Что будет при ударе молнии в самолет, рассказали пилоты и учёные. Что будет, если в самолет ударит молния

Возможно, вы уже знаете, что молния, ударившая в автомобиль, не приносит пассажирам вреда. А что насчет самолета?

Необычное фото

Хальдор Гудмундссон заметил огромную молнию, ударившую в землю неподалеку от его офиса, расположенного вблизи от международного аэропорта в Исландии. Он сразу же включил камеру своего мобильного телефона и начал снимать в надежде поймать в кадр новую вспышку света, разрезающую небо. Вдруг он увидел самолет, взлетающий в аэропорту. Он едва оторвался от земли и в него тут же ударила молния! Это необычное зрелище выглядело интересно, но при этом пугающе. Гудмундссон получил уникальную фотографию, а самолет как ни в чем не бывало взлетел и отправился по назначению.

Частый случай

Самолет, за которым наблюдал исландец, безопасно прилетел в пункт назначения, без затруднений добравшись из Исландии в Париж. Разряд электричества не нанес ему никакого вреда. На самом деле то, что молния может ударить в самолет, - совершенно обычный случай, которого никому не стоит бояться.
Он с легкостью справляется с ударом, несмотря на то что мощность его можно сопоставить с четвертью тонны в тротиловом эквиваленте. Обшивка кабины самолета выполнена особым образом, она проводит электричество, но не допускает его к команде, пассажирам и электронному оборудованию. За счет слоя металлической сетки, располагающейся внутри обшивки по всему самолету, созданное ударом молнии электричество проходит равномерно и никому не вредит.

Дополнительные меры

Помимо всего прочего, оборудование и топливный бак тщательно укрыты от любого внешнего воздействия электричества. Все это проверяется перед взлетом. Во время проверки симулируются удары молнии и все внутреннее оборудование вместе с обшивкой тестируется. Если все работает должным образом, молния входит в самолет в носовой части и выходит с хвоста и частично из крыльев. При этом все на борту в полной безопасности. Впрочем, люди на борту могут заметить удар. К примеру, иногда слышно громкий звук. В прежние времена самолеты не были так хорошо защищены, металлической сетки внутри обшивки не было. В результате оборудование вполне могло отключиться, но тогда его дополняли механическими устройствами. Все это позволяло безопасно осуществить посадку даже в случаях, когда бортовой компьютер не работал. Таким образом, удар молнии был относительно безвредным в прежние времена и совершенно безопасен сейчас.

13.03.2018, 16:33

Удар молнии в самолет - это чрезвычайное происшествие и при ряде обстоятельств оно может иметь определенное последствие. Билетик Аэро расскажет вам, что же будет, если в самолет ударит молния.

Попадание молнии в самолет достаточно редкое явление для современной авиации. Обычно, согласно инструкциям техники безопасности, пилотам запрещено вводить самолет в грозовой фронт, машина должна обходить грозовое облако справа или слева, но никогда не пролетать снизу. Иначе, молния обязательно ударит в нее. По статистике экспертов молнии в самолеты попадают 1-2 раза в год, при регулярной эксплуатации авиалайнера. Но сегодня это редко приводит к серьезным последствиям.

Первое упоминание об авиационном происшествии, связанным с грозовым разрядом, появилось еще в 1929 году. Первым летным происшествием описанным детально, стала катастрофа транспортного самолета ВВС США Curtiss C-46, следовавшим 14 июня 1945 года по маршруту Даллас Джексон в штате Миссисипи. Молния попала в крыло на высоте около 1 километра. В результате самолет не смог удерживать высоту и упал в лес.

А одним из самых тяжелых ЧП вызванным молнией - называют авиакатастрофу в американском штате Мэриленд 8 декабря 1969 года. Тогда повреждение получил резервный бак с горючим, самолет вспыхнул, погибли 82 человека. После этой трагедии в конструкцию самолетов внесли изменения.

Разряд молнии выбирает путь наименьшего сопротивления, поэтому если на ее пути встречается самолет он проходит по его металлической обшивке, не проникая внутрь и не задевая важные устройства. Для этого листы обшивки должны быть плотно подогнаны к друг другу.

В случае же использования композитных материалов, их стали покрывать слоем проводящей сетки из медной фольги. Для защиты от сильного электромагнитного излучения, возникающего при ударе молнии, бортовые системы стали кронировать медными сетками. А чтобы исключить воспламенение паров топливных баков при попадании молнии, по мере выработки горючего они заполняются инертным газом. И наконец для того, что бы снизить вероятность встречи с небесным электричеством, на концах крыльев устанавливаются электростатические разрядники, с которых статический заряд стекает в воздух. Благодаря этому корпус самолета всегда остается нейтрально заряжен и не привлекает внимание молнии. Если она и попадает в него, то скорее всего выйдет с него именно с разрядника.

На данный момент авиапарки практически всех стран обладают современными авиалайнерами, которые достаточно хорошо защищены от удара молнии.

Самолеты испытывают на сопротивление значительным по мощности электромагнитным воздействием. Они могут выдерживать практически любые молнии и уровень турбулентности. При попадании молнии в самолет не пострадают ни пассажиры, ни экипаж. Может только наблюдаться незначительная тряска машины, небольшие повреждения корпуса, порча радио и электро оборудования, которые на каждом борту всегда дублируются.

И все же, несмотря на эффективный полный комплекс защиты, самолетам даже новой конструкции запрещается входить в грозовой фронт. А если в самолет во время полета все-таки попала молния, после посадки его тщательно просматривают на предмет сохранности обшивки корпуса.

Итак, в современном мире на современных авиалайнерах удар молнии не страшен. Это связано с наличием многих конструкторских решений, защищающих самолет. Несмотря на мировую статистику, в которой говорится, что за 15 лет использования каждого авиалайнера, регулярно совершающего полеты, молния попадает в него не менее 15 раз. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе из-за удара молнии ничтожно мала.

Самолеты называют самым безопасным видом транспорта, однако во многих они вселяют непреодолимое чувство страха. Не способствуют борьбе с фобией и периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в какой-то лайнер ударила молния. «Лента.ру» разбиралась, насколько часто это происходит и чем это опасно для самолета.

В начале июня молния три самолета, находящихся на стоянке аэропорта Шереметьево. Разряд спровоцировал их обесточивание, отключение авионики и других систем. В марте из-за молнии вынужденную посадку в Нью-Йорке лайнер Embraer E170 с 55 пассажирами на борту. В начале января у самолета авиакомпании «Аврора», летевшего из Харбина в Хабаровск, молния законцовку правого полукрыла, а месяцем ранее разряд в полете Airbus A330, летевший из Москвы в Сеул.

Список инцидентов, связанных с ударом молнии в воздушное судно, в авиации не редкость. Обычно разряд не повреждает самолет, однако по завершении рейса его на некоторое время отстраняют от полетов.

«Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост», - объясняет пилот Патрик Смит, автор книги Cockpit Confidential.

По его словам, молния попадает в реактивный самолет примерно раз в два года. Смит говорит, что в результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы. Кроме того, некоторые отклонения могут наблюдаться в работе электроники, которой пользуются пассажиры.

«Молнии в самолет попадают очень и очень часто, но при этом ничего не происходит», - рассказал «Ленте.ру» Алексей Кочемасов, командир воздушного судна авиакомпании «Победа», более известный в интернете под псевдонимом Летчик Леха.

Алексей рассказал, что иногда на корпусе выгорает пара-тройка заклепок. «Но это ни на что не влияет, - уточняет пилот. - После обнаружения подобного ставят новую заклепку и все. Времени занимает примерно минут пять».

Профессор Ману Хадда, который руководит лабораторией Моргана Ботти по изучению молний в университете Кардиффа (Великобритания), уточняет, что современные самолеты, такие как Boeing 767 или Airbus A 350, имеют конструкцию, которая работает примерно по тому же принципу, что клетка Фарадея . Их корпус сделан из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Поэтому, попадая в самолет, молния проходит по его поверхности, но не проникает внутрь.

Хадда добавляет, что разряд даже теоретически не может достигнуть топливных баков, которые расположены в крыльях.

«Сила тока при ударе молнии достигает 200 тысяч ампер - пассажиры могут услышать шум или увидеть вспышку света в иллюминаторе, но они ничего не почувствуют», - заверяет Хадда.

Он уточняет, что авиапромышленность довольно консервативная отрасль и здесь постоянно проводятся различные испытания техники, в том числе, и на работу в экстремальных условиях. Так что пассажиры ничем не рискуют.

Эксперты считают, что наибольший риск молния представляет для экипажа самолета и его пассажиров: вид бьющего в корпус разряда может вызвать панику, что в случае неадекватной реакции представляет угрозу безопасности полета.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождевых кучевых облаках, на высоте 2-5,5 километра. Пролетающие самолеты иногда сами вызывают разряды в наэлектризованных облаках. Считается, что легкомоторные самолеты менее подвержены ударам молнии из-за своих размеров.

Видео с бьющими в самолеты молниями набирают в интернете тысячи просмотров

Серьезные происшествия, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации можно пересчитать по пальцам. Последний произошел в январе 2014 года: на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, он попал в грозу и был поражен молнией. В результате крушения погибли четыре человека.

Самая серьезная катастрофа из-за удара молнии произошла в 1963 году. Тогда разряд привел к взрыву в воздухе лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American.

По итогам расследования Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановила оснастить все гражданские самолеты специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. Их стали устанавливать на концах крыльев, а свободное пространство в баках по мере выработки горючего стали ради безопасности заполнять инертным газом, препятствующим воспламенению паров топлива.

«В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок, - вспоминает Патрик Смит, - Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: "Что это было?" - "Не знаю". - "Молния?" - "Может быть"».

Впоследствии механики обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.

Ответ мы нашли в книге пилота гражданской авиации Патрика Смита «Говорит командир корабля. Вопросы, ответы и наблюдения опытного пилота»:

«Самолеты страдают от ударов молнии чаще, чем вы можете себе представить: в среднем молния попадает в один лайнер раз в два года. И этот факт учитывается при их проектировании. Все продумано: молния не проходит через салон, поджаривая на электричестве пассажиров, она разряжается через алюминиевую обшивку самолета — прекрасный проводник электричества.

Крайне редко происходит внешнее повреждение (поверхностное или сквозное) или небольшое повреждение электрических систем самолета — как правило, молния почти не оставляет следа.

Бывают, конечно, и исключения. В 1963 году из-за удара молнии взорвалось крыло самолета Boeing 707 компании Pan Am, летевшего над штатом Мэриленд. Впоследствии Федеральное управление гражданской авиации США приняло ряд предохранительных мер, включая изменение конфигурации топливного бака и установку электрических разрядников по всему борту.

В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок. Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: "Это что было?" — "Не знаю". (Пожимает плечами.) — "Молния?" — "Может быть". Механики впоследствии обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа».

7 апреля 2015 года неподалёку от города Кеблавик, Исландия, в летящий самолёт ударила молния. Самолёт Боинг 757-200, вылетевший из Рейкьявика получил мощный разряд молнии в носовую часть фюзеляжа, оставив большую дыру. В отсутствие каких-либо аномальных показаний или ненормального функционирования системы управления экипаж решил продолжить полет до Денвера (США), где самолет благополучно приземлился спустя 7,5 часов.

По словам пассажиров, раздался громкий взрыв и вспышка вскоре после взлёта. После проверки экипажем всех систем управления капитан объявил, что в самолёт попала молния, но все в порядке, ничего не мешает продолжать путь в Денвер.


Фотография Dailymail.co.uk

Наиболее частые случаи ударов молнии в самолёт происходят, когда самолёт находится внутри облаков и во время подъёма и спуска. На других этапах полёта попадание молнии является редкостью. (см. таблицу).

Причина в том, что наибольшая грозовая активность происходит на высоте от 1,500 до 4,500 метров (см. рисунок), а высота, на которой проходят пути дальнемагистральных самолётов, находится намного выше. Однако, самолеты, летающие по «невысоким» маршрутам в районах с высокой грозовой активностью, подвержены большему риску.

1 фут = 0,3048 метров.

Семьдесят процентов всех ударов молнии происходят во время дождя. Существует тесная взаимосвязь между температурой (около 0 градусов по Цельсию) и ударами молнией в самолеты. Большинство ударов молнии в самолетах происходят именно в таких погодных и температурных условиях. Хотя по статистике 70% ударов молнии происходит в грозовых облаках, вероятность попадания молнии в самолёт сохраняется до пяти километров от эпицентра таких облаков. По сообщениям пилотов такие ситуации нередки и занимают примерно 40% от всех инцидентов, связанных с молнией.

Наиболее вероятное место попадания молнии в самолёт — внешние «выпирающие» части, такие как концы крыльев, носовая или хвостовая части. Удары молнии приходятся на одну часть самолёта, а выходы молнии — на другую (см. рисунок ниже). Молния «входит» в самолет с ведущих краёв, которые ионизируются, создавая благоприятные условия для попадания молнии. Ток молнии перемещается вдоль самолета и выходит в сторону земли с других краёв, образуя цепь с самолетом между облаком энергии и землей.


Молния может иметь напряжение до 1 млн вольт и силу тока да 30 000 ампер. Объем и тип повреждений самолета при поражении молнией могут значительно варьироваться, в зависимости от таких факторов, как уровень энергии удара, скорость выхода из грозовой локации и частота самих разрядов.
Компоненты самолета, сделанные из ферромагнитного материала, могут стать сильно намагниченными, когда подвергаются воздействиям токам молнии. Электрические и электронные системы в самолете разработаны с учётом возможной атаки молнии, но тем не менее, грозы высокой интенсивности нанести серьезные повреждения электрически управляемым клапан подачи горючего, генераторам, фидерам электропитания и электрическим системам распределения.