырских монахинь и послушниц прежних лет.

Казанский собор: описание

Начало его строительства было благословлено преподобным старцем Амвросием. Но увидеть храм ему не удалось, через два года преподобный старец скончался, а строительство храма продолжалось еще восемь лет. Собор занимает большую площадь и имеет пятнадцать позолоченных куполов в православном луковичном стиле.

Этапы «жизни » собора:

  • в 1902 году 11 (24) октября храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • в 1923 году храм, как и вся обитель, был закрыт на долгие годы;
  • в конце 1990 года начались восстановительные работы храма;
  • в 2005 году 31 июля (13 августа) были освящены главный престол, правый и левый приделы;
  • в августе 2014 года были освящены правый и левый верхние приделы храма.

Написание икон, изготовление витражей, чеканки, пошив и вышивание плащаниц и хоругви, выполнялись в восстановленных мастерских обители, в которых трудились монахини.

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Изначально жилищем старца Амвросия был домик-келья, в котором он и жил и принимал паломников, приходивших к нему за духовными советами. В этом же домике старец Амвросий умер.

По инициативе купца С. В. Перлова, чтобы сохранить домик, он был обстроен кирпичом в том же архитектурном стиле, в каком выполнены и другие постройки монастырского комплекса.

Церковь Утоли моя печали

Эта церковь примыкает к зданию богадельни, построенной для неизлечимо больных женщин. В первый раз церковь была освящена осенью 1902.

Во второй раз церковь была освящена в 1990 году после ее восстановления, а через несколько лет и здание Богадельни.

Здания больницы и трапезной

Больница была построена в 1905 году. Тут были амбулатория и больничные палаты, в которых лечились монахини, послушницы, паломники и рядом живущие жители.

Здание больницы восстановлено. На первом этаже разместились амбулатория и стационар, которые оборудованы современной медицинской техникой. Обслуживающий персонал больницы, включая врачей, медсестер и фельдшеров – это монахини с медицинским образованием и опытом работы. На втором этаже разместили мастерские: золотошвейную и пошивочную.

Трапезная была построена в 1893 году и оснащена новейшей для того времени хозяйственной техникой, а также столовой и чайной посудой высокого качества.

Здание Трапезной было восстановлено и освящено в 1997 году. В трапезной питаются монахини, послушницы и паломники.

Здесь же размещены различные цеха по переработке сельхозпродукции, получаемой с земельных угодий монастыря.

Водонапорная башня и дом С. В. Перлова

Башня расположена за зданием трапезной. Она была построена в 1906 году и обеспечивала водой весь монастырь. Эти же функции она выполняет и сейчас.

Купец С. В. Перлов любил обитель и вложил в ее строительство много финансовых средств.

Его дом восстановлен и снаружи выглядит так же, как при жизни семьи Перловых.

Чудотворные иконы и святые источники

Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.

Икона Спорительница хлебов

Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру - Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.

Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» - 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.

До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.

По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.

После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.

Икона Казанская Божья Матерь

Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.

Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.

Святые источники

В окрестностях Шамордино всегда били большие и малые родники с чистой питьевой водой. Несколько родников было и на территории женского монастыря, которые обладали целебными свойствами; монахини заботились о чистоте родников. После упразднения монастыря родники засорились, заболотились, некоторые высохли.

В настоящее время действуют два источника: «Живоносный источник», недалеко от Троицкой церкви, и «Казанский источник», недалеко от Казанского собора.

Источники освящены, вода пригодна для питья и омовений.

«Живоносный источник»

«Казанский источник»






Адрес обители: Калужская область, Козельский р-н, п. Каменка, с. Шамордино. Телефон: 8484422-61-62 и 2-16-49. Посетить монастырь можно ежедневно в любое время года с 8.00 до 20.00. Вход бесплатный.

Во все времена для строительства монастырей выбирались особые места - подальше от шумных городов, среди лесов и полей. Но такой красоты, как в окрестностях Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, не найти даже в более известных обителях.
Длинная дорога среди обычных пейзажей средней полосы внезапно приводит к возвышенности, покрытой лесом, над которой поднимается стройный собор. Это похоже на иллюстрацию к историческим хроникам или старинным сказкам.

Как добраться до Шамординского монастыря

На машине из Москвы
Деревня, рядом с которой выстроена обитель, расположена в 220 км от столицы в 14 км от Козельска и 20км от прославленной Оптиной Пустыни. Двигаться по М3 до указателя поворота на г. Калуга, продолжить движение по Р93. С нее уйти на Р92, двигаться, не сворачивая до деревни Каменка. За ней поворот направо, на Шамордино. Монастырь искать не придется - купола Казанского собора видны далеко.
Общественный транспорт
Из Москвы до Калуги доехать на электричке, затем на автобусы, идущие от автовокзала до Козельска или Сосенского, Хвастовичей, Ульяново. Выйти, не доезжая до Козельска, в пос. Каменка. Дальше можно доехать до деревни Шамордино на автобусе или такси. Последний километр до обители придется пройти пешком.
Можно воспользоваться автобусами, идущими от метро "Теплый стан" на Козельск или до Хвастовичей и Сосенского. Выйти на остановке "Каменка".

Правила поведения в обители

Кроме обычных требований к соблюдению тишины и чистоты на территории посетителям рекомендуется соблюдать строгий дресс-код. Для мужчин это брюки рубашки с длинным рукавом и костюмы. Женщинам - платки, одежда с длинным рукавом и юбки длинной ниже колена. Майки, шорты, открытые сарафаны недопустимы.
Строго запрещено:
- курение и употребление спиртного;
- прослушивание мирской музыки;
- вход в монашеские корпуса, отвлечение сестер праздными разговорами;
- фото и видеосъемки внутри храмов и других монастырских зданий запрещены. Не разрешается фотографировать сестер.

Собираясь посетить Казанско-Амвросиевскую пустынь - один из красивейших монастырей Калужской области самостоятельно нужно обдумать, где можно остановиться на ночь, если в планах провести здесь более одного дня. Проживание в монастырской гостинице предоставляют только организованным паломническим группам по предварительным заявкам.
В монастыре есть чайная и трапезная, но питание одиночным путешественникам в них не предоставляется даже за плату. Придется приобрести продукты по пути в Шамордино. Поэтому многие путешественники стараются объединить посещение обители с расположенной неподалеку Оптиной пустынью.
Среди основателей женских монастырей России много святых старцев. Шамординский монастырь - любимое создание отца Амвросия Оптинского, место, где прошел последний год его жизни, где он скончался в октябре 1891 года.

История Пустыни

Место, где с 1884 года создавался монастырь, принадлежало вдове помещика Ключарева, известной своим благочестием и добрыми делами. Под ее покровительством находились несколько сирот и престарелых бедных вдов. Позже она примет постриг под именем Амвросии, пожертвовав свое имущество на создание маленькой монашеской общины. Руководить несколькими насельницами призовут схимомонахиню Софию. Статус монастыря община получит через 7 лет. С самого начала старцем Амвросием будет установлено, что приходящих женщин принимают независимо от возраста, сословия и без внесения денежного вклада. Таких обителей в России больше не было.
Обширное монастырское хозяйство развивалось в разных направлениях - кроме обычных для общин гончарных, обувных, швейных и ткацких мастерских, тут имелись типография, печатали фотографии, работали иконописцы, были мастера по золочению и чеканке. Работы мастериц-златошвей славились по всей России.
После смерти старца Амвросия по установившейся традиции духовниками становились старцы из Оптиной пустыни.
Большая часть зданий строилась на постоянные пожертвования С.В. Перлова, крупного торговца чаем, многие поддерживавшего монастырь своими деньгами. Следом за возведенным в 1901 Казанским собором, строят богадельню и больничную церковь. За ними начнут работы над трапезной и водонапорной башней. Почти сразу на территории монастыря появится дом благодетеля Перлова.
Все строения возводились в типичном для конца XIX - начала XX веков псевдорусском архитектурном стиле. Благодаря этому сложился гармоничный комплекс, сохранивший и сегодня свою строгую красоту.
К 1917 году под руководством игуменьи Валентины находилось примерно семьсот монахинь с послушницами. Они содержали приюты для убогих и девочек-сирот, богадельню и больницу. При монастыре действовали странноприимный дом и аптека. К чудотворным иконам "Спорительнице хлебов" и "Казанской божьей матери" шли паломники из отдаленных мест.
Но уже через год монастырь закроют, вывезя иконы, сняв кресты с церковных куполов и колокола. Все, представлявшее ценность - храмовые сосуды, драгоценные оклады с икон и облачения священников, будет собрано и вывезено в неизвестном направлении. Принадлежащие монастырю обширные земельные угодья национализируют, но до 1923 года монахиням и послушницам позволят оставаться при обители, став членами сельскохозяйственной артели. Тогда ее упразднят, связав с контрреволюционной деятельностью.
Большинство монахинь будет выслано на Соловецкие острова и в окрестности Караганды, другим повезет больше - им позволят жить рядом с Козельском или уехать в родные места.
Монастырские здания долго использовались не по назначению. Сельскохозяйственный техникум устроят в Казанском соборе, уничтожив росписи и разделив высокое строение на два многокомнатных этажа. Большую часть использовали под классы, а в алтаре заместили комбайн, использовавшийся как учебное пособие. Трапезную переоборудуют в клуб и кинозал, в богадельне поселят учащихся. В домовой церкви установят перекрытия и поделят внутренними перегородками. Служившую жильем старцу Амвросию старенькую келью разберут, а просторный дом, возведенный над ней, чтобы уберечь от воздействия непогоды и разрушений станет гаражом. В кельях монахинь появятся новые жильцы. Станет общежитием каретный сарай. Пострадает небольшое кладбище - надгробные плиты покоившихся там сестер пойдут на строительство в ближайших деревнях, Усыпальницу настоятельниц просто разрушат. Отсутствие своевременного ремонта приведет к постепенному обветшанию еще недавно крепкие и ухоженные здания. Обширный фруктовый сад, заботливо взращиваемый десятилетия, вырубят.
В Великую Отечественную в одном из зданий разместят военный госпиталь, говорят, что его пациенты выздоравливали от серьезных ранений быстрее обычного.

Возрождение Шамордино

Монахини вновь вернулись в разрушенную обитель только весной 1990 года. Их было только десять, а работы по восстановлению постепенно возвращаемых зданий предстояло много. Сначала восстановили бывшую богадельню и домовую церковь "Утоли моя печали". Весной 1997 года их освятят. По старинной традиции духовником вновь открытой обители станет игумен Поликарп из оптинской братии.
За прошедшие двадцать шесть лет удалось восстановить большую часть монастырских зданий. А дом, некогда выстроенный над кельей старца, перестроен в небольшую церковь преп. Амвросия Оптинского, первую в России. В июле 1996 года его освятил патриарх Алексий II.
Несколько лет идет строительство скита и церкви на участке за кладбищем. Он будет освящен в честь "Спорительницы хлебов" и святых равноапостольных княгини Ольги с князем Владимиром.
Сегодня восстановлены мастерские и монахини, как в годы процветания обители, вышивают золотыми нитями хоругви, плащаницы и парадные облачения, пишут иконы и расшивают оклады для них бисером. Работают чеканная и витражная мастерские. При обители возделываются обширные огороды, есть пасека и скотный двор. Оказывают помощь малоимущим, детям-инвалидам. В открытую воскресную школу приходят сельские дети. В планах восстановление приюта для девочек-сирот и возведение разрушенной после революции усыпальницы настоятельниц, строительство часовен при святых источниках и колокольни.
Жизнь Казанской амвросиевской женской пустыни продолжается по заветам преподобного Амвросия Оптинского и схимомонахини Софии, ставшей первой настоятельницей. Сестры читают Неусыпаемую Псалтирь и совершается полный круг богослужений.

Святыни обители

Паломники едут в монастырь, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев, под чьим покровительством находилась обитель с первых дней и чудотворным иконам.
Одна из них - написанная в 1890 Божия Мать "Спорительница хлебов". Ее писали по видению преподобного Амвросия. Считалось, что она способна защитить поля от вредителей и природных катаклизмов, одаривать щедрым урожаем и оберегать людей от стихии. Списки со знаменитой иконы (копии) вместе с молитвой и благословением преподобного старца часто получали приходившие к своему духовному отцу местные землевладельцы. Преподобный Амвросий, указавший день празднования "Спорительницы", был через год похоронен именно в этот день.
Рассказы о силе молитв перед этой иконой разошлись сначала по Калужской губернии, затем по все России. Позже в монастырских хрониках появились новые свидетельства ее чудотворной силы, и списки-копии разъезжались по стране. В монастыре сейчас находится одна из таких копий. Оригинал после закрытия монастыря исчез, позже его обнаружат в Литве, в настоящее время он остается за пределами России.
Казанская Божия Матерь - вторая из чудотворных икон, тоже имеет длинную историю. Появилась она в Белёвском монастыре как заклад, принесенная неизвестной женщиной, которой срочно требовались деньги. Настоятельница матушка Амвросия примет ее, дав страннице 10 рублей. Позже за закладом никто не вернулся и Казанская останется в обители. Сестры скоро заметят чудотворную силу небольшой иконы - лампадное масло, взятое от нее, могло излечивать недуги. С того времени в память о появлении образа масло для ее лампады закупалось всегда ровно на 10 рублей.
Позже икону перенесут в Шамординскую обитель, тогда же впервые заговорят и ярком свете, исходящем от чудотворного образа. Икона утрачена в шестидесятых, когда ее передали в одну из церквей в ближайшей деревне. Старинный образ был украден и больше о нем информации не появлялось. Казанская Божия Матерь в Шамордино написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе Афон и передана для Казанского собора осенью 1999 года.

Храмы Шамординского монастыря

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери остается главным их храмов обители. Работа С.Шервуда до сих пор удивляет своей величественной красотой. Выполненный из красного кирпича с пятнадцатью золотыми главами-куполами в русском стиле, он кажется пришедшим из старинных сказок. Кажется невозможным из обычного кирпича сотворить эти узорные наличники над высокими арками окон, декоративные подзоры и кокошники, полуколонны и щипцы. Не менее впечатляюще выглядит здание внутри. Просторное, с высокими сводами потолка не покрытыми привычной росписью, оно создает ощущение легкости и возвышенности. В нем находятся две самые прославленные иконы монастыря. Монахини искусно вышивают бисером и золотом, среди икон много вышитых их руками. Снаружи со стороны алтаря устроены 4 могилы - трех первых настоятельниц и благодетеля, фактически выстроившего основную часть монастырского комплекса на свои средства купца С. Перлова. До революции здесь располагалась усыпальница (проект Б.А.Савицкого), но от нее сохранились лишь части фундамента.
Первую настоятельницу матушку Софию считают местночтимой святой. Пришедшая к постригу после ряда испытаний, она многое делала для становления пустыни вместе с преподобным Амвросием. Известно о нескольких случаях исцеления, произошедших на ее могиле.
Храм преп. Амвросия Оптинского
Скромный домик-келья служил жилищем старца Амвросия, много времени проводившего в этой обители и умершего в нем. К преподобному шли паломники в поисках духовных советов. После смерти старца С.В.Перлов поможет возвести вокруг кельи кирпичный "футляр", чтобы сохранить ее. Когда обитель закрыли, то келью перевезут в д. Шамордино. В строении-футляре устроят гараж. До нашего времени здание сохранилось сильно поврежденным и его пришлось восстанавливать.
Церковь Пресвятой Троицы
Была построена первой из монастырских храмов и освящена в октябре 1884 г. В честь Казанской иконы. Изначально располагалась на том месте, где сейчас стоит Казанский собор. Перед закладкой будущего собора в 1889 небольшую старую церковь переносят на край кладбища, а через год вновь освятят, но уже в честь Пресвятой Троицы. Здесь отпевали преподобного Амвросия. Через год состоялось освящение придела в честь "Живоносного Источника". Почти двадцать лет церковь была единственным действующим монастырским храмом. Но после закрытия обители его разрушили и только в 2006 году начались первые работы по восстановлению. Осенью 2008 года на его куполах вновь появятся кресты, но работы по внутреннему убранству пока продолжаются. Большая их часть выполняется местными мастерами.
После храма можно побывать на старом кладбище, начинающемся прямо за стенами. Там покоятся многие насельницы Шамордино прежних лет.
Церковь "Утоли моя печали"
В конце XIX века супруга благотворителя обители С.Перлова Анна Яковлевна дала средства на строительство богадельни, рассчитанной на проживание 60 неизлечимо больных женщин. К двухэтажному зданию пристроена небольшая церковь, освященная осенью 1902. Богадельню закроют вместе с монастырем, отдав под размещение учреждений. Церковь, сильно поврежденная, периодически использовалась в разных целях. Ее восстановят и освятят весной 1990 года. Богадельню вновь откроют спустя несколько лет. Сейчас она служит жилищем для состарившихся немощных сестер, их около тридцати. Кроме скромных келий на одного-двух человек в ней оборудовали палату для лежачих больных с хорошим уходом и круглосуточными дежурствами. Есть маленькие прачечная и трапезная. Здание выглядит уютным и ухоженным, окружающая территория засажена цветами. На еженедельные службы в храме собираются все обитательницы, кто-то приходит сам, кого-то навещают в кельях.
Другие здания монастырского комплекса строились в разные годы, но при выборе архитектурных проектов предпочтение отдавалось единому стилю.
Трапезная
К красивому зданию в два этажа из красного кирпича можно пройти, обойдя вокруг Казанского собора. Средства купца Сергея Васильевича Перлова позволили воплотить в кирпиче проект Р.И. Клейна. На этом месте в начале 1890-х стояла усадьба первых владельцев небольшого имения семьи Калыгиных. С собором трапезную соединял теплый переход. Супруги С.и А. Перловы помогли и полностью оборудовать трапезную. Здание пытались разрушить сразу после упразднения монастыря и восстановили только в 1997 году.
Сейчас второй этаж занимают кухня, гостевой и сестринский трапезный залы. Первый этаж отдан под цеха, кроме молочного, где ведется переработка молока, и кондитерского устроены рыбный и консервационный. Монахини делают заготовки выращенных ими овощей и фруктов своего сада на весь год. Есть небольшая сушильня, где сушат фрукты и собранные грибы.
За трапезами читаются жития святых. В трапезной по праздничным дням кормят до 500 человек. Но паломников принимают только организованными группами и по предварительной записи.
Водонапорная башня, построенная на деньги С.Перлова, действует с 1906 года, расположена сразу за трапезной. Она выполнена в том же архитектурном стиле, что и остальные здания.
Больница
Создавалась в 1905 на пожертвование А.Я.Перловой. Здесь могли получить медицинскую помощь сестры, паломники и жители соседних деревень. Амбулатория способна была принять в сутки до 200 пациентов. В больничных палатах размещали около 60 человек.
Сегодня в здании работает своя амбулатория. Кроме приемного кабинета есть процедурный, лаборатория, стерилизационная, перевязочная и оборудование для физиотерапии. Работает стоматолог и создан маленький, всего на 10 мест стационар. Для послушания при больнице избирают сестер с соответствующим медицинским образованием и опытом. Второй этаж отведен под златошвейную и пошивочную мастерские.
Дом Перлова
Московский купец, искренне любивший обитель и фактически построивший ее от храмов до типографии и хорошо оборудованных мастерских, выстроил просторный дом для своей семьи, часто бывавшей здесь. Умирая, он завещал похоронить его при обители. Его вдова, оставшаяся в Москве, много времени проводила в монастыре с детьми и внуками. Незадолго до кончины она принимает постриг, получив имя Амвросия. Дом удалось восстановить и сейчас он выглядит так же, как и при его владельцах Перловых.

Святые источники Шамордино

Окрестности всегда были богаты на большие и малые родники. Пока существовал монастырь, монахини много времени отдавали уходу за известными источниками. После его закрытия лишившиеся заботливого присмотра родники постепенно заболачивались, часть из них забыта и практически исчезла. С возрождением обители сестры вновь расчистили и привели в порядок несколько ближайших. Теперь неподалеку от монастыря известно два родника с целебными свойствами.
"Живоносный источник" найти легко - достаточно выйти из монастыря по единственной дороге и повернуть около указателя налево. Дальше придется идти по крутой лестнице в 200 ступеней, сделанной в благодарность за избавление от болезни брата благотворителя. Анатолий много раз преодолевал крутой склон холма, неся на руках больного брата. Дорожка начинается от Троицкой церкви. При источнике выстроены часовня и купальня, где можно совершать омовения (только в соответствующей одежде). Принято окунаться три раза с молитвой и просьбой к святым и Богородицу. Температура воды около +4 градусов. Колодец защищен от попадания дождей и вода в нем пригодна для пить.
Обязательно задержитесь на смотровой площадке, оттуда открываются редкостно красивые пейзажи, а на скамейках можно отдохнуть от утомительного подъема и спуска, наслаждаясь чистым лесным воздухом и особой атмосферой этих мест. Лучшее время для посещения источника - поздняя весна, лето и начало осени.
От Живоносного можно пройти к Казанскому источнику свернув от последних ступеней лестницы влево. Дальше придется идти по узкой тропинке. Это недалеко, но после дождя глинистый грунт сильно раскисает. Желательно заранее позаботиться о подходящей обуви Считается, что его вода сможет помочь при болезнях глаз, поэтому ее часто набирают с собой. Слава о целебных водах идет давно, поэтому у него постоянно бывают паломники. Купальни у родника нет.

Что привезти из Шамордино

Статус действующего монастыря не предполагает продажи обычных туристических безделушек. Но в церковных лавках можно приобрести книги, освященные крестики, четки, свечи и иконы. Можно сделать заказ на иконы с вышитыми бисером окладами работы монахинь. Паломники увозят домой воду из святых источников и просфоры. Здесь же подают записки на все церковные требы, и даже Сорокоуст с 40ка Литургиями, редкий в наше время.
Но самым ценным сувениром станут воспоминания о нескольких часах, проведенных в одном из красивейших уголков Центральной России, тихом месте, наполненном особой благодатью.

Хотя чаще всего посещение Шамординского монастыря совмещают с поездкой в Оптину Пустынь, Казанская Амвросиевская обитель заслуживает целого дня. Это позволит без спешки посетить храмы, увидеть монастырскую жизнь, прогуляться к источникам и посидеть на смотровой площадке старой лестницы в 200 ступенек, полюбоваться цветами выращенными сестрами и послушницами, побывать на службе. Может быть, эти несколько часов позволят понять, что же влекло в монастырь женщин разных сословий, от неграмотных крестьянок до образованных дам из дворянских и купеческих семей. Здесь искали и находили утешение Толстые и Болотовы, Хрущовы, Долинино-Иванские, Ключаревы и многие другие.
Многим путешественникам тихое, уютное Шамордино нравится больше, чем многолюдная Оптина пустынь. Некоторые уверяют, что все высказанные тут просьбы обязательно и быстро исполнятся. Конечно, если они шли от души и не способны причинить кому-то вред.
Возвращаясь, можно сделать небольшой крюк и посетить Клыково с его чудотворными мироточащими иконами в красивом старинном храме. Там же можно договориться о небольшой экскурсии и побывать в келье монахини матушки Сепфоры. Считается, что посидевший на ее стареньком жестком диванчике будет удачлив. А если легонько стукнуть по своей голове матушкиной палочкой, то избавишься от нехороших мыслей.

Казанская Амвросиевская пустынь в Шамордино

Если физические недуги настолько сильны, что человек не в состоянии обслуживать себя самостоятельно, но он может молиться, бывать на службах в храме, исповедоваться и причащаться, – разве это не милость Божия? Это неизреченная милость, проявление Его неизбывной любви – так считают старенькие монахини и инокини, которые получают попечение и уход в богадельне, давно ставшей для них родной, Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине.

Признаться, мне прежде не доводилось видеть так много инвалидных колясок и трехколесных ходунков, как возле монастырского храма в честь преподобного Амвросия Оптинского. Принадлежат они призреваемым богадельни, в которой, к слову сказать, есть домовый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С возобновлением монашеской жизни в монастыре этот храм стал первым в числе восстановленных, и службы в нем совершаются постоянно. Монастырские священнослужители – иеромонах Антоний (Плясов) или духовник обители архимандрит Поликарп (Ничипорук) – совершают богослужения, за которыми немощные сестры исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Но многие из тех, кто имеет хоть какие-то физические силы, с помощью хожалок или самостоятельно (на ходунках, отдаленно напоминающих трехколесный детский велосипед) добираются до храма в честь преподобного Амвросия Оптинского, где богослужения совершаются каждый день. Любят престарелые немощные сестры бывать на службах и в своей домовой церкви, и в церкви в честь основателя обители батюшки Амвросия, и на праздничных службах в 15-главом Казанском соборе, реставрация которого идет полным ходом. Правда, туда, к Казанскому, путь будет подлиннее, но с помощью сестер, несущих послушание в богадельне, в теплые летние дни несколько сот метров преодолеваются сравнительно легко.

Еще престарелые насельницы любят трудиться физически. Это у них, что называется, в крови. С детства к труду приучены. Конечно, сейчас они делают то, что им по силам. А по силам ¬ им в нынешнем их состоянии зелень нарезать, почистить картошку, морковь, свеклу для большой трапезной, где кормят насельниц обители, трудников и гостей. Сидят на скамеечке или на стульчиках и старательно чистят, режут.

– Вообще-то наших опекаемых можно назвать долгожителями, – говорит монахиня Феогноста (Шанина), несущая послушание старшей по богадельне. – Уходят домой, к Господу, в Небесное Отечество, перешагнув девятый десяток. Мать Тихона (Угрюмова) скончалась в прошлом году в возрасте 98 лет, сохранив до последнего вздоха светлый разум. Она, маленькая, шустрая, отличалась редким трудолюбием. Наверное, в обители нет такой сестры, которой бы она не сшила рубашку или апостольник, не связала бы носки. Без дела не сидела. Когда была в силе, несла послушание в швейной мастерской, шила священническое облачение. Любила мать Тихона, прожившая долгую непростую жизнь, вести беседы с другими и никогда не теряла нить разговора – даже в свои 97-98 лет. А как она радовалась поздравлениям Президента России, приходившим ей и другим нашим заслуженным насельницам каждый год 9 Мая! Еще до недавнего времени много таких телеграмм было, так как много наших стареньких насельниц в годы войны помогали фронту, делали все для Победы. (Одна из них – схимонахиня Гавриила – три года провела в партизанском отряде в белорусских лесах). Сейчас же их почти не осталось...

Сама мать Феогноста подвизается в монастыре 14 лет. Придя сюда, сразу же получила послушание в богадельню. Она – человек с медицинским образованием – оказалась здесь очень востребованной. Даже во время нашей беседы монахиня отлучалась на несколько минут, чтобы сделать укол старенькой сестре, страдающей диабетом. Но одного лишь профессионального медицинского ухода, искренней заботы об уюте, питании опекаемых, теплого к ним отношения недостаточно. Это прекрасно понимают все, начиная со старшей по богадельне и заканчивая келейницами, хожалками. Каково состояние души человека, приблизившегося к вечности, – вот что важно не упускать и в случае необходимости обращаться за помощью к пастырям. Бывает, Господь попускает: немощная сестра в силу своей тяжелой болезни становится капризной, порою не зная, что ей самой нужно. Требует то одно, то другое. Она понимает, что доставляет этим боль ближним, и сама оттого немало страдает. Ее поведение в такие минуты от нее не зависит. А у некоторых происходит помрачение разума, и несущим круглосуточные дежурства хожалкам, конечно, достается.

– Я читала в архивах, что старец Амвросий отделял таких насельниц от других, – продолжила мать Феогноста. – Было две группы. У нас же такой возможности нет. Сейчас на попечении в богадельне 26 стареньких немощных насельниц, и если кого-то эта беда – помрачение разума – настигает, выход один: любовь и долготерпение. Любовь и смирение. Молитва за болящую. Сколько раз было: помраченное сознание сестры, которой Господь послал на закате земной жизни столь тяжкое испытание, просветлялось, и она начинала усердно молиться, причащаться Святых Христовых Таин!

Господь творит чудеса на наших глазах – нужно только их видеть и понимать. Для монахини Феогносты чудом стал ее приход в монастырь. Росла она в семье религиозной, где любили читать Жития Святых. И однажды, когда читали житие святой равноапостольной Марии Магдалины, следовавшей за Спасителем вместе с другими женами-мироносицами и проявлявшей о Христе трогательную заботу, десятилетняя девочка воскликнула: «Хочу быть такой, как она!» Неожиданно для себя добавила: «Хочу быть монахиней!» Казалось, это был минутный порыв души, потому что больше девочка-школьница, затем девушка-студентка, а после – фельдшер-акушерка эти слова не вспоминала. До той поры, пока Господь не призвал ее к Себе на служение. До этого она успела проделать немалый географический путь по земле (родная Украина – Винницкая область и учеба в Днепропетровске; Казахстан, работа в поликлинике Совета Министров республики), но еще больший и куда более значимый путь – духовный. Там, в Алма-Ате, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, она подошла к праздничной иконе в центре храма с мыслью: как быть? куда идти? И услышала ясно, отчетливо ответ: монастырь.

– Враг сильно смущает, когда ты собираешься принять наиважнейшее для тебя решение, – говорит мать Феогноста. – Появляется нерешительность, тебя одолевает страх. Но явно услышанное возле святыни слово «монастырь» помогло этот страх побороть. Я сразу же направилась к своему духовнику, рассказала ему обо всем, и он ответил: «Ну что ж, готовьтесь!» Позвал еще сестру (сейчас она – монахиня Серафима), и мы стали готовиться. То, что я попаду в Россию, в голове и мысли не возникало. Но попала. Приехав сюда, вдруг вспомнила случай, когда еще в десятилетнем возрасте я выразила желание стать монахиней. И поняла в тот момент, что Господь исполняет все твои благие помыслы, в каких бы дальних уголках души они не таились. Вот если бы и мы все исполняли Его волю, как Он – нашу!

Мою собеседницу при иноческом постриге в Шамординской обители нарекли Феогностой – в честь преподобномученика Феогноста, который принял в Глинской пустыни монашеский сан и, познакомившись там с другим подвижником веры отцом Серафимом, отправился с ним в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, расположенный возле далекого озера Иссык-Куль. Туда их пригласил с целью распространения Православия и духовного просвещения местных жителей, азиатских кочевников, святитель Туркестанской кафедры епископ Александр (Кульчицкий), имевший желание, как написано в житиях преподобномучеников Алма-Атинских, «зажечь на берегах Иссык-Кульского озера миссионерскую путеводную звезду». В суровое время гонений кельи двух миссионеров-подвижников стали центром общины, в которую вошли прихожане городских храмов, монахи из закрытых монастырей, священники. А погибли они в 1921 году от пуль красноармейцев-грабителей, ворвавшихся в скит в Аксайском ущелье, где в последние годы своей жизни совершали они молитвенные подвиги. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году иеромонах Серафим и иеромонах Феогност были причислены к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.

В монашеском постриге инокиню Феогносту нарекли в честь святителя Феогноста, митрополита Киевского, поборника объединения Руси. Уроженец Константинополя, грек по национальности, один из самых образованнейших людей своего времени, он был поставлен на митрополию Киевскую и всея Руси Константинопольским Патриархом в 1328 году. Местом своего пребывания избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть своего предшественника святителя Петра, митрополита Московского, пророчески предсказавшего освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Святитель Феогност был небесным покровителем новомученика Феогноста...

– Свои мирские имена мы давно забыли, – улыбнулась мать Феогноста. – Получив новое имя, каждая из нас органично, естественно срослась с ним, чувствуя молитвенную помощь той святой или святого, в честь которого (которой) ее назвали. И если между собой призреваемых в богадельне мы тепло называем бабушками, то в разговоре с ними обращаемся только по имени: мать Григория, мать Эмилия, мать Анатолия... Вон видите, мать Анатолия ступает по дорожке осторожными шажками. Правая рука у нее парализована, совсем не поднимается, но больная старается по возможности многое делать сама. И летом самостоятельно, потихонечку идет на службы в храм преподобного Амвросия Оптинского или в Казанский собор. Движение для нее жизнь физическая, молитва и Причастие – жизнь духовная.

Сейчас лежачих сестер, прикованных тяжелой болезнью к постели, в богадельне нет. По словам монахини Феогносты, Великий пост «подобрал». Остальные, кто лучше, кто хуже, но двигаются. Один из излюбленных ими летних маршрутов, помимо храма, – к красивой беседке, расположенной неподалеку от богадельни. Или к лавочкам, где можно удобно устроиться и наслаждаться красотой природы, которая радует глаз и возвышает душу. Некоторые даже землянику собирают, ее в сезон на территории обители бывает много. Долгожитель-монахиня Тихона (Угрюмова), о которой все вспоминали как о человеке со светлой памятью и светлым разумом, тоже любовалась родной природой, да только долгим ее созерцанием не могла заниматься. Руки постоянно тянулись к куску материи: мать Тихона начинала по привычке кроить, однако сил сшить фартук или апостольник у нее в последние годы не хватало. И тогда она просила келейницу: «Валентинушка, ты уж доделай!» У келейницы было такое чувство, что где-то последние шесть месяцев до свой кончины мать Тихона уже жила в ином мире. Готовилась к переходу в вечность. Она словно наяву видела свою маму. Видела зримо и других дорогих сердцу людей, давно почивших. Чистая душой, монахиня Тихона напоминала искреннего ребенка.

Похоронили ее на монастырском кладбище возле восстанавливающейся Троицкой церкви. Ее келейница – прежде послушница Валентина Ульяницкая, теперь монахиня Митродора – ухаживает за могилкой с той любовью, с какой она ухаживала за своей подопечной. А основным ее послушанием стал ремонт одежды в богадельне, что она делает добросовестно, с усердием.

Приход матери Митродоры в монастырь – еще одно чудо, которое тоже можно занести в современную летопись Шамординской обители. Рассказывала она об этом со слезами на глазах. Вспомнила свое первое паломничество сюда и то странное, в тот момент необъяснимое обстоятельство: когда нужно было домой уезжать и уже за ограду обители с паломницей-землячкой вышла, ноги словно приросли к земле. Не хотели идти дальше. У нее появилось ощущение, что какая-то сила тянет ее назад. И дома, в Ростовской области, Валентина только о монастыре и думала, только его и вспоминала, переделывая разные дела по хозяйству. Душа находилась в смятении. Уйти в монастырь в 70 лет? Ее взрослые и давно самостоятельные дети, имеющие своих детей и внуков, тоже недоумевали, не понимали мать. А у Валентины, простой женщины, много лет работавшей бухгалтером, и после, на пенсии, с утра до ночи занимавшейся домашним хозяйством, вдруг такое духовное прозрение произошло, что она по-настоящему испугалась. Испугалась своих грехов, совершенных за жизнь. Еще больше испугалась того, что детей растила без Бога в душе, за что ей, матери, придется отвечать на Страшном Суде. Однако переборов этот испуг, она почувствовала огромное желание всю оставшуюся жизнь посвятить искреннему покаянию.

Не сразу взяли ее в обитель, но когда приснопамятная игумения Никона (Перетягина) благословила остаться и дала послушание ухаживать за одной из самых старых и почитаемых монахинь – матерью Тихоной, Валентина целый день проплакала от радости, в душе восклицая: «Слава Богу за все!»

– Какую я в тот момент почувствовала благодать, словами описать невозможно, – улыбается 74-летняя мать Митродора, физически все еще крепкая и духовно окрепшая в монастыре. – Было чувство, что сейчас поднимусь на небеса! Никогда в жизни не думала, что человек может испытывать такое состояние.

Жизнь обитательниц богадельни протекает спокойно, размеренно. Утром – Божественная литургия в храме преподобного Амвросия Оптинского или в домовом храме «Утоли моя печали». Затем трапеза в богадельне, во время которой, как и положено в монастырях, читается житие кого-то из святых. После трапезы отдых, после отдыха – посильный труд, о чем уже говорилось (чистка овощей, резка зелени для стола). Снова отдых и вычитывание молитвенного правила. В теплую пору года – прогулки на свежем воздухе, пешком или на инвалидной коляске. Кого нужно помыть, переодеть, хожалка все сделает. Кому нужна медицинская помощь, – пожалуйста, своя монастырская больница имеется, как и в дореволюционной обители, со стационаром и амбулаторией.

Молитва в храме и в келье, Исповедь и Причастие, труд по возможности и в удовольствие, отдых на природе, хороший уход – все есть у призреваемых. Я спросила у матери Феогносты, есть ли еще что-то такое, что им нужно, чего душа просит. Она ответила:

– Им по старости хочется, чтобы кто-то из близких приезжал, навещал их. Хотя к миру монашествующие не привязаны, но с миром мы, хотим ли того или нет, все же связаны. И дети, у кого они есть, и внуки посещают монахинь. У нас это не запрещено. Ведь так хочется, чтобы сердца твоих родных по крови людей тоже открылись Спасителю и почувствовали благодать Божию! Хочется, чтобы близкие твои крепко держались православной веры...

Нина СТАВИЦКАЯ
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ

На территории Российской империи, было возведено огромное количество монастырей, храмов, церквей, соборов. Каждое строение было разработано и построено известными архитекторами своего времени. Постепенно подобные строения становились памятниками культуры, а теперь представляют историческое наследие. Среди таких достояний России женский монастырь в Шамордино.

Расположение

Каждый, кто хочет посетить это место, должен знать, как добраться в женский монастырь Шамордино. Обитель располагается в Калужской области, недалеко от одноименной деревни. В исторических документах, ее название отображено как Шевардино.

Монастырь находится в четырнадцати километрах от Козельска и в двадцати от По отзывам паломников, со стороны трассы Р-92 видны купола комплекса.

История появления монастыря

История Шамордино началась с 1884 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, по которому в селе организовалась женская община. Ее опекуном выступала вдова Ключарева.

Дальнейшая судьба общины связаны с Софьей Болотовой. Та подала прошение в калужскую консисторию епископов в 1884 году о принятии пострига и вступлении в общину. Болотова получила добро на постриг. Ритуал состоялся в начале сентября того же года. При постриге ей оставили имя София.

Первого октября трудами преподобного Амвросия был возведен первый храм в общине. После его освящения, общину реорганизовали, а монахиня София стала первой игуменьей.

Обитель была бедной, денег на содержание монахинь, которых ежегодно становилось все больше и больше, не хватало. Однако отыскались спонсоры, которые выделили средства на строительство храма Свято-Казанского. Также в селе были построены еще две новые церкви.

На протяжении нескольких следующих лет количество монахинь росло уже с большой скоростью. Сестры в монастыре занимались не только богослужением, но и делами милосердия. Так, на прилегающей к монастырю территории был открыт милосердный дом и школа для крестьян.

В 1888 году Матушка София заболела. После нескольких месяцев тяжелой болезни она была пострижена в Великую схиму, а 24 января следующего года умерла.

Время расцвета

У женского монастыря в Шамордино был период расцвета. После кончины игуменьи настоятельницей была назначена монахиня Ефросинья. В 1987 году ее причислили к лику святых.

Монашеская обитель получила статус монастыря только в 1901 году. Тогда ей было присвоено название Свято-Амвросиевской пустыни. Кстати, в тот же год приняла сестра Льва Толстого.

До революции поднимался вопрос о присвоении монастырю ставропигиального статуса, но переворот помешал этому. В 1918 году в монастыре жила тысяча монахинь, а в 1923 году обитель закрыли.

Эпоха возрождения

Женский монастырь в Шамордино был заново открыт в 1991 году, указом патриарха Пимена. Игуменьей была назначена монахиня Сергия. На территории обители была сооружена церковь, посвященная иконе «Утоли мои печали». После этого здесь появились первые поселенцы, которые организовали быт.

Почитаемые иконы

По отзывам, в монастыре особо почитают две иконы: Казанскую и Спорительницу Хлебов. Первая осталась в обители от монахини Амвросии Ключарой. А икону «Спорительница хлебов» заказал старец Амвросий специально для Шамордино в 1890 году. В честь нее был построен храм.

В настоящее время эта икона находится в Литве, куда была перемещена иеромонахом Понтием. По преданию, ему явился старец Амвросий и велел забрать икону из храма и сохранить.

Посещение монастыря

По отзывам, женский монастырь Шамордино предъявляет строгие требования к посетителям. В намоленное место приезжают тысячи паломников со всей страны. Для них организована уютная гостиница. Ухоженная территория монастыря, красивейший источник со святой водой - все это оставляет у посетителей желание еще и еще раз вернуться в этот тихий и мирный уголок.

После посещения монастыря все гости и паломники оставляют исключительно положительные отклики и о приеме, о размещении и о самой обители.