Портал "дивное дивеево". Успенский мужской монастырь саровская пустынь епархиальный мужской монастырь Свято успенский саровский монастырь история

Большинство монастырей России имеют давнюю историю или хотя бы размещены на местах, уже имеющих древние здания. Но монастырь Серафима Саровского - исключение: это место было отдано под монастырь только в 1995 году, хотя целебный освященный источник находился тут с давних пор. Однако до ХХ века тут не было ни церквушки, ни иного объекта.

Вконтакте

Одноклассники

История

Серафимо-Саровский монастырь - это действующий мужской монастырь, который принадлежит Борисоглебской епархии. Он появился уже после распада СССР в 1995 году на месте дворянской усадьбы и сада генерала Соловцова, который участвовал в Кавказской войне. Место было выбрано специфическое - посреди леса, огороженное природной канавой, в 8 км от села Новомакарово, в котором проживает менее тысячи человек, и в 150 км от Воронежа. В подобном месте жил когда-то святой .

Первые монахи жили в вагончиках и потихоньку строили церковь. Первый храм получил имя Всемирного Светильника Серафима Саровского. Он был закончен и освящен в 1998 году - через 2 года после начала строительства. Его и весь монастырь освятил митрополит Липецкий и Воронежский Мефодий. Сегодня на территории монастыря имеются 2 подворья: храм Покрова Богоматери в селе Малая Грибановка и церковь Введения во храм Богородицы в селе Братки.

Но монастырь славится не только церквями: на его землях протекает сразу 2 целебных источника. Первый тек тут с давних времен, второе был освящен только в 2005 году в честь иконы Богоматери «Неупиваемая чаша». Примечательно, что на фотографиях, сделанных с высоты, видно, что липовые аллеи, растущие на земле веками, имеют форму креста.

Сегодня на землях монастыря расположены:

  1. Храм в честь преподобного Серафима Саровского;
  2. Храм в честь святых Царственных мучеников;
  3. Введенский храм;
  4. Огород, пасека и сад с цветами;
  5. Старый пруд, заселенный рыбами.

Престольные праздники и святыни

Помимо общехристианских праздников, в монастыре имеются и собственные:

Для паломников также будут интересны святыни монастыря:

Среди икон выделяются :

  1. : защищает добрых душой людей от несчастий и поддерживает их, помогает найти верный пути и ответ, оберегает женщин при родах и защищает детей;
  2. Икона Богоматери «Казанской»: дарует силы бороться с несчастьями, помогает обрести физическое и духовное здоровье, увидеть истину, оберегает солдат и военных, охраняется семьи и малышей;
  3. Список (копия) с иконы Богоматери «Ахтырской»: ей молятся об удачах в делах, о счастливом замужестве, об исцелении от недугов, о помощи в поиске работы;
  4. Икона Богоматери «В скорбях и печалях утешение»: помогает обрести душевное здоровье и радость, помогает выбрать правильный ответ при трудном выборе, избавляет от страхов, тревог и горя.

Также на территории монастыря поставлены:

  1. Копия пустыньки (избы) преподобного отца Иоанна Кронштадского и его портрет, написанный при жизни;
  2. Копия пустыньки Серафима, внутри которой лежит часть камня, на котором святом молился 1000 дней, и часть самой кельи;
  3. Родник, названный в честь преподобного Серафима: вода из него особенно хорошо помогает при болезнях ног и физических недугах;
  4. Родник, названный в честь Богоматери «Неупиваемая чаша»: она помогает в физических и духовных недугах, особенно при зависимостях (пьянстве, наркомании и курении).

Это один из самых почитаемых святых в России. Серафим Саровский (Прохор Мошнин) жил во второй половине XVIII века, умер в первой половине XIX столетия в доме богатого купца. Мальчик рано потерял отца, а в 7 лет и сам упал со строящейся колокольни Сергиево-Казанского собора в Курске. Ребенок ничего не повредил себе . Через некоторое время мальчик заболел и увидел во сне икону Богоматери «Знамение». Ее пронесли мимо дома во время крестного хода, ребенок приложился к ней и выздоровел.

В 22 года Серафим паломником дошел до Киево-Печерской лавры, где святая Диосфея благословил его и сказала, что парень должен принять постриг в монастыре «Саровская пустынь». Но монашеская жизнь не задалась: уже через 8 лет Серафим ушел в лес и обустроил себе жилье в уединении. Возле жилья он поставил улей и обустроил огород.

Уединенная жизнь святого богата интересными и необычными фактами: он несколько лет питался одной травой и кормил лесных зверей, в том числе огромного медведя, который ел у Серафима с рук. Тысячу дней святой провел , стоя на камне в молитве, на 3 года принял обет молчания. Однажды на его келью напали разбойники, решив, что монаху привозят богатые пожертвования. Они избили его и оставили умирать, но Серафим не только выжил, но и после поимки преступников попросил не наказывать их.

В 1810 году Серафим Саровский вернулся в монастырь, но уединился в непрерывной молитве на 15 лет. После этого он получил дар исцелять и начал принимать посетителей. В числе прочих к нему приезжал император Александр I.

Житие святого было написано через 4 года после его смерти и несколько раз редактировалось из-за требований цензуры. Икона святого была написана художником Серебряковом с портрета Серафима Саровского, который написали за 5 лет до смерти старца.

В монастыре постарались передать атмосферу, которая сопровождала самого святого, его набожность и любовь к приближенным. Неслучайно на территории поставили копию избушки старца , цитируют его изречения, а всех приходящих встречают словами «Радость моя» - этими словами старец приветствовал своих гостей.

Контакты и расписание служб

В будни расписание богослужений следующее:

  1. 6:30 - утреннее братское молитвенное правило;
  2. 7:30 - Божественная ;

В воскресенье и праздники расписание меняется:

  1. 8:30 - молитва перед исповедью;
  2. 8:40 - Божественная литургия;
  3. 17:00 - вечернее богослужение.

В среду дополнительно в 15:00 совершается молебен с акафистом перед иконой Богородицы «Скоропослушница». В пятницу в это же время - молебен перед ковчегом с мощами преподобного Серафима Саровского, в субботу - перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша». Расписание может быть изменено: перед поездкой лучше уточнить актуальное на сайте.

Вывод

Серафимо-Саровский мужской монастырь - это действующий мужской монастырь на территории Воронежской области. Он появился в конце прошлого века, но уже является достаточно популярным местом. Сюда съезжаются паломники со всей области и даже России поклониться иконам и святыням.









Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь основан в начале XVII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне г.Саров Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , один из самых почитаемых православных подвижников и святых.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда). Освящение первого храма Саровской обители совершилось 16 июня 1706 года . Этот день считается днем основания монастыря.


Число братии в 1733 году было 36 человек. В 1744 году возведен и освящен первый каменный храм – церковь Успения. В 1752 году построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой. В 1758 году построено каменное здание церкви Живоносного Источника. Также к этому году возведены каменные стены, две угловые башни и святые врата.

Монастырь в 1764 году. Cо старинной гравюры.



Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году. В 1784 году был построен каменный Храм преподобных Зосимы и Савватия.



В 1789 году началось строительство монастырской колокольни (строительство завершено в 1799 году). С 1825 года Саровская пустынь стала местом всероссийского паломничества.
Храм святого Иоанна Предтечи был построен в 1827 году. Здание монастырской трапезной было построено в 1828 году. В 1861 году над могилой о. Серафима была устроена часовня. В 1864 было закончено строительство церкви Живоносного Источника.



В 1878 году построен каменный двухэтажный корпус для помещения посещающих Саровскую пустынь богомольцев из простого народа.



В 1897 году в Саровской Пустыни заложен храм Серафима Саровского, освящен в 1903 во время канонизации преподобного.

Саровский монастырь в начале XX века . Фото с колокольни.

.

Схема монастыря

1. Колокольня (сохранилась)
2. Церковь святых Зосимы и Савватия (восстанавливается)
3. Храм Живоносного источника (планируется восстановление)
4. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (планируется восстановление)
5. Храм Иоанна Предтечи (действующий)
6. Храм Серафима Саровского (действующий)
7. Церковь Всех Святых (действующая)
8. "Царский" дворец (сохранился)
Б. Угловые башни (3 из 5 сохранились)
Д. Детская поликлиника (новая постройка)

Зеленый - сохранилось (или уже восстановлено), желтый - планируется к восстановлению (или уже восстанавливается).

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск — 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых.

Народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых. Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился - еще задолго до появления канонических икон. Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»



Серафим Саровский с житием (икона, н. XX века).

Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Очень рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.


Картина священника Сергия Симакова. Падение с колокольни Прохора
Мошнина.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.


Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е - 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.


В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них - «Стояние на камне».

Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных).


Неизв. художник. Преподобный Серафим Саровский.


Св. Серафим кормит медведя. Миниатюра в технике эмали на медной основе начала XX века, Ростов. Хранится в ЦАК МДА.


Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.
Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».


М. Маймон. Преподобный Серафим Саровский и Император Александр I. 1904

Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.


Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Живописный портрет кисти неизвестного художника. Вероятно является копией прижизненного портрета.

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, остальные 64 страницы — «Духовные наставления отца Серафима».


Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ. Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку».

Первое «Сказание о жизни и подвигах» старца Серафима вышло в 1841 году в Москве за подписью I. C. В 1844 году в XVI томе журнала «Маяк» вышло более подробное сказание о старце Серафиме — автор его не был обозначен, но московский митрополит Филарет в письме к архимандриту Антонию приписывал этот труд Некоему Георгию (вероятно настоятелю Николо-Барковской пустыни, жившему при отце Серафиме в качестве гостинника в Сарове под именем Гурия; в 1845 году это сказание вышло отдельной книгой в Санкт-Петербурге.


Сайда Мунировна Афонина. Моление о даровании источника. Преподобный Серафим Саровский.

В 1849 году иеромонах Нижегородского Печерского монастыря Иоасаф, живший в Сарове 13 лет под именем послушника Иоанна Тихонова, издал ещё более подробные сказания, которые с дополнениями были переизданы в 1856 году. В 1850-х годах также появилась книга, где вновь были объединены сказания о старцах Серафиме и Марке. Наконец, в 1863 году, по желанию Саровского монастыря — по его архивным документам и рассказам очевидцев, вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима; автор этого труда, Н. В. Елагин, был указан только в 5-м издании, в 1905 году.

Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с четками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях — и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом). Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей. Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам. Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев, или из криптостарообрядцев, с последующим переходом в «импровизированный» вид единоверия.


Картина священника Сергия Симакова. Гряди откуда ты пришел. (Серафим Саровский прогоняет масона).

Серафим Саровский вообще никаких письменных сочинений после себя не оставил. В жизнеописаниях, написанных после смерти Серафима, после 1833 года, вопрос о старообрядчестве не фигурирует. В более позднем издании 1863 года, через 30 лет после смерти Серафима, составителем и редактором этой книги был цензор Елагин Н. В., прославившийся своими вольными «благочестивыми» и патриотическими вставками и бесцеремонным редактированием текстов, появляются «беседы Серафима» со старообрядцами, «рассуждения Серафима» о старообрядчестве; в одной из таких бесед Серафим учит: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!».


В.Е. Раев. Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому:

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.


Личная подпись Серафима Саровского.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.


Ю.И. Пешехонов. Св. Серафим Саровский.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.


Вид Свято-Троицкого Серафимо - Дивеевского женского монастыря. Литография.

Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.


С. Ивлева. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. 2010

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит».


Сергий Симаков. Серафим Саровский благославляет семью Николая II.

Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III (25 января 1883 года был напечатан Высочайший манифест от 24 января того же года о коронации царствующего императора, имеющей состояться в мае того же года): начальник московских женских гимназий Гавриил Киприанович Виноградов в письме, адресованном обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву, имевшему репутацию человека, близкого к трону, предложил «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием государя императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском». Победоносцев, судя по всему, отнёсся к предложению неодобрительно.

По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима.»


Вышитая дочерьми царя Николая II икона. Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург. Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.»

Сам Победоносцев винил архимандрита Серафима (Чичагова), бывшего тогда настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в том, что именно он подал императору «первую мысль о сем предмете». Того же мнения был и генерал А. А. Киреев, замечавший, что Обер-прокурор полагал архимандрита Серафима (Чичагова) «великим пролазом и плутом»: тот «как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно. <…> Положим Сер[афим] действительно святой, но едва ли такое „распоряжение“ соответствует не только верно понятому чувству религиозности, но и канонам (даже русским)».

11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.


Гроб-колода, в котором был погребен о.Серафим.

«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение:

1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и
3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».

Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.


Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.


Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва.


Канонизация прп. Серафима Саровского.

Преп. Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям (например, об одном из них св. прав. Иоанн Кронштадский пишет в своей книге).


Павел Рыженко. Серафим Саровский.

В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками Преподобного Серафима Саровского. Оратором, требовавшим вскрытия мощей, был известный мордовский поэт, переводчик «Интернационала» на мокшанский язык З. Ф. Дорофеев. 17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта. В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев (этот крематорий назывался ещё «кафедрой безбожия»).


Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца

Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова); комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков о. Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки были мощами преподобного Серафима Саровского.

11 января 1991 года состоялась передача мощей; 6—7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор. 28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года при большом стечении народа преподобного встречали в Дивеевском монастыре. 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии Успенской Саровской пустыни. С 29 по 31 июля 2007 года в селе Дивеево Нижегородской области проходили торжества, посвящённые Дню памяти преподобного Серафима Саровского. Их посетили свыше 10000 паломников.


В 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу Саров памятник преподобному Серафиму Саровскому. Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу.

В сентябре 2007 года впервые совершён молебен преп. Серафиму как покровителю ядерщиков. В 2011 г. именем Серафима Саровского была названа улица в Батайнице, пригороде Белграда (Сербия); ранее улица, названная в честь святого, носила название «Партизанские базы». В августе 2011 года освящён памятник святому отцу чудотворцу в Екатеринбурге. Запланированный на торжества 110-летия канонизации преподобного визит в Дивеево Патриарха Кирилла, для которого были подготовлена резервная резиденция, не состоялся.


Памятник Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни.

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь основан в начале XVII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне г.Саров Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , один из самых почитаемых православных подвижников и святых.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда). Освящение первого храма Саровской обители совершилось 16 июня 1706 года . Этот день считается днем основания монастыря.


Число братии в 1733 году было 36 человек. В 1744 году возведен и освящен первый каменный храм – церковь Успения. В 1752 году построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой. В 1758 году построено каменное здание церкви Живоносного Источника. Также к этому году возведены каменные стены, две угловые башни и святые врата.

Монастырь в 1764 году. Cо старинной гравюры.



Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году. В 1784 году был построен каменный Храм преподобных Зосимы и Савватия.



В 1789 году началось строительство монастырской колокольни (строительство завершено в 1799 году). С 1825 года Саровская пустынь стала местом всероссийского паломничества.
Храм святого Иоанна Предтечи был построен в 1827 году. Здание монастырской трапезной было построено в 1828 году. В 1861 году над могилой о. Серафима была устроена часовня. В 1864 было закончено строительство церкви Живоносного Источника.



В 1878 году построен каменный двухэтажный корпус для помещения посещающих Саровскую пустынь богомольцев из простого народа.



В 1897 году в Саровской Пустыни заложен храм Серафима Саровского, освящен в 1903 во время канонизации преподобного.



Монастырь в начале XX века . Фото с колокольни.

.

1. Колокольня (сохранилась)
2. Церковь святых Зосимы и Савватия (восстанавливается)
3. Храм Живоносного источника (планируется восстановление)
4. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (планируется восстановление)
5. Храм Иоанна Предтечи (действующий)
6. Храм Серафима Саровского (действующий)
7. Церковь Всех Святых (действующая)
8. "Царский" дворец (сохранился)
Б. Угловые башни (3 из 5 сохранились)
Д. Детская поликлиника (новая постройка)

Зеленый - сохранилось (или уже восстановлено), желтый - планируется к восстановлению (или уже восстанавливается).

Первая колокольня Саровской пустыни строилась вместе с Успенским собором и была в центре монастырской территории. Когда монастырь начали расширять, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшиеся от Старого городища. Они решили совместить новую колокольню с главным входом в обитель - Святыми вратами.

Каменная колокольня, сохранившаяся до наших дней, третья по счету (две прежние были деревянные) и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Сарова. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год на пожертвования вкладчиков и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Ее высота - 81 метр.

Существует версия, что проект колокольни и всего западного фасада монастыря был сделан известным зодчим К.И. Бланком. Первый ярус колокольни представляет собой высокий арочный проем, оформленный в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был расписан живописными картинами на евангельские темы. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: обычный, где хранилось более 7000 томов, и фонд особо ценных раритетов, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись Саровского монастыря, написанная основателем пустыни иеромонахом Иоанном.

Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. На третьем и четвертом ярусах были колокола. Самый большой колокол, весивший 1200 пудов (более 19 тонн), занимал третий ярус. Его отливали в монастыре и назвали "Тысячник". Четвертый ярус занимали 18 колоколов. Среди них наиболее крупными были колокола весом 550, 350, 213, 134 и 86 пудов.

Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки вёрст по всей округе.

После закрытия монастыря все колокола были сняты. До сих пор неизвестно, где находится большой колокол. Есть версия, что он был затоплен на дне реки Сатис.

На колокольне были установлены часы-куранты, изготовленные оружейных и часовых дел мастером Кобылиным из Тулы. Курантный звон исполнял мелодию «Кто избежит тебя, смертный час?». Минутный колокол напоминал о скоротечности земной жизни.

Старинный механизм не сохранился и долгое время на колокольне были установлены просто часы (без боя), которые приводились в действие механизмом 1961 года. Сама колокольня в советское и постсоветское время служила теле трансляционной башней. Только в 2012 году с колокольни были сняли технические площадки и трансляционное оборудование, а затем установлен новый купол.

В декабре 2013 года была освящена восстановленная надвратная церковь. Богослужение возглавлял митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Храм предстал во всей красе. Были разобраны чужеродные конструкции, в том числе этажные перекрытия советского периода, заменены инженерные сети и установлены новые оконные блоки. Проведен капитальный ремонт. Церковь не только отреставрирована, но и заново расписана, поскольку прежняя роспись была практически полностью утрачена. Стиль для росписи выбран академический, как и в Зосимо-Савватиевском храме.

В 2014 году в ходе восстановительных работ были открыты Святые врата и найдена сохранившаяся роспись. В Советское время там был устроен фальшпотолок, а полукружья арок с западной и восточной стороны застеклены как окна. Когда убрали все лишнее, открылся свод с хорошо сохранившейся росписью монастырского времени – орнаменты и христианские символы. А по бокам, над дверными проемами, – остатки сюжетной росписи. Сюжеты пострадали от огромных балок перекрытий, но большая площадь росписи уцелела.

В апреле этого же года на колокольню были подняты колокола для воссозданных курантов и горожане вновь услышали мелодичный бой часов. К августу 2014 года колокольня полностью приобрела исторический вид и теперь ожидает возвращения колоколов.

Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев

Восстановлен в 2011 г.

Пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с системой подземных галерей - самое древнее монастырское творение - ему более 300 лет.

Согласно рукописи основателя монастыря иеросхимонаха Иоанна «Сказание о первом жительстве монахов», Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Монахи продолжили копать пещеры и сделали несколько ответвлений с небольшими кельями.

В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Максимальные размеры храма 9 на 6 метров, свод поддерживается четырьмя колоннами более метра в поперечнике каждая. Разрешение на освящение подземной церкви было получено с большими трудностями. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский разрешил открытие церкви только 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I. Они же подарили в новую церковь иконостас с иконами, служебные книги, оловянные сосуды для богослужения, облачения, деньги и величайшую драгоценную святыню - четырнадцать частиц мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом.

Служба в подземной церкви продолжалась до 1730-х годов. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. И после ухода от должности и смерти первоначальника монастыря Иоанна церковь на долгие годы стала бездействующей.

В августе 1778 года для освящения ново построенного Успенского собора в Саровскую пустынь приехал Владимирский епископ Иероним. Осматривая монастырь, он побывал в подземной церкви и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший в это время в Сарове пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец писателя А.Н. Радищева) изъявил готовность помочь. Им была куплена в церковь напрестольная мраморная доска, изготовленная в Санкт-Петербурге. Кроме того, был сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над выходом которой на поверхность был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта епископ Иероним освятил церковь 15 августа 1780 года.

Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 метра, высотой 2,1 метра. Служба в церкви проводилась в то время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев. Пещеры служили скорее экскурсионным целям.

18 июля 1903 года во время торжеств по канонизации Серафима Саровского пещеры посетил Российский Государь Николай II.

В советское время входы в пещеры были засыпаны строительным мусором. И только в 1992 году в результате раскопок, проводимых объединением "Саровская пустынь", был найден вход в пещеры и обнаружена надпись, выбитая на одном из её столбов (надпись не сохранилась), которая гласила "Лета 7199. От Рождества Христова 1691го индикта 14го маия начата сия пещера копатися. Лета 1711го индикта 6го маия освятися в них сия церковь преподобных отец Антония Феодосия Печерских".

В 1995 году пещерный комплекс был передан городскому музею. В 2000 – 2002 годах сделан плановый ремонт. За несколько лет работы вручную расчищено от наносного грунта более 300 погонных метров подземных галерей, обустроен вход в пещеры и запасный выход, укреплены опасные участки галерей, восстановлены вентиляционные шахты, по основным входам комплекса проведено электрическое освещение. В 2003 году изготовлен и установлен металлический иконостас в храме Антония и Феодосия. В 2006 году пещерный комплекс передан Русской Православной Церкви.

6 сентября 2011 года Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин великого освящения пещерного храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В настоящее время протяженность восстановленных подземных ходов составляет около 400 метров.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был первой каменной постройкой Саровской пустыни. Он считался главным собором Свято - Успенского мужского монастыря с момента его возведения и первого освящения в 1744 году до его разрушения в советские времена. В 1778 году храм был значительно увеличен и вновь освящён.

Отличительной особенностью интерьера Успенского собора был пятиярусный резной позолоченный иконостас с иконами византийского письма, высота которого посередине равнялась 19 метрам, а по краям - 27. По легенде, рисунок этого иконостаса сделал архитектор Растрелли.

Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Заветов. У стен собора были похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны храма, у алтаря, были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители - преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник.

В 1903 году в храме Успения Пресвятой Богородицы установили раку с мощами преподобного Серафима - главную святыню обители. На зиму её торжественно переносили из летнего Успенского собора в «теплый» во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника.

В 1925 году Саровский монастырь закрыли. При закрытии Саровской пустыни 5 апреля 1927 года мощи преподобного были увезены в Москву. Успенский собор стал ветшать, и в 1951 году был снесен, а в 1954 году был взорван собор во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника.

При взрыве были уничтожены почти все фундаменты храма, и позднее только благодаря знаниям и опыту археологов московской фирмы «Симаргл» под руководством Елены Хворостовой, руководившей раскопками, удалось определить местоположение собора, а также уточнить размещение захоронений Серафима Саровского и Марка-мольчальника.

В 1991 году на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, а в 2002 - крест с лампадой. В 2004 году над могилой преподобного Серафима была восстановлена часовня, построенная в конце XIX века.

В марте 2016 года было начато восстановление храма. Примечательно, что воссоздание началось в десятый год возрождения Саровской обители, когда отмечалось 25-летие принесения на Нижегородскую землю святых мощей батюшки Серафима.

Проект воссоздания Успенского собора выполнен ООО «Региональный инженерный центр», и при разработке были учтены все особенности грунтового основания, связанные с высокой карстоопасностью площадки строительства, близостью расположения пещерного храма и промышленной сейсмикой, обусловленной особенностью производственных испытаний Саровского ядерного центра.

1 августа 2016 года состоялось торжественное освящение закладного камня собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Богослужение совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Председатель Правительства России Дмитрий Рогозин, генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко, председатель комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, руководители федерального ядерного центра и города Сарова приняли участие в закладке капсулы в основание возрождающегося Успенского собора.

Храм в честь преподобного Серафима Саровского.

Восстановлен в 2003 г.

По южной стороне монастыря в 1903 году был построен храм во имя преподобного Серафима Саровского, имитирующий кирпичным декором формы архитектуры 17 века и накрывший своими сводами келью, в которой жил и мирно почил великий старец.

Каждый день

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

По: суб., праздники

По: вск., праздники

В 1903 году торжества прославления Великого русского старца собрали в Саровской пустыни сотни тысяч паломников. В тех событиях, нашедших отклик по всей России, приняли участие Государь Николай II с членами Императорской фамилии и другие высокопоставленные лица Российского государства. Русский народ любил и почитал батюшку Серафима. По историческим данным в период с 1903 по 1917 гг. по всей России во имя его были освящены или названы более 220 храмов, часовен, монастырей, обществ, учебных и медицинских учреждений, приютов. И самым первым из них был храм над кельей Великого старца в нашем городе.

Здание храма на Монастырской площади сохранилось, но с 1949 г. в нём располагался городской театр.

К предстоящим торжествам по случаю празднования 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского в 2003 году нужно было решить непростые задачи возвращения храма.

Эти работы объединили усилия священнослужителей и православной общественности, властей Сарова и Нижегородской области, руководителей и работников многих подразделений Российского Федерального Ядерного Центра. На конечном этапе работ по восстановлению храма и подготовке торжеств в них были задействованы более двух десятков предприятий и тысячи людей в разных уголках России. Государственным заказчиком работ по восстановлению храма было назначено предприятие «Нижегородинженерстрой», генеральным проектировщиком и подрядчиком выступил Региональный инженерный центр в городе Владимире.

В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима Саровского. В ходе восстановительных работ было обнаруженооснование келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена.

Одним из знаков внимания к предстоящему событию была, подаренная Сарову в июле 2003 года и размещённая рядом с восстановленным храмом, звонница из 8 колоколов. В числе этих колоколов самый большой, 4-х тонный был подарен Президентом РФ В. В. Путиным.

30 июля 2003 года в дни празднования 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского, в присутствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и представителей всех поместных православных церквей храм был освящен, и сейчас в нем проводятся богослужения возобновленного Саровского монастыря.

Как и 100 лет назад, на торжествах в Сарове присутствовал глава Российского государства. На этот раз это был Президент РФ В. В. Путин. И в душе каждого православного человека нашли отклик слова из праздничного послания Святейшего Патриарха Алексия II:
"Входя под своды восстановленного храма на месте келлии преподобного, мы веруем, что ныне воссоздается преемство русского духа, преемство нашей истории, трагически преломленной в ХХ веке. …Мы вместе возвращаемся на наш исконный путь, прерванный революционной смутой. …Пусть утвердится на этом пути Отечество наше и наш народ. Пусть никогда больше не омрачится Земля Российская тьмой богоборчества, вражды и распрей.
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!"

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев

1745 - 1750 гг.

Восстановлен в 2012 г.

В 1745 году было начато строительство, а в 1750-м освящена церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Так как она располагалась при больничных кельях, то ее еще называли «Больничной».

В той старой монастырской больнице преподобный Серафим, в то время еще послушник Прохор, три года лежал больной и там удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолами Иоанном Богословом и Петром, исцелившей его от тяжкого недуга. Деньги на построение этой церкви собирал сам чудесно исцелившийся подвижник. Он же, как искусный столяр, своими руками устроил для настоящего храма и престол из кипарисного дерева. Здесь он до конца жизни своей причащался Святых Таин.

В 1784 году было принято решение перенести храм на северный склон, тем самым освободив площадь перед «Святыми» вратами. Строилась церковь на средства Ивана Леонтьевича Бекетова и была «о двух этажах»: внизу теплый храм Зосимы и Савватия, на втором этаже холодный придел во имя Преображения Господня. Монастырское руководство постаралось обустроить церковь: полы выложили из чугунных плит, вызолотили иконостас «лучшим искусством, применяясь к соборному Успенскому иконостасу, чтоб ничем не хуже был» (доверили это ответственное дело крестьянину Серпуховского уезда села Хатуни Никифору Ильину). В алтаре находился престол, изготовленный руками послушника Прохора Мошнина, будущего подвижника Серафима. Главный престол был освящен 16 августа 1787 года, верхний престол во имя Преображения Господня освятили в 1789 году во время приезда в монастырь правящего архиерея.

В советское время храм был разобран вручную в 1942 году, оправдательной причиной служила нехватка строительных материалов.

В настоящее время храм восстановлен на историческом месте. Подготовка к строительству началась в феврале 2010 года. Крест на купол был поднят 29 июля 2011 года. Великое освящение храма в честь прпп. Зосимы и Савватия в нижнем ярусе состоялось 26 мая 2012 года. В верхнем ярусе - под куполом - расположен храм Преображения Господня, освященный 21 декабря 2012 года.

Храм во имя Сошествия Святаго Духа

По рассказу Николая Мотовилова, который он услышал от самого батюшки Серафима, Преподобный, выйдя из затвора 25 ноября 1825 года, направился на Дальнюю пустынку. Вблизи Богословского источника ему явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Божия Матерь ударила жезлом в землю "так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды". На этом месте прп. Серафим выкопал колодец. По его молитвам Божия Матерь обещала дать целебную силу водам этого источника.

На краю горы для подвижника поставили небольшой сруб без окон и дверей. Пробраться в него можно было, пролезая под стеной. Форма нынешнего храма напоминает об этом, первом строении на Ближней пустынке.

К источнику прп. Серафима на Ближней пустынке стекалось множество паломников, происходили чудесные исцеления. Здесь побывала царская семья в дни торжеств 1903 года. А через год после этих событий у государыни Александры Федоровны родился долгожданный наследник. В 1903 году над источником была построена часовня и купальня.

В советское время все это было разрушено, источник забетонирован. Речку Саровку запрудили, образовался пруд «Боровое».

«В 1991 году члены исторического объединения "Саровская пустынь" начали поиски этого святого места… В результате проведенных поисков и раскопок место часовни над источником и купальни было найдено. Само здание не сохранилось, но фундаменты и нижние помещения, где происходило купание, оказались целыми. В эти четыре помещения вели ступени, выложенные метлахской плиткой, пол выстлан кафелем с очень красивым цветным орнаментом…». (Из книги А.Агапова «Саров-Дивеево»)

«Потом на Ближней пустынке был установлен памятный камень и поклонный крест, в 2003 году там поставили часовню, которую впоследствии разобрали. А в 2006 году перед празднованием 300-летия Саровского Свято-Успенского монастыря, на Ближней пустынке снова началось строительство, но уже – храма. Храм был поставлен в точности на историческом месте, к нему только были пристроены алтарь и вход. Засыпанная купальня находится ближе к пруду, теперь вся эта территория передана церкви и огорожена… Храм Святого Духа посетил Святейший Патриарх Алексий II во время празднования 300-летия возрожденной Саровской пустыни в июле 2006 года. А 27 августа Архиепископ Георгий освятил этот храм…» (из воспоминаний протоиерея Льва Юшкова)

В храме на Ближней пустынке находятся иконы, написанные в иконописной мастерской Павла Бусалаева на средства Фонда Серафима Саровского.

При освящении храма в 2006 году в него была передана первая икона – прп. Серафима с житийными клеймами, из них 5 новых, ранее не изображавшихся. Через год привезли парную ей икону прп. Сергия Радонежского с клеймами, из них два – новые.