Что можно посмотреть в Дивногорье? Дивногорье, воронежская область - отзывы о заповеднике и маршрут Воронежское дивногорье

Местечко Дивногорье не в первый раз упоминается в моем блоге. Однако, в основном, в контексте описания района Больших Див, а вот Малые Дивы сегодня я покажу впервые. Ссылки на предыдущие фоторепортажи, как обычно, внизу поста.

Дело было зимой. В летний период в этих краях слишком много туристов и паломников. Во всяком случае для моего понимания комфорта. В общем, в компании с Жекой , по согласованию с администрацией музея-заповедника "Дивногорье", я приехал и снял виртуальный тур по церкви Сицилийской иконы Божией Матери . В процессе съемки завязалась душевная беседа с охранником музейного комплекса Николаем Степановичем. Я поинтересовался, а нельзя ли как-то устроить съёмку и в монастырских пещерах в Малых Дивах? Николай Степанович кому-то позвонил, а потом сообщил, что для этого нужно получить благословение самого настоятеля монастыря. Через 15 минут начинается вечерняя служба и мы можем попытаться успеть перед её началом перехватить отца Максима и попытаться получить разрешение и ключ от пещерного храма.


02 . Времени до начала службы оставалось мало и Николай Степанович решил показать нам кратчайший путь до монастыря по грунтовым дорогам. Сел в свою "классику" и погнал так, что я еле успевал притапливать за ним. Доехав до максимально возможной для проезда на автомобиле точки, он попрощался с нами и сказал: "Я поехал обратно, а вам туда, вниз". Мы поблагодарили и пошли. Ну, как сказать пошли... Заскользили или типа того. Было бы снега побольше, можно было бы спуститься на пятой точке.

03 . Постепенно выбрались на тропинку.
Время до начала службы оставалось впритык, поэтому мы почти бежали, щёлкая мимолётные кадры.

04 . Вот она наша цель - пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Службы в ней не проводятся, поэтому пока пробегаем мимо дальше - к каменной соборной церкви Успения Божией Матери.

05 . Архивное дореволюционное фото, снятое примерно с той же точки.

06 . Деревянная Успенская церковь появилась в монастыре через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году (по другим данным в 1755 году) её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, на сей раз - каменный. Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой - в столь любимом тогда византийском стиле. Кременецкий сообщает: "Главная или соборная церковь в честь праздника Успения Пресвятыя Богородицы занимает центральное место в монастыре, построена в византийском стиле, в форме креста, однопрестольная, начата постройкой, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Серафима (Аретинского), в 1880 году, окончена в 1886 году; сделана из хорошего кирпича и прочно,- толстые стены и соразмерность её частей обещают её долгое существование. Окна проделаны в куполе, по образцу древних церквей. "

07 . Но пророча храму долгое существование, автор ошибся. После революции, в 1918 году, как это тогда было принято, началось глобальное разорение монастыря. Газеты описывали это событие так: "Недавно в пришло известие, будто бы Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноармейцев. Как оказалось впоследствии из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре лишних кроватей ". В 1924 году монастырь закрыли и разграбили, некоторые строения были разрушены. Почти все монахи были утоплены в . Пожилые женщины (тогда маленькие девочки), рассказывали, что стояли в это время под мостом и слушали последнее песнопение монахов. Красноармейцы сталкивали иноков с моста в реку с камнем на шее. Богатейшую в Воронежском крае библиотеку Дивногорского монастыря утопили в Тихой Сосне (впадает в Дон неподалёку). Все иконы красноармейцы свалили в кучу во дворе, в том числе и святыню обители – список Сицилийской Божьей Матери. Жечь "религиозный хлам" решили по утру. Но ночью местные жители стали потихоньку уносить святыни и прятать у себя. Что интересно, большевики всё же понимали красоту и необычность этого места и Дивногорская обитель не стала руинами или складом, как многие монастыри и церкви - чуть позже здесь разместили дом отдыха, а потом противотуберкулёзный санаторий.

08 . Над входом в бывший монастырский двор висит портрет Максима Горького и написано: "Человек у нас имеет право на ученье, на отдых и на труд ". Справа от входа другой эпический лозунг: "Нас вырастил Сталин - на верность народа, на труд и на подвиг нас вдохновил !"

09 . На фото, датируемом апрелем 1941 года, видно, что купол к этому времени был еще цел. Однако, в 1950-годы Успенский собор приобрёл черты барака. Слом купола власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны, Но вот, например, Н. С. Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: "Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лишь превращён в щебёнку ".

10 . Таким образом, историческая постройка была совершенно искажена, и после возвращения монастыря РПЦ на восстановление соборного храма ушло несколько лет. Внутрь мы заходили, но не фотографировали, а на флешке нашелся лишь невнятный случайный кадр, сделанный в притворе, где мы ожидали настоятеля. Однако и он даёт представление о том, что по сути это уже не восстановленный храм, а типичный новодел. По крайне мере в том, что касается внутреннего убранства. Впрочем, конечно же, это лучше чем ничего, хотя адекватности реставрационных работ, проводимых здесь, начиная с 1992 года, я еще неоднократно коснусь ниже.

11 . А сейчас, после разговора с отцом Максимом, вместе с сопровождающим нас послушником (или бельцом?) по имени Александр, мы отправляемся ко входу в пещерную церковь Рождества Ионна Предтечи. А раз уж мы уже немного углубились в исторические дебри, пока Александр пытается открыть замёрзший замок, я вкратце расскажу вам историю этой церкви. Хотя документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, существует версия о существовании здесь обители и в более раннее время. Чуть ли не в первые века христианства. В основном, эти гипотезы строятся на некоторых архитектурных особенностях пещер. Кроме того, достаточно интересны упоминания о Дивногорье в средневековых русских манускриптах. Первое упоминание о Дивногорье встречается в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград в 1389 году: "Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, давно же красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною ". В XVI веке при Иване Грозном сказание о хождении в Царьград было включено в состав Лицевого летописного свода и проиллюстрировано: на одном из рисунков были изображены Малые Дивы с пятью столбами, причём каждый из столбов изображён с дверями, а на одном из них расположен киот для иконы. Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили первые пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель. Даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар. Вероятнее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позже уже на его месте.

12 . В 1653 году в связи с расположением на оборонительной линии в монастырь было послано более 80 человек из и для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая деревянная церковь Николая Чудотворца, которая позже сгорела и была заменена Успенским храмом. Далее, что касается наземных церквей монастыря, следует вернуться к описанию фото 06. Итак, 1653 год принято считать официальной датой основания монастыря. В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы, основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и традиции, рядом жили русские и украинцы.

13 . В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: "Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянную стеною, воздвигнутой для защиты от татар ". В дневнике Патрика Гордона есть еще любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.

14 . Петр Первый гостил в обители в мае 1699 года. К приезду Петра число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице - адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: "Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши ". Говорят, что Пётр Первый стоял на меловом холме на месте установленного поклонного креста и любовался открывающимися видами.

15 . А по Дону шли к Азову русские корабли. Сейчас здесь довольно мелко, предупреждающих знаков почти не осталось, и отдельные баржи здесь могут провести только те бывалые капитаны речного флота, кто проработал здесь всю жизнь и знает фарватер не понаслышке.

16 . В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 году Дивногорский монастырь подлежал упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. Однако в 1786 году Дивногорский монастырь был всё же закрыт, а его братия переведена в другие обители. В 1828 году последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Дело в том, что Коротоякский монастырь, находящийся неподалёку, каждый год затапливало половодьем с Дона и монастырь нёс крупные убытки и разрушения. В итоге, после сорокалетнего запустения обитель вновь восстанавливается, начинается бурная строительная деятельность, в результате которой и был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII - первой половины XIX вв. Между тем, в ходе ликвидации монастыря в 1786 году исчезла икона Божьей Матери, которую якобы принесли с собой Ксенофонт и Иоасаф. Местное духовенство "вспомнило" о пропаже только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города . Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась.

17 . В основании же Дивы, а которой была обнаружена икона, нашли вход в пещеру, где позже была открыта ещё одна пещерная церковь, освящённую позже, естественно, в честь Сицилийской иконы Божьей Матери. С иконы же было сделано несколько списков. Один из них дошел до наших дней и сейчас является экспонатом храма в Больших Дивах. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Всё это, повторюсь, можно увидеть, посмотрев мой .

18 . К слову сказать, меловых останцов (див), когда-то было больше. Часть из них была уничтожена про строительстве железной дороги ещё в 19-м веке, а при расширении колеи в середине 20-го процесс был продолжен.

19 .Современный вид примерно с той же точки.

20 . Надо заметить, что отдыхающий в доме отдыха "Дивногорье" пролетариат Дивы любил.

21 . Таких групповых фото сейчас уже не делают. Обратите внимание на позирующих в пустом оконном проёме девушек и представьте, сколько автографов было оставлено отдыхающими на стенах пещерного храма.

22 . Но давайте уже, наконец, войдем внутрь и осмотримся. Мы видим следы явной реставрации и первое что бросается в глаза - стены и колоны в храме не меловые, а чем-то оштукатурены.

23 . Давайте разбираться. Генплан музеефикации и функционального использования территории музея-заповедника "Дивногорье" 1991 года предусматривал несколько вариантов использования комплекса в Малых Дивах при условии обязательного вывода санатория из помещений бывшего монастыря. Существовавшая в то время турбаза "Шатрище" должна была быть включена в сферу инфраструктуры музея-заповедника для размещения целевых туристов, прибывающих на несколько дней. Естественно, архитектурные объекты предполагалось отреставрировать и музеефицировать, причем в планы музеефикации включались не только церкви в Больших и Малых Дивах, но также пещера "Ухо" неподалёку. К каждой из них должны были провести лестницы, оборудовать храмы освещением и благоустроить площадки перед входом. Но далеко не всем этим планам было суждено осуществиться. В 1992-1993 гг. специалистами Эстонского филиала института горного дела им. А.А. Скочинского по приглашению музея были сделаны опоры для восстановления двух утраченных восточных колонн пещерного храма во имя Рождества Иоанна Предтечи.

24 . В 1996 году галерею расчистили от завалов, а в 1998-ом была проведена реставрация алтарной части, включая проход в него через южный вход. В ответ на обращение митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 28 мая 1997 года комплекс Дивногорского монастыря был передан Воронежской епархии, а 25 декабря того же года в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

25 . Если вы внимательно смотрели на предыдущее фото, то наверняка увидели несколько круглых отверстий на стенах и потолке пещеры. Это анкера, установленные эстонскими специалистами для закрепления неустойчивых меловых блоков.

26 . Такая же установка железобетонных анкеров с заделкой шайбы, хвостовика и гайки в специально выбуренные ниши была произведена ранее и в пещерной церкви Сицилийской иконы Божьей Матери (еще раз отсылаю всех к просмотру виртуального тура). Чаще всего использовались анкера длиной 1,35 и 2,25 м. Только в узких ходах, где установка более длинных анкеров невозможна их длина составила 0,9 м.

27 . Для заделки отверстий под анкера и ликвидации настенных надписей необходимо было разработать состав раствора и технологию его применения. В результате лабораторных исследований были исследованы 9 различных по составу растворов, в которые в различных пропорциях и соотношениях входили шпаклевка, цельное или снятое молоко, раствор обойного клея, мел, известь, песок, вода. Самыми прочными по сцеплению и соответствующими по цвету оказались составы, состоящие лишь из воды, гашеной извести, приготовленной из меловых отложений Дивногорья, и мела. И если в Больших Дивах мы сейчас наблюдаем гладкие белоснежные стены и потолок, то к большому сожалению, анкера и автографы посетителей на стенах церкви Рождества Иоанна Предтечи остались не заделаны.

28 . В общем, в 2002 году пещерный храм в Малых Дивах все ещё находился в аварийном состоянии. Это касалось и интерьера, и кладки фасада храма, и входа, и скального массива над ними. Состояние интерьеров после проведенных противоаварийных мероприятий, связанных с укреплением ветхих участков массива анкерами, было стабильным. В центральной части храма была полностью утрачена северная пара столбов, а сохранившиеся южные столбы имели значительные утраты своего объема (фото 22). Отмеченные на обмерах 1992 года участки сводов, имитирующие крестовые своды в 2002 году уже практически не читались. Убранство и декорированная отделка помещения церкви были полностью утрачены.

29 . Реставрационные работы проводились в 2002-2005 годах ЗАО "СП ВИПЛАСТ" под руководством главного инженера Г.А. Голышева и прораба А.Б. Шмелькина. Ясно, что отреставрированные и восстановленные внутри церкви колонны имеют в плане отклонения в размерах от проектных. По согласованию с заказчиком (РПЦ) была изменена и форма царских ворот и входов в боковые помещения (Обмерные чертежи, 2005).

30 . В настоящее время, как снаружи, так и внутри, храм находится в неудовлетворительном состоянии. Комплекс реставрационных работ был выполнен без учета специфики мела. В связи с этим сегодня внутренний интерьер пещерного храма предстает перед посетителями в достаточно печальном виде. Наращенные и оштукатуренные колонны трескаются и осыпаются. Выложенная по инициативе настоятеля монастыря на меловой пол плитка выглядит инородно. Проведённые работы изменили характер интерьера, его объём, освещенность и циркуляцию воздуха.

31 . Если обратили внимание на оконце, затянутое полиэтиленом на предыдущем фото клироса, то вот оно же с обратной стороны.

32. Для большего понимания устройства пещерной церкви прилагаю план-схему.
На ней хорошо видно, что раньше проход на правый клирос (место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы) был открытым.

33 . Это что касается уже проделанных реставрационных работ.
В настоящее время монашеская братия занимается алтарём и понемногу расчищает завалы в галереях.

34 . При этом сотрудники музея-заповедника всерьез озабочены такой инициативностью монахов. В прошлом году они самостоятельно установили маковку на одну из див и специалисты-геологи этим фактом были крайне недовольны из соображений безопасности.

35 . При проведении реставрационных работ необходимо учитывать ошибки прошлого. По рекомендациям А.А. Гунько категорически не следует тампонировать все тектонические трещины, вскрытые галереями. Полный тампонаж приведет к нарушениям циркуляции воздуха в дальней части системы. Ряд трещин можно будет тампонировать только после проведения цикла микроклиматических исследований. Необходимо сохранить коренные архитектурные элементы в часовне и на стыковых участках галереи, ограничившись лишь очисткой от копоти. Одним из необходимых условий дальнейшего исследования храма является расчистка наклонной галереи "храм - трапезная" (на фото ниже слева). Возможно, там будут открыты неизвестные помещения.

36 . Немного добавлю про устройство церкви. Вокруг храма (см. схему выше) вырублена галерея, которая начинается из южной стены в притворе и выходит в середину северного нефа. Ход состоит из прямых отрезков, которые при поворотах незначительно углублены в толщу мела, а в двух местах образуют шести и четырехгранную часовни. На фотографии потолок одной из них.

37 . За алтарной частью расположена лестница, названная монахами "Голгофой".

38 . Из галереи также можно попасть в просторное помещение, в котором читаются остатки дымохода. В него также ведет отдельный вход. Сегодня в ходу есть несколько мест пересечения трещин, в которых некоторые крупные блоки заклинены мелкими обломками мела. Для предотвращения обрушения их необходимо подпереть вертикальными стойками.

39 . На этом рассказ о истории и современном состоянии пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи можно считать законченным. Но раз уж сегодня было много сказано о этапах реставрации, добавлю немного интересных и малоизвестных широкой общественности фактов о начальных этапах восстановительных работ и в церкви Сицилийской иконы Божьей Матери в Больших Дивах (принадлежит музею-заповеднику). Данный храм был обезображен не столько временем, сколько человеком. Многочисленные неорганизованные посетители нанесли различные настенные надписи режущими инструментами. Интересно, что лишь несколько лет отделяет начало реставрационных работ от самого серьезного разрушения. В 1983 году двое семнадцатилетних отморозков из Острогожска подрубили опорную колонну фасада, в результате чего произошло его обрушение. Один из молодых людей погиб, а уникальный памятник утерял свой изначальный вид. А в июне-августе 1987 года группой спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова была установлена опора – металлическая ремонтина из двутаврового профиля № 34 для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом.

40 . Именно спелеологами велись опасные работы на высоте. С.В. Никольский изготавливал металлические конструкции, О. Ичаловский занимался газосваркой. Так же здесь работали студенты из и и школьники из и Орла. Значимую помощь оказал воронежский клуб "Турист". Помощь продуктами и стройматериалами оказывал колхоз "Дивногорье". Поскольку, как отмечалось выше, обрушилась правая часть фасада церкви и над входом образовался уступ в виде нависающего скального карниза, для создания надежной опоры под нависающей частью было необходимо восстановить боковую стену у центрального входа. Высота возводимой из специально вырезанных меловых блоков стены получилась 7,7 метра. С помощью таких же блоков нарастили объем колонн внутри храма. Далее, как описано выше, неустойчивые части мелового массива были закреплены анкерами, а их хвостовики с шайбой тщательно заделаны специальным раствором. Завершали реставрацию с 1993 по 1995 годы воронежские специалисты из ООО "Реставратор". В 2011 году международным проектом Cave Lighting был разработан и воплощен проект его художественного освещения и сопровождения экскурсий церковной музыкой. Об этом я подробно писал . Таким образом, благодаря усилиям музея-заповедника "Дивногорье" пещерный комплекс в Больших Дивах сегодня является одним из наиболее популярных туристических и паломнических объектов . Если кто еще не был, настоятельно рекомендую.

По материалам В. Стёпкина, Л. Кригер, С. Кондратьевой и др.
Фотографиии: Андрей Кирнов, архив музея-заповедника "Дивногорье", личный архив С. Никольского, краеведческий раздел Большого Воронежского форума (bvf.ru)

Ещё про Дивногорье и окрестности :

активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно

  1. Сосчитать ступеньки, ведущие от начала экскурсионного маршрута к пещерной церкви и вершине холма. Перед отправлением на экскурсию по дивногорским просторам нужно загадать желание. Если число ступенек, посчитанных по пути вверх, совпадет с результатом подсчета по пути вниз, то, как утверждают бывалые туристы, желание исполнится.
  2. Обойти пещерную церковь по узкому подземному коридору с пятью поворотами. В это время звучит пронизывающая музыка, вы держите в руках свечу – создается непередаваемая словами атмосфера.
  3. Сфотографироваться на фоне меловых останцев и церкви Сицилийской иконы Божией матери – визитной карточки Дивногорья
  4. Услышать эхо. Поднявшись по ступенькам (не забываем посчитать их!) на вершину горы и немного попрыгав на месте, можно расслышать эхо, поскольку в меловой горе имеется множество пустот.
  5. Проделать фокус с водорослями. На меловых склонах в Дивногорье можно заметить мелкие сухие частицы бурого цвета – водоросли. Если положить на ладонь несколько таких частиц, полить их водой и подержать некоторое время, то они набухнут, раскроются и станут зелеными. Это доказательство того, что тысячи лет назад на современной территории Дивногорья был океан.
  6. Попробовать в местном кафе чай из сбора дивногорских трав – очень вкусный и полезный напиток.
  7. Окунуться в воды Тихой Сосны, реки, впадающей в Дон в нескольких километрах ниже по течению.

Попав в Дивногорье , что уютно расположилось в Лискинском районе Воронежской области у слияния Дона и реки Тихая Сосна, невольно воспроизводишь в памяти все когда-то прочтенные строки великих русских писателей и поэтов о величии и небывалой красоте земли русской.
Сейчас на замечательной в своем великолепии территории Дивногорья создан музей-заповедник с одноименным названием.

Воронежская область на всю Россию известна своим чудом. Дивногорье… Уже само название говорит о чем-то дивном, диковинном, чудесном, уникальном… Действительно, дивиться здесь есть чему. Само название этого изумительно красивого места обязано меловым столбам, сотворенным самой матушкой Природой. Именно за свой неповторимый вид и причудливые формы эти нерукотворные колонны в народе получили название «дивы».

История Дивногорья

Сейчас на замечательной в своем великолепии территории Дивногорья создан музей-заповедник с одноименным названием. Ибо такое гармоничное слияние уникальных природных памятников, неповторимой исторической ценности, памятников архитектуры нужно особо бережно сохранить для наших детей. Впервые упоминание о Дивногорьи и красоте этих мест встречается в путевых заметках Пимена - Московского митрополита, который в 1389 году направлялся по Дону в Константинополь.

В древние времена живописную местность Дивногорья заселяли алано-булгары, древние венгры, потомки сарматов. А само Дивногорье служило границей Хазарского каганата, о чем и ныне свидетельствуют построенные в 9-10 веках приграничные крепости на Дону. Летопись хазарских племен в здешних местах завершилась после нанесения смертельного удара в 965 году русским князем Святославом. Воспоминание о ходе той битвы красноречиво говорят развалины Маяцкого городища на семидесятиметровом возвышении над поймами рек Дона и Тихой Сосны.

Позднее, Дивногорье стали заселять славянские племена, давшие ему название «Дикое поле». Очарование высеченных самой Природой белых меловых «Див», соседство тёмного дремучего леса, двух полноводных рек-кормилиц, множество неизведанных тайников-пещер как магнитом притягивали к себе верующих, ищущих умиротворения и гармонии. По некоторым археологическим данным есть версия, что христианство в Дивногорьи существовало ещё до татаро-монгольского ига, а на территории Нижнего Дона - даже раньше Крещения Руси святым Владимиром, благодаря удобному сообщению водным путём с Грецией.

Храмы и монастыри на территории Дивногорья

Некоторое подтверждение данной версии дают православные предания о двух монахах-греках, бежавших из Сицилии от притеснений католиков и основавших на территории «Дикого поля» пещерный храм иконы Сицилийской Божией Матери , названный по иконе, которую они принесли с собой. Данную церковь, которая дала начало Дивногорскому монастырю , монахи вырыли вручную в меловом основании одной из шести уцелевших Больших Див.

Воронежским духовенством данный монастырь был признан лишь в 1856 году, а храм иконы Сицилийской Божией Матери был освящен позже, причем дважды - в 1862 году и 1903. Вход же в храм был оформлен крестом над меловым столпом и красивым киотом в стиле барокко, который можно увидеть и сейчас. Жемчужина этого храма - икона Сицилийской Божией Матери в середине XIX века была очень популярна у населения из-за вспыхнувшей в окрестных селах эпидемии холеры, которую, по преданию, остановила эта чудотворная икона. Позже, икона была украдена при отправке на реставрацию в Москву. Сейчас в святыне можно увидеть только лишь список (копию) этого стародавнего образа.

Есть в Дивногорье еще один православная достопримечательность - Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь , на территории которого тоже есть пещерная церковь - храм Иоанна Предтечи. По некоторым историческим данным, монастырь этот основали в середине XVII века (1653 г.) несколько монахов во главе с игуменом Гурием. О том времени есть упоминание в Лицевом летописном своде в виде изображений пяти Малых Див с дверями храма и киотами над ними, а также из письма самого игумена Гурия царствующему тогда Алексею Михайловичу: «…построили они в Дивных горах монастырь и церкви поставили кельи и ограду около монастыря учинили своими трудами».

Советская власть в 1924 году закрыла обитель, а в 1927 - весь монастырский комплекс стал санаторием для героев революции. За это время новыми хозяевами сжигались иконы, разворовывалась утварь и монастырское имущество, осквернялись пещеры. За все время существования Советского союза красивый исторический памятник использовался только как дом отдыха. И лишь в 1997 году территория и строения Дивногорского Успенского мужского монастыря были переданы Русской Православной Церкви. На сегодняшний день все основные постройки монастырского комплекса действуют, полностью восстановлены и отреставрированы, только еще пещерные храмы находятся в процессе реставрации.

Дивногорье в нынешнее время

Современное Дивногорье - это уникальный музей, раскинувшийся под открытым небом и привлекающий все больше и больше туристов. Каждому гостю в этих красивейших местах можно найти занятие по душе. Именно тут неповторимая местность для новых исторических или архитектурных открытий, именно здесь активный отдых на лоне первозданной природы будет особенно запоминающимся и ярким, именно в Дивногорьи дышится так легко и непринужденно благодаря древним святым местам, очаровывающих и завораживающих своей многовековой историей, в конечном итоге, именно тут понимаешь всем сердцем как велика и многогранна русская история, как благодатна и ни с чем не сравнима Земля Русская.

Не упустите чудесного шанса побывать в этих прекрасных местах.


Дивногорье - хутор в Лискинском районе Воронежской области. Также - историко-культурный и природный музей-заповедник, на территории которого сохранилось много уникальных достопримечательностей: пещерных церквей, расположенных внутри взметнувшихся в небо меловых столбов - див; археологический комплекс памятников салтово-маяцкой культуры (остатки валов древней крепости, реконструированное древнее селище); многие животные и птицы в этих краях занесены в Красную книгу. На территории заповедника находится действующий мужской Свято-Успенский Дивногорский монастырь.

Диновгорье поправу является одной из самых популярных и узнаваемых достопримечательностей Воронежской области, настоящей жемчужиной. Ежегодно это место посещает более 60 тыс. туристов не только из Воронежской, но и других областей.

Музей-заповедник "Дивногорье" расположен на территории огромного плато, прорезанного глубокими и широкими долинами рек Тихая сосна и Дон, и круто обрывающимся у самих берегов, обнажая белое меловое основание. Отсюда, со стометровой вышины открываются восхитительные виды на пойму рек и все окрестности с такими же обрывистыми плато на противоположной сторне. В хорошую погоду отсюда открывается поистине потрясающий вид на несколько десятков километров.






История заповедника начинается в 1988 году, когда на базе памятников Дивногорья образован филиал Воронежского областного краеведческого музея, а в 1991 году создан Государственный природный, архитектурно-археологический музей-заповедник "Дивногорье".

Первое документальное упоминание о Дивногорье было сделано Игнатием Смольянином, сопровождавшим путешествие по Дону митрополита Пимена, в 1389 году: "приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною".

Эти каменные столпы - меловые останцы, называемые дивами (от слова "диво", "дивный"), и по сей день являются визитной карточкой Дивногорья. Меловые отложения обитателей морских глубин за многие миллионы лет сформировали дивногорское плато, а эррозия и выветривание почв довершили дивное оформление этого места, некогда изобиловавшего причудливыми устремившимися вверх меловыми столбами - дивами. Большинство было разрушено при освоении народного хозяйства и строительстве железной дороги. Сейчас неподалеку добывают мел.








Необычна красота этого места. Удивителен микроклимат, сформированный высотой и реками: потоки теплого воздуха от воды создают препятствие для воздушных масс, отчего на плато количество осадков вдвое меньше, чем в долине. В связи с этим на плато сформировался особый микроклимат, характерный для степи. Многие виды растений относятся к петрофитам и приспособлены к жизни в условиях засухи.



Рассказывая о Дивногорье, невозможно обойти стороной монастырь и пещерные церкви, расположенные внутри див.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Официальной датой основания монастыря считается 1653 год, когда в место расположения будущего монастыря из Острогожска были посланы переселенцы из Украины для строительства укреплений против татар на оборонительной Белгородской линии. Первой монастырской постройкой стала деревянная церковь в честь Николая Чудотворца. Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.

Однако, есть вполне убедительные предположения о том, что на этом месте существовал пещерный монастырь в более раннюю эпоху. Аргументами в пользу этой версии служат пещерные ниши с полукруглым верхом, характерные для некоторых древнегреческих монастырей и изображения на стенах, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

В.В. Степкин "Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье ":

Посетившему в 1696 г. Дивногорский монастырь П. Гордону настоятель обители показал высеченные в горе остатки "очень древнего монастыря, основание которого местное предание приписывало греческому императору Андронику (известны 5 византийских императоров с таким именем, правивших в XII–XIV вв.).

После пожара, уничтожившего деревянную церковь, в 1658 г. на этом месте выстроили новую, которую освятили во имя Успения Божией Матери, и давшую имя монастырю.

К началу ХYIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. Однако, в 1786 г. монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. - восстановлен. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России. Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря.

В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х годов в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.




Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери

Дивногорскому монастырю принадлежал и пещерный комплекс в Больших Дивах на правом берегу реки Тихая Сосна. По преданию, пещерная церковь была вырыта основателями Дивногорского монастыря, которые принесли сюда икону "Сицилийская Божия Матерь". Икона стала очень популярна в 1831 году, когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры. По легенде якобы приснилась одной пожилой женщине Богоматерь, и велела взять икону и молиться перед ней. Чума отступила, помогала икона и при других недугах, в народе её даже назвали "Исцеляйская".

Только в 1856 году по указу Воронежской духовной консистории, здешние пещеры были переданы Дивногорскому монастырю. Уже позднее, в 1862г., здесь на месте Владимирской церкви был устроен и освящен храм иконы "Сицилийской Божией Матери". Повторно его освящали в 1903 г. К концу 19 века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры.

В пещерах в Больших Дивах выражена редкая особенность, присущая некоторым древним пещерным монастырям и связанная со своеобразным обычаем афонских монахов. Это стасидии – крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинном коридоре, огибающем пещерный храм с трех сторон. Длина коридора 95 м. Он начинается у юго-западного угла храма и после пяти поворотов возвращается в середину северного нефа и ранее использовался для крестных ходов. В советское время была проведена реставрация. Сейчас это территория Воронежского краеведческого музея.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Церковь расположена на территории Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Высечена в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона. Представляет из себя скалу, облицованную меловыми блоками. Архитектурный стиль пещерной церкви сложился в середине 19 века. По преданию церковь была основана в 1658 г. греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, бежавших от преследования католиков. Здесь же они и были похоронены. Могилы иеромонахов находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.

В обычное время церковь закрыта, но открывают ее для паломников и экскурсионных групп.






Пещеры "Каземат" и "Ухо"

Пещеры "Каземат" и "Ухо" расположены в километре от села Селявное.

Координаты пещеры:

Широта: 50°59"16.45"С

Долгота: 39°19"56.84"В

Пещера названа так ввиду ее предполагаемого назначения: наблюдательного пункта. Более вероятно, что пещеру вырубил какой-нибудь христианский отшельник. В районе входа в пещеру вырублена площадка. Пещера "Каземат" невелика. В пещере вырублено окно, открывающее вид на Дон.

Обе пещеры находятся рядом друг с другом в отвесной скале. Если не знаешь, то найти их сверху практически не возможно. Говоря, к "Уху" ведет трос, который находится прямо напротив железнодорожной фермы, поддерживающей провода - возможно, благодаря этому ориентиру можно обнаружить эти пещеры сверху, что более удобно, чем лезть на 50-ти метровую кручу по сетке-рабице снизу. Более подробно о пещерах "Ухо" и "Каземат" можно прочитать на сайте Путешествия на мотоцикле и не только


Маяцкое городище

Территория современного Дивногорья некогда была форпостом хазарского каганата. Именно отсюда собиралась дань с окрестных земель, и Руси в том числе. Вполне естественно, что именно здесь археологи раскопали древнюю крепость, от которой сейчас остались лишь валы крепостных стен. Рядом с крепостью располагались селения, реконструкцию которых можно видеть на археологической экспозиции.

Маяцкое городище - средневековое городище IX-X вв, основное население которого составляли аланы - кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения. Со временем с Оки сюда пришли племена вятичей. Хазары установили над ними свое экономическое господство, взяли под контроль торговые пути и взимали со славян дань.

Археологическая культура Хазарского каганата в бассейне Дона называется салтово-маяцкой. Салтово – в честь села Верхней Салтов в Харьковской области, где раскопки ведутся уже более ста лет. Маяцкое городище исследовалось с 1975 по 1982 год советско-болгаро-венгерской экспедицией под руководством С.А. Плетневой.

Жизнь в Маяцком городище прекратилась в X веке с распадом Хазарского каганата. Причинами стали междуусобицы, набеги печенегов, а также поход киевского князя Святослава на столицы каганата - Итиль и Саркел.


Археологические раскопки маяцкого селища - прекрасный образец слияния двух культур: степной-кочевой с жилищами, напоминающими юрты, и славянской - отразившейся в построеке в более поздние времена землянок, более пригодных для жилья в холодное время.




Дивногорье - это природный архитектурно-археологический музей-заповедник под открытым небом. Часто это место называют просто "Дивы". Самое интересное здесь - это живописные меловые столбцы (дивы) и таинственные пещерные меловые церкви 17 века . А также останки Маяцкого городища 9-10 веков, прекрасные виды, впечатляющий каньон и прекрасные ландшафты, эндемичные растения и насекомые. Ну и кроме того, здесь можно ощутить невероятную свободу, такой здесь простор и такой далёкой кажется цивилизация. Плато, долины, поля, реки где-то внизу, тишина и ветра! Много ветров! И ещё здесь случаются чудеса. Я серьёзно)) Расскажу о них ниже.

Обязательно оденьте удобную обувь (девочки, удобные туфли на высоком каблуке не подойдут) и возьмите тёплую одежду , потому что в глубине пещерной церкви температура круглый год около +11 градусов.

Как доехать до Дивногорья

На машине из Воронежа ваш путь займёт 2 - 2,5 часа. Я рекомендую ехать через городок Лиски, по трассе М4 "Дон". По Острогожской трассе добираться получится дольше: дорога там хуже. Если найти в навигаторе "Хутор Дивногорье" и поставить там точку, приведёт, куда надо.

Посмотрите на официальном сайте Дивногорья схему проезда .

Также можно добраться электричкой из Воронежа до железнодорожной станции Лиски, а затем до платформы "143 км".

Экскурсия по музею-заповеднику

Без экскурсии в пещерные церкви просто не попасть.
Начало экскурсий в 10.00, 12.00, 14.00 и 16.00. По субботам есть ещё экскурсия в 18.00.
Группы от 7 человек. Стоимость обзорной экскурсии - 250 рублей.

Возможно посещение музея-заповедника без экскурсии - это бесплатно.

Мы приехали в Дивногорье в начале ноября, в один из последних дней. Ехали к 12 часам, были уверены, что группа наберётся. Выяснилось, что мы одни, и больше желающих нет. Нас отправили подождать немного в магазин сувениров - может быть, кто-то ещё подъедет. Никто не подъехал. Уже была мысль доплачивать за остальных 5 человек, но мысль не особенно радовала. И тут случилось первое чудо. К нам вышла женщина-экскурсовод, приветливо улыбаясь, и сказала: "Вы готовы? Пойдёмте!" О чудо, они согласились провести двухчасовую экскурсию в ноябре, по холоду, ради двух человек! Хотя у них были все основания отказать нам.

Когда рассказ уже начался, и мы прошли дальше от первого пункта, гиду позвонили и попросили подождать ещё двоих желающих. В итоге мы были вчетвером.

Карта музея-заповедника Дивногорье


  1. Дивногорский Свято-Успенский мужской монастырь.
  2. Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи в Малых Дивах, XVII век.
  3. Селявинская курганная группа, эпоха бронзы.
  4. Маяцкий гончарный комплекс, IX - середина X века.
  5. Маяцкое селище (поселение), IX - сер. X века.
  6. Маяцкая крепость, IX - сер. X века.
  7. Маяцкий могильник, IX - середина X века.
  8. Пещерный комплекс в Больших Дивах с церковью Сицилийской иконы Божией Матери, XVII в.
  9. Меловые останцы - Дивы.
  10. Источник у реки Тихая Сосна.
  11. Гостиница.
  12. Дивногорское подворье.
  13. Дивногорское костище (12-14 тысяч лет назад)
  14. Археологический парк "От кочевий к городам".
  15. Дивногорский каньон.
  16. Геолого-палеонтологическая экспозиция.
  17. Балка "Голая".
  18. Чудо-сарайчик.
  19. Администрация.
  20. Кафе.
  21. Туалет.

Меловые горы

Когда-то в этих местах было море. Где-то 137 миллионов лет назад. По официальным данным) И на дне древнего моря возникли меловые отложения - то, что от них осталось теперь - это живописные меловые белые столбы причудливой формы, так называемые останцы - Дивы ("останцы" - ударение на последний слог).


Раньше меловых столбов - Див было больше. Когда здесь строили железнодорожную ветку Харьков-Балашов, большинство столбов были, увы, уничтожены в целях безопасности движения поездов.

Храм Сицилийской иконы Божьей Матери - пещерная церковь в Больших Дивах

Здесь вы услышите от экскурсовода рассказ о том, как в XVI веке благочестивые старцы Ксенофонт и Иоасаф, православные греки, прибыли в эти места из Сицилии и принесли с собой икону Сицилийской Божьей Матери. Возможно, что именно Ксенофонт и Иоасаф и вырубили эту церковь в меловом столбе, куда, по преданию, икона вознеслась сама, указав место, которое она будет оберегать. А может быть, уже русские монахи вырубили эту церковь в XVII веке.
Прославление чудотворной иконы Божьей Матери началось в середине XIX в., после того как благодаря ей близлежащие поселения были спасены от холеры.
В этом уникальном храме действительно необычная, благоговейная атмосфера аскетизма, трепетная звонкая тишина.

В церкви несколько ярусов, на втором этаже - бытовые помещения, кельи, кухня, трапезная. Вокруг алтаря - узкий проход, вырубленный в меловой породе для крестного хода.

Богослужение здесь проходит один раз в год: 14 июля - в день обретения Сицилийской иконы Божией Матери.


Маяцкая крепость IX-X вв. - форпост Хазарского каганата

Вид этой крепости слегка разочаровал - сейчас здесь нет почти ничего. Когда-то, в первой половине IX - X веках здесь жили аланы и болгары. Маяцкое городище - это крепость, которая когда-то защищала северо-западную окраину могущественного Хазарского каганата. Было здесь и поселение с центром гончарного производства, и кладбище-могильник.


Каньон

Глубина каньона - примерно с пятиэтажное здание. Говорят, здесь как раз и можно увидеть, как проходило формирование меловых останцов, которые мы сейчас видим на другой стороне плато.


Впечатляет! Не пожалели, что дотопали!


Дивногорский Свято-Успенский монастырь. Пещерный комплекс в Малых Дивах - храм Рождества Иоанна Предтечи

По преданию, мужской монастырь здесь основали всё те же странствующие иноки Ксенофонт и Иоасаф. Здесь же святые старцы нашли и место своего последнего упокоения.


Идти сюда с экскурсоводом музея-заповедника "Дивногорье, прямо скажем, далековато. Поэтому если вы хотите попасть и в этот пещерный храм - обращаться нужно уже вниз, в Свято-Успенский монастырь, к дежурному по храму, без экскурсии сюда не зайти. Экскурсии проводятся в 11.00, 13.00 и 15.00. Для группы более 10 человек экскурсию согласятся провести в любое время с 9.00 до 19.00.


Сами Малые Дивы в целом впечатляют нисколько не меньше, чем Большие Дивы. Поэтому я рекомендую добраться и сюда (мы ехали в обход на машине), хотя в сам пещерный храм уже не попали.

А последнее чудо случилось на следующий день. Хотя мы ужасно замёрзли, пока стояли и слушали экскурсию на вершине плато, обдуваемого всеми ветрами, замёрзли так, что зуб на зуб не попадал, а потом после двухчасовой экскурсии ещё пошли смотреть самостоятельно каньон и археологический парк "От кочевий к городам" и геолого-палеонтологическую экспедицию, никто из нас не заболел. И это просто чудо!


Возможно, вам также будет интересно:

  • Если вы любите скалы и православные монастыри, наверняка вам будет интересно познакомиться с монастырями святых Метеоров в Греции .
  • Скалы, вода и лес - в пейзажном парке Монрепо в Выборге .
  • Природная достопримечательность и одновременно музей горного дела на открытом воздухе -