Собор святой софии в стамбуле или мечеть айя-софия. Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению Мечеть аль софия в стамбуле

Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

История постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя! » ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан , войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

История собора периода Византийской империи

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София . Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.

Вы можете узнать о других мечетях в Стамбуле из следующих наших статей: и .

Я думаю, что почти все туристы начинают свое знакомство со Стамбулом с пощади Султанахмет и расположенными на ней и вблизи нее достопримечательностями. Так поступили и мы. Впервые попав на Султанахмет, в первую очередь, мы обратили внимание на два возвышающихся строения — Голубую мечеть и собор Святой Софии (Айя-Софью в турецкой редакции). Попасть в Голубую мечеть нам сразу не удалось, так как она в дни Рамадана, в основном, закрыта для простых туристов, поэтому первое место, с которым мы познакомились в Стамбуле — это собор Святой Софии, тем более, что рассказ о нем мне запомнился еще со школьной скамьи и быстрее хотелось увидеть все воочию.

Дорожка ко входу в собор Святой Софии с площади Султанахмет.

К нашему большому удивлению, весь период нашего пребывания в Стамбуле возле популярных у туристов мест людей почти не было, и мы свободно проходили во все музеи. Так и здесь. При входе на территорию собора была небольшая группа туристов, однако ее было почти не заметно. Кстати, читая отзывы других туристов об экскурсиях в Стамбуле во время высокого сезона (апрель-июнь, сентябрь, Новый Год и Рождество), была очень удивлена фотографиями с огромными очередями во все главные достопримечательности. Поэтому, если вы путешествуете самостоятельно, езжайте смотреть город в низкий сезон — и отели будут дешевле, и доступ к достопримечательностям проще и спокойнее.

Собор Святой Софии в Стамбуле: часы работы, билеты, аудиогид

Попасть в собор Святой Софии можно купив билеты за 30 лир (дети до 12 лет проходят бесплатно) или музейную карту за 85 лир на три дня или 115 лир на 5 дней. Они продаются в специальных автоматах. Покупку сделать очень легко — интерфейс интуитивно понятный. Что это такое музейная карта и как с ней экономить я рассказала в посте . Однако сразу мы ее не купили, о чем потом чуть-чуть пожалели, а прошли в музей по билетам.

Войдя на территорию собора Святой Софии, мы столкнулись с тем, что познаний у нас особо о нем нет, все краткие описания и надписи на турецком и английском, а просто глазеть, не понимая что ты видишь, это глупо. Поэтому купили на входе аудиогида (по 20 лир на каждого) и пошли получать удовольствие.

Кстати, он интересно устроен: тебе выдают заламинированную карту собора с точками, к которым ты прикладываешь пульт-указатель и прослушиваешь информацию об этом месте. Оказалось, очень удобно.


1 - вход; 2 - императорские ворота; 3 - плачущая колонна; 4 - алтарь - Михраб; 5 - Минбар; 6 - ложа султана; 7 - Омфалос («пуп мира»); 8 - мраморные урны из Пергама; a - баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I; b - минареты султана Селима II

Стоит отметить, что Айя-Софья работает каждый день (кроме понедельника): в летний сезон (15 апреля — 25 октября) с 9.00 до 19.00, кассы закрываются в 18.00, в зимний сезон — с 9.00 до 17.00 и кассы закрываются в 16.00. Однако в первый день Рамадана музей закрыт, как впрочем и большинство в Стамбуле.

Что из себя представляет собор Святой Софии: история и краткое описание

Если вам не достался работающий аудиогид или просто не хотите тратить деньги, то полезным будет краткая историческая справка и небольшое описание всех достопримечательностей, которые может вам показать собор Святой Софии в Стамбуле.

На самом деле, собор в своем современном виде не первое культовое строение, построенное в Константинополе на этом месте. Сначала была базилика Константина, сгоревшая во время народного восстания в 404 году, потом базилика Феодосия, снова пострадавшая в результате восстания «Ника» в 532 году. Ее руины вы сможете увидеть перед главным входом в сегодняшний собор. Там есть остатки колонн, портика, лестницы, ведущей ко входу, ушедшему ниже уровня земли на 2 метра. Однако ничего, кроме описаний древних историков и этих нескольких камней не осталось, хотя эти две церкви также были достаточно велики и богато отделаны.

Собор Святой Софии в Стамбуле (а тогда еще Константинополе) в сегодняшнем своем виде приказал построить на месте разрушенной базилики император Юстиниан — один из ключевых правителей в истории Византийской империи. Как и само государство, его главный храм должен был стать величайшим и великолепнейшим из всех, когда либо построенных. Поэтому территория для строительства была очищена от старой застройки, привлечены самые известные архитекторы, из казны выделены сумасшедшие для того времени суммы (три бюджета империи), использовался труд 10 тыс. рабочих. Само строительство также велось быстрыми темпами — всего за 5 лет.

Интересно, что император для своего собора приказал свозить в Константинополь в качестве строительного материала архитектурные элементы известных древних храмов и сооружений. Поэтому в соборе Святой Софии поставлены колонны из порфира (багряного цвета) из храма Солнца в Риме, из зеленого мрамора из храма Артемиды в Эфесе, с руин городов Малой Азии и Сирии. Белый мрамор с острова Мармара, зеленый оникс с Эвбея, желтый и розовый мрамор из Северной Африки.

Кроме цветного каменного убранства, в интерьере собора использовано золото, серебро, слоновая кость. До разграбления собора Святой Софии, по свидетельствам очевидцев, в алтаре стоял золотой крест в два человеческих роста, богато украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Пред ним висел еще один полуметровый крест, с тремя золотыми же лампадами.

По всем параметрам храм был великим — самый большой, самый дорого украшенный, самый красивый, с наибольшим количеством служителей.

Однако через несколько лет землетрясение обрушило часть стены собора, так как строители решили сэкономить время и средства на укреплении стен. После этого император приказал возвести поддерживающие столбы для купола, который оказался еще выше, чем был до этого. В истории Собора Святой Софии было еще несколько разрушительных землетрясений, в результате которых он укреплялся стенами, контрфорсами, перестраивался купол и постепенно утрачивал свой первоначальный вид.

Именно в соборе Святой Софии в тогда Константинополе произошло фактическое деление христианства на церкви западного (католического) и восточного (православного обряда) — Папа Римский и Патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме.

Вместе с упадком Византии, терял свой лоск и храм. В 1204 году Константинополь взяли крестоносцы и разграбили собор. Именно в нем до этого времени хранилась Туринская плащаница — отрез ткани, в который был завернут Иисус Христос после распятия. Также они вывезли все драгоценное убранство. Только в 1261 году византийцы смогли отвоевать свою столицу, однако вернуть былую роскошь уже не удалось.

В 1453 году Константинополь завоевывает султан Мехмет II и делает из собора Святой Софии мечеть Айя-Софию теперь в Стамбуле. Известный архитектор достроил четыре минарета, которые кроме религиозной функции, укрепляли стены собора и препятствовали дальнейшему разрушению. Был достроен михраб (алтарь у мусульман), минбар (лестница, ведущая к месту, откуда вещает имам), султанская ложа, под куполом были установлены огромные медальоны, на которых золотом написаны имена Аллаха и пророков. Стоит отметить, что завоеватели бережно относились к собору-мечети — его постоянно реставрировали, султаны дарили дорогие подношения, на его территории были построены несколько медресе.

Одной из удивительных достопримечательностей собора являются его мозаики. Их сохранению помогло иконоборчество, как не странно, когда шикарные мозаики затерли штукатуркой. Сегодня реставраторы смогли восстановит только часть, но и то, что дошло до современности, поражает тонкостью исполнения, красотой, богатством красок. На одной из них, изображены императрица Зоя и император рядом с Иисусом Христом. Интересно то, что у изображения императора было два лица, так как дочь императора — Зоя была трижды замужем и двоих из своих мужей увековечила в мозаике.


А это и есть императрица Зоя и ее муж

Еде одна известная мозаика — подношение Иисусу Христу города Константинополя от его основателя императора Константина и собора Святой Софии от императора Юстиниана

На втором этаже в галерее напротив алтаря было место императрицы. Оно обозначено зеленым мраморным кругом на полу.

Тут же на верхних галереях ищите внимательно рунические надписи под стеклом, вырезанные в перилах. Говорят, что это свидетельство того, что в Константинополе были представители древних северных народов.

Внизу, слева от входа стоит медная «плачущая» колонна. Если засунуть палец в отверстие в ней, загадать желание и почувствовать капельки воды, то оно обязательно сбудется.

Около ворот в Патриархию на втором этаже находится могила одного из венецианских дожей, участвовавших в завоевании Константинополя.

Видео об экскурсии в собор Святой Софии в Стамбуле

Много фотографий мы не делали в соборе, а решили снять небольшое видео, так как в помещениях было довольно темно и фотоаппарат все равно не передавал всей мощи и красоты этого монументального строения.

Что можно сказать, собор Святой Софии в современном Стамбуле — одно из величайших архитектурных строений в мире , не правда ли?

А это мы сами в дворике собора отдыхаем после полученных впечатлений.

Резюмируя полученные впечатления, отмечу: христианин вы или мусульманин, а может быть буддист, не важно, будучи в Стамбуле идите и посмотрите на собор Святой Софии. Представьте, как полторы тысячи лет назад можно было построить это монументальное сооружение, подумайте о величие и тщетности империй и их властителей, как одни эпохи сменяют друг друга и что остается от великих мира сего.

Собор Святой Софии или Айя София, как ее называют в Стамбуле — главная достопримечательность города, которую посещают все туристы, впервые приехавшие в Стамбул. Отправляясь в город на Босфоре, мы обязательно планировали сходить в Софийский собор и то, что мы увидели, впечатлило нас больше всех других мест в Стамбуле. Об этом уникальном месте мы и расскажем в своем фотоотчете.

Собор Святой Софии — история создания

Информации о создании Софийского собора на просторах интернета очень много, поэтому не видим большого смысла ее снова пересказывать. Остановимся на нескольких, по-нашему мнению ключевых моментов истории храма Святой Софии в Стамбуле. Собор, в том виде, который мы можем видеть в наши дни был построен в 532 году, после того, как были неоднократно сожжены храмы, которые находились до него на этом месте. Поэтому императором Юстинианом было принято решение построить такой величественный храм, который никто не осмелится бы сжечь.

Строительство продолжалось долгих пять лет, был использован лучший строительный материал. Говорят, что на возведение собора Святой Софии в Стамбуле ушло более трех годовых бюджетов Константинополя.

У читателя может возникнуть резонный вопрос, как у православного Византийского храма в Константинополе появились минареты и статус мечети. После падения Константинополя перед Османской империей в 1453 году к храму было пристроено четыре минарета и он был обращен в мечеть. В мусульманских храмах не принято украшать стены изображениями людей и животных, обычно используется керамика и орнаменты, поэтому христианские изображения Айя Софии в спешке замазывали штукатуркой.

Сейчас же, после того, как Собор Святой Софии получил статус музея, это место действительно стало одной из самых популярных достопримечательностей Стамбула, стоит посмотреть на очередь, которая выстраивается из желающих попасть внутрь храма, чтобы увидеть смешение эпох, религий и изящество архитектурной мысли.

Очередь в Айя Софию — приходится стоять больше получаса

Айя София внутри — наша фотопрогулка

По-настоящему же собор Святой Софии впечатляет своими истинными масштабами лишь когда зайдешь внутрь храма. Во время нашего путешествия в Стамбул в Айя Софии проводились реставрационные работы, поэтому часть храма была ограждена строительными лесами, что очень сильно мешало сделать красивые панорамные фото собора.

Ознакомившись с планом софийского собора, мы отправились, следуя за огромным количеством туристов осматривать Айя Софию.

Высота Софийского собора более 55 метров, но больше всего впечатляет купол. Диаметр купола собора Святой Софии — 31 метр.

Уникальность собора Святой Софии в сочетании в храме православной и мусульманской религий бок о бок. На четырех медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов. А между арабскими медальонами расположилась православная фреска с изображением Богородицы.

Главный символ мусульманства в Айя Софии — медальон с арабской вязью

О том насколько популярно это место среди туристов очень ярко показывает следующее фото. Во время нашего визита в Айя Софию в Стамбуле просто яблоку было негде упасть. Примечательно, что ни один посетитель собора Святой Софии не смотрит вниз.

И снова один из медальонов — они привлекают больше всего внимания

Осматривать собор хотелось бесконечно, даже просто находится в этом уникальном историческом месте было уже великим для нас событием, поэтому мы не спешили уходить из Айя Софии, зная, что со второго этажа открывается потрясающе красивый панорамный вид на Софийский собор.

Еще одно напоминание о мусульманстве — плитка на стенах

За позолоченным ограждением на первом этаже собора Святой Софии располагается старинная библиотека Махмуда I.

Вдоволь полюбовавшись первым этажом софийского собора, мы по очень узкому коридору поднялись на второй уровень собора Святой Софии.

Возможно если бы в соборе Святой Софии не было второго уровня, на который пускают туристов, она бы настолько не впечатляла посетителей. Ведь именно благодаря выходу на второй этаж, мы можем видеть всю красоту этого величайшего строения.

Знаменитый Софийский собор в Стамбуле — вид внутри

На втором этаже расположены знаменитые мраморные ворота, которые в свое время отделяли основную часть собора от приватных императорских комнат.

Айя София — фото внутри храма

Мозаики Святой Софии

По указанию первого президента Турции, собор Святой Софии получил статус музея и сразу после этого начали восстанавливать старинные православные фрески, очищая стены от штукатурки.

Православных мозаик сохранилось немного. Одна из них XIII века, на фото ниже, на которой изображены Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель была частично восстановлена. Говорят что, остальные части этой мозаики растянули на сувениры.

На следующей мозаике изображена Дева Мария с императором Иоанном II c женой и сыном. В свое время император Иоанн II выделил очень большие средства на строительство храма Святой Софии в Константинополе.

Айя София в Стамбуле — медальоны в храме

Спустившись со второго этажа, мы отправились изучать старинные артефакты, которые выставлены на первом уровне собора Святой Софии. Также там располагается магазин сувениров, где можно приобрести памятные вещи на любой вкус.

Подробнее о том, можно прочесть на блоге.

Ну и как же без главного обитателя Стамбула — кота

Когда мы вышли из собора Святой Софии в Стамбуле уже начинало темнеть и мы полюбовались храмом в ночном городском освещении. Что хочется сказать в завершении прогулки, Айя София, действительно уникальное место, со своим ярким колоритом и тысячелетней историей. Если вы нас спросите, стоит ли посетить софийский собор Стамбуле? Мы может ответить однозначно, что стоит. Мы обязательно сходим туда еще раз в следующую нашу поездку в Стамбул.

На карте Стамбула

Стоимость билетов и часы работы

  • C 15 апреля по 30 сентября собор работает с 9:00 до 19:00
  • В зимнее время с 9:00 до 17:00
  • Стоимость билета — 30 турецких лир
  • Стоимость аудиогида — 20 турецких лир
  • http://ayasofyamuzesi.gov.tr — официальный сайт собора Святой Софии

Как добраться до собора

Проще всего добраться до собора Святой Софии на . На скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет.

Айя-София - уникальный храм, в котором чудесным образом сочетаются две разные, иногда даже противоречивые религии: христианство и ислам. В этом соборе сосредоточилась обширная история нынешнего турецкого города Стамбула, а некогда Константинополя, крупного православного центра Византии. Что же такого примечательного в этом популярном туристическом месте?

Особенности названия

У главной достопримечательности Стамбула несколько названий, которые непрестанно сменяли друг друга с приходом той или иной власти. В христианский период его величали Софийским собором, собором Святой Софии Константинопольской, собором Святой Софии Премудрости Божией. Значение женского имени, в честь которого был назван храм, очень обширно и разнообразно. Его можно толковать как «мудрость», «разум», «знание» и т. д.

С приходом мусульман на эти земли храм стали называть на арабский манер Айя- София, что в переводе также означает Святая София.

Предшественники

Святая София была возведена на холме, где в прежние времена возвышались иные храмы с идентичным названием. Первоначально императором Константином I была заложена каменная базилика с деревянной крышей. Однако позже здание сильно пострадало в результате народного восстания 404 года. Следующий император, Феодосий II реконструировал базилику. Но новые общественные волнения не пощадили восстановленную святыню и уничтожили ее. Чуть позже на этом месте началось возведение третьей Софии, которой удалось выстоять и пережить все последующие катаклизмы, в том числе завоевание города османами, землетрясения и пожары.

Чудесный сон

История Айя-Софии начинается полтора тысячелетия назад. Существует мистическая легенда о создании этого собора. Согласно ей, в одну из ночей византийскому императору Юстиниану приснился дивный сон, в котором он увидел облик будущего храма. Некоторые источники указывают на то, что ему явился ангел с планом грандиозного сооружения. На следующее утро император срочно начал искать людей, способных превратить божественный замысел в действительность. За ближайшие пять лет практически все доходы империи были потрачены на строительство собора Айя-Софии. При возведении были использованы только самые лучшие материалы, тщательно подобранные, привезенные со всей страны и из-за границы. В какой-то момент Юстиниан перестал выплачивать жалование чиновникам и значительно увеличил налоги. Наконец, в 537 году на свет появился монументальный собор Святой Софии Премудрости Божией, на протяжении тысячелетия считавшийся самым монументальным и крупным храмом всего христианского мира. Потомки до сих пор восхищаются его размерами и величием. Действительно, огромные усилия заслуженных архитекторов своего времени Анфемиоса Траллетского и Исидора Милетского, византийских зодчих и налогоплательщиков стоят того.

Образец истинного христианства

В эпоху становления различных религий перед многими странами стояла трудноразрешимая проблема: какому именно вероисповеданию последовать? Именно с таким вопросом русские послы прибыли в Византию. Монументальность и роскошь Айя-Софии поразили их. Побывав в этом храме, они прониклись могуществом православного христианства. Находясь под впечатлением от увиденного, послы посоветовали князю Владимиру обратиться именно в это вероисповедание.

Раскол церкви

Храм Айя-София стал центром всего христианского мира. Здесь законно принимали власть от патриарха новые правители Византии. Долгое время в соборе хранилась наиважнейшая христианская реликвия - Туринская плащаница, ткань, в которую было завернуто тело распятого Иисуса Христа. В 1054 году на этом месте случилось наиважнейшее событие в истории христианства. Тогда кардинал Гумберд передал Михаилу Керуларию, Константинопольскому патриарху, официальный документ об отлучении. Так некогда цельная христианская церковь раскололась на две части: католическую и православную, что породило много споров, противоречий и столкновений.

Смена веры

В середине XV века Константинополь пал под натиском все разраставшейся Османской империи. С приходом к власти султана Мехмеда II для города началась эра новой религии, которая длится и по сей день. По легенде, завоеватель был настолько поражен Софийским собором, что у него не хватило духа уничтожить его. Было принято решение переделать христианский храм в мечеть. К нему были пристроены четыре минарета, а на роскошные мозаики и иконы нанесли толстый слой побелки, после чего их завесили верблюжьими кожами, на которых золотой вязью были написаны изречения из Корана. Крест, венчавший купол храма, был заменен на полумесяц. Так собор Святой Софии Премудрости Божией превратился в мечеть Айя-София, ставшей после Каабы второй по важности святыней ислама.

Четыре минарета были пристроены не в одно время, что заметно по их внешнему виду. Первый минарет был деревянным, затем последующие правители возвели еще три. В XVI веке к мечети пристроили несколько новых зданий: библиотеку, медресе (начальную школу), прекрасный шадырван (фонтан для омовений), служебные помещения, дом имамов и, наконец, усыпальницу правителей Оттоманской династий.

Султаны очень заботились о сохранности мечети, она периодически реконструировалась и укреплялась. В XIX веке для этого были вызваны ведущие итальянские реставраторы, которые спасли святыню от полного разрушения.

Современный храм

В 1934 году Кемаль Ататюрк, президент Турции, превратил храм в музей, который открыт для посещения и в наше время. С тех пор здесь проводятся не мусульманские обряды, а реставрационные работы. Толстый слой штукатурки снимается, и перед посетителями предстают одухотворенные лики христианских святых, обрамленные витиеватыми сурами ислама. Относительно недавно эта поразительная достопримечательность была занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внешний облик собора

Айя-София в Стамбуле заметна издалека, однако снаружи храм выглядит достаточно аскетично и сливается с мечетями поблизости. В первую очередь в этом сооружении поражает его монументальность, массивность. Площадь здания составляет более 5000 квадратных метров, высота - 51 метр. Все это мощное великолепие венчает внушительный купол диаметром 31 метр.

В храм можно войти с девяти ворот (священное у мусульман число). С противоположной стороны от главного входа в музей расположены гробницы османских султанов. Их можно посмотреть бесплатно. Здесь также находится интересный мавзолей Мехмеда III, в народе именуемого борцом за справедливость.

Внутреннее убранство

Парадный вход - одно из примечательных мест храма. Более тысячелетия назад отсюда выходили императоры. Проем украшает интересная мозаика. На ней изображены Богоматерь с младенцем на руках и два правителя - императоры Константин и Юстиниан. Основатель города держит в руках план Константинополя, а основатель собора - план храма.

Вся роскошь Айя-Софии спрятана внутри. Поражают размеры бывшей мечети. Мощные и толстые колонны, поддерживающие свод, кажутся изящными и утонченными. Их высота - около 25 метров. Все они выглядят по-разному, так как были привезены из разных древних святынь Ливана и Эфеса. В самом куполе проделано множество небольших окошек, которые наполняют здание светом. Создается ощущение, будто сооружение парит в воздухе. Своды храма украшены изречениями из Корана, которые соседствуют с фресками и лепниной, в том числе с изображением Матери Божьей.

Стены собора выложены золотыми мозаиками. На них отображена удивительная история византийского искусства. Поначалу соборы украшались орнаментальной мозаикой. Затем декор усложнялся, обретал определенные формы и сюжет. При помощи мозаики начали изображать почитаемых святых, а впоследствии и библейские сюжеты. К сожалению, они сохранились не полностью. Однако и по фрагментам можно наблюдать эволюцию византийской иконописи, когда мастера от плоских изображений переходили к объемным и глубоким. В музее Айя-София можно обозреть большое собрание икон и иных предметов, относящихся к христианству.

Пол выложен белым мрамором, что зрительно еще больше увеличивает пространство. На нем можно найти омфалион - цветную вставку в мраморном полу, обозначающую место традиционной коронации императоров, которое находится от алтаря справа, ровно под центром купола.

Очень много предметов декора свидетельствуют о мусульманском периоде храма. Интересно, что минбар (то есть кафедра), с которого мулла проводил богослужение, был построен не на месте бывшего алтаря, а юго-восточнее. Заветы ислама требуют, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. По этой причине мусульмане молились не посередине храма, а чуть в стороне. Сегодня на стенах рядом с христианскими святыми можно увидеть панно с витиеватой каллиграфией османского периода.

Что посмотреть внутри

В соборе Айя-София в Стамбуле есть пара примечательных и популярных у туристов мест. Во-первых, стоит обязательно подняться на второй уровень храма, ведь оттуда открывается прекрасный вид на внутреннее великолепие. Во-вторых, если времени достаточно, можно постоять в очереди к «плачущей» колонне. Считается, что она исполняет желания. Раньше на этом месте была икона Григория Чудотворца. К ней стремились притронуться сотни паломников в надежде исцелиться от недугов. Легенда также гласит, что случайное прикосновение к ней избавило императора Юстиниана от мучившей его головной боли.

Когда храм превратили в мечеть, икону убрали, после чего здесь осталось небольшое углубление. Сейчас это отверстие сияет, ведь каждый посетитель стремится прокрутить в нем палец по часовой стрелке, загадывая при этом свое заветное желание. Если палец стал влажным - оно обязательно исполнится.

Внутри храма есть необычное «холодное» окно, откуда всегда веет прохладой даже в знойный и безветренный день.

Литературный образ

Великолепный собор был возвеличен и в поэзии, например в стихотворении И. А. Бунина «Айя-София». Вот его полный текст:

Светильники горели, непонятный

Звучал язык, - великий шейх читал

Святой Коран, - и купол необъятный

В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,

Шейх поднял лик, закрыл глаза - и страх

Царил в толпе, и мертвою, слепою

Она лежала на коврах...

А утром храм был светел. Все молчало

В смиренной и священной тишине,

И солнце ярко купол озаряло

В непостижимой вышине.

И голуби в нем, рея, ворковали,

И с вышины, из каждого окна,

Простор небес и воздух сладко звали

К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Справочная информация

Айя-София в Стамбуле расположена в историческом районе города (Султанахмет). Местоположение очень удобно, ведь именно здесь сосредоточены основные достопримечательности столицы Турции.

Музей работает каждый день с 9 до 19 часов в летний период (с 15 апреля по 30 октября) и с 9 до 17 часов в зимнее время. Необходимо учесть, что храм закрыт в такие важные мусульманские праздники, как Рамадан и Курбан-Байрам.

Стоимость входа составляет 40 турецких лир (590 рублей).

Софийский собор или Собор Святой Софии или Айя-София — выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

История Собора Святой Софии в Стамбуле

Собор в виде базилики с каменными стенами и деревянной крышей был построен в 324—337 годах при Византийском императоре Константине I, но был сожжен после общественных беспорядков 404 года.

Реконструция собора проходила приказу императора Феодосия II (408-450) в 415 году, в результате базилика стала пятинефной и также покрыта деревянной крышей.

В 532 году во время восстания Ника было уничтожено и это здание. В этом же году было заложено новое здание храма, которое строилось пять лет - с 532 по 537 год.

Известно, что после постройки император Юстиан вошёл в храм Святой Софиии со словами:

Мой Господь, благодарю тебя за предоставленную мне возможность создать такое культовое место

После этого, Собор Святой Софии стал местом, где короновались императоры Священной Римской империи.

В июле 1054 года в этом месте кардинал Гумберт (представитель Папы Римского) и патриарх Михаил Кируларий предали друг друга анафеме, что стало причиной раскола церкви на католическую и православную.

Позле взятия Констнтинополя в 1453 году, султан Мехмед приказал сделать из христианского храма мусульманскую мечеть, которую назвали Айя София. Здание было реконструировано, организованы минареты, при мечети появилось медресе.

В 1847-1849 годах в Айя Софии проходила реконструкция, на месте где ранее молились императоры, был построен ещё один михраб.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя София стала домом-музеем Мустафы Кемаля Ататюрка, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.

В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов.

Описание Софийского собора

Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе площади Султанахмет , в настоящее время является музеем и одним из символов города.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55 метров, диаметр купола — 31 метр.

Варианты названия собора:

  • Софийский собор
  • Собор Святой Софии — Премудрости Божией
  • Святая София Константинопольская
  • Айия-Софья
  • Айя София

Интерьеры собора

Стены собора Святой Софии, кроме мраморной, покрыты мозаикой, для которой использовались золота, серебро, стекло, терракота и драгоценные камни. Внутри собора сохранились византийские фрески благодаря тому, что их замазали штукатуркой.

Михрабы, минбар, максоорахсы были построены в XVI - XVII веках в период османского владычества. Что интересно, михраб стоит не по оси храма, указывающей на восток, а чуть в стороне, так как ориентирован на Мекку.

Внутри Софиского собора имеются достопримечательности:

  • Омфалион - место коронации византийских императоров и представляет собой мраморные окружности на полу собора;
  • Плачущая колонна - это колонна, покрытая медью и в которой имеется небольшое отверстие, которое исполняет желания;
  • «Холодное окно» - из которого постоянно дует холодный ветерок.

Музей Айя София

На базе Собора Святой Софии в Стамбуле организован музей.

Посещение собора платное, актуальную стоимость посещения можно узнать на сайте музея.

Часы работы музея:

  • летнее время: с 15 апреля по 1 октября: 09.00 - 19.00