Правила аренды прибрежной полосы пляжа. Если ваш участок у озера. Что нужно знать о водном законодательстве. Хочу взять участок береговой линии реки Дон в аренду или выкупить у государства. Этот вопрос к Вам? Если нет то к кому

О том, что проблема незаконного захвата берегов и лесов существует и разрастается, говорить, полагаем, уже не надо. А также о том, что шансы решить эту проблему и в целом, и в каждом конкретном случае очень малы. Тем не менее, опыт успешных кампаний по недопущению захватов (и даже по возвращению уже захваченного) существует. Активисты движений «Открытый берег» и «Против захвата озер» предлагают вам обобщенную стратегию действий, применение которой (при условии упорства и готовности потратить много времени и сил) дает шанс на победу.

Разрабатывая планы по борьбе с врагом, нужно представлять себе, что он такое. Как мы уже не раз писали , базовая причина безнаказанного захвата территорий – к сожалению, не столько коррупция, сколько анархия и полная импотенция власти. Если бы берега можно было захватить, лишь заплатив взятку чиновникам или встроившись в «вертикаль власти», то мы, по крайней мере, знали бы конкретное место, где локализован враг (где-то в районе Кремля). Но он, к сожалению, рассеян повсюду. Беда в том, что захватить берег или кусок леса у нас может любой, кому вздумается (лишь инерция советского законопослушания мешает это сделать каждому второму). У власти и надзорных органов просто нет силовых ресурсов, чтобы помешать даже самому слабому из захватчиков. За редким исключением, когда чей-то земельный беспредел затронул интересы более влиятельных лиц (которые в этом случае просто наймут госструктуру в качестве банды «решальщиков»), чиновники не в состоянии довести до сноса ни один незаконный объект. Это, в общем-то, объяснимо: власть опасается, что в ответ на жесткие силовые действия в отношении даже незаконной собственности, она ненароком вскроет «блокиратор» на аналогичные действия со стороны общества. Причем – в любой сфере, необязательно земельной. Впрочем, нас сейчас интересует одно: как заставить власть пересилить свой страх и начать жестко действовать в отношении захватчиков. Способ тут один – поселить в ней страх еще больший. Точнее, дать понять, что в результате бездействия она может получить более опасный «очаг общественной нестабильности», нежели в ответ на свои действия. Символом возможной социальной напряженности для власти служат, разумеется, массовые протестные акции. Однако не подумайте, что мы предлагаем народные выступления в качестве универсального рецепта разрешения земельных конфликтов. Акции протеста обязательно должны быть подкреплены параллельными победами на «бумажном поле»: необходимо добиться фиксации нарушений органами исполнительной власти, прокуратуры и\или суда. Однако без символики «социальной напряженности», без страха власти за свою стабильность эти победы так и останутся на бумаге. В свою очередь, воевать совсем без «мирной», бумажной составляющей, тоже нежелательно. Ведь мы добиваемся торжества законности, а не грубой силы, не правда ли? Да и власти приятнее уступить не агрессивному натиску, показав свою слабость, но, сделав хорошую мину при плохой игре, «согласиться» с правовыми аргументами. Поэтому «бумажная» и «полевая» работа должны идти в одной упряжке. Но начинается все, как правило, с банального – отправки писем.

Инструкция

Итак, вы стали свидетелем осуществляемого\осуществленного\планируемого захвата\застройки берега\леса. Сигналом этого могут быть:

1) Построенный\строящийся забор, огораживающий берег или лесной участок,

2) Строительные или земляные работы на берегу или на территории леса, завоз строительных материалов, появление бытовок для рабочих,

3) Информация о продаже участка\участков на берегу\на лесной территории в интернете или на наружных баннерах.

4) Подготовка градостроительной документации для легализации застройки берега или леса: проведение общественных слушаний по проекту изменений в генплан или правила землепользования и застройки поселения, в результате которого берег из рекреационной переводится в «застроечную» зону, участок леса включается в границы поселения и т.д.,

5) Информация о передаче в аренду под рекреацию лесного\берегового участка, а также о процессе согласования на нем проекта «базы отдыха»,

И т.д.

Любой из этих признаков сигнализирует чуткой душе активиста, что берег\лес либо уже захвачен, либо скоро будет захвачен. Здесь важно действовать очень быстро и одновременно – грамотно, то есть пытаться получить максимум информации о нарушении. Как это совместить? Очень просто: мы оперативно сигнализируем надзорным органам о тех нарушениях, которые уже сейчас «налицо», а параллельно отправляем запросы для получения информации, важной нам для продолжения борьбы. По возможности обе эти задачи нужно совмещать в одном письме. Нужно быть морально готовым к тому, что одно письмо, увы, делу не поможет и заранее настраивать себя на длительную переписку.


Земляные работы вплотную к воде, лето 2016, Северное Приладожье, Республика Карелия

Если нарушения уже наличествуют (20-ти метровая береговая полоса или лесной участок огорожены забором, либо начаты какие-то строительные\земляные работы), то

1) первым делом мы должны отправить заявление в природоохранную прокуратуру региона с требованием обеспечения доступа граждан к водному объекту\лесному участку. Напоминаем, что права доступа на береговую полосу водных объектов общего пользования нам гарантировано ст.6 Водного кодекса, а право доступа на участки лесного фонда – ст.11 Лесного кодекса.

Это заявление нужно, чтобы спугнуть неопытного захватчика в случае, если его нарушение не подкреплено вообще никакими, даже фиговыми, бумажками (и если он пока не в курсе, что реально прокуратура не в силах серьезно его наказать). А также – чтобы с помощью прокурорской проверки побыстрее получить необходимую нам информацию о нарушении.

2) Кроме заявления в прокуратуру, очень полезно направить аналогичные обращения в компетентные органы по надзору в сфере природопользования. В зависимости от ситуации, это будет либо соответствующий региональный орган (в Ленинградской областикомитет госэконадзора ), либо департамент федерального Росприроднадзора . Все водные объекты, находящиеся в границах региона, поднадзорны региональному органу. Все водные объекты, расположенные в пределах одновременно двух или более регионов, поднадзорны Росприроднадзору. Лесные участки, будучи в федеральной собственности, управляются региональными властями, поэтому также поднадзорны региональному органу.

Если захват только планируется и есть время серьезно изучить нарушение, то первым делом нужно

3) Выяснить, каков статус земельного участка (и в действительности, и с точки зрения захватчика), какие правоустанавливающие и разрешительные документы в отношении его имеются. Для этого:

А) Если есть основания считать участок лесным фондом – направляем обращение в орган исполнительной власти региона, управляющим на его территории лесным фондом РФ (например, в Ленинградской области это – комитет по природным ресурсам Правительства Ленинградской области ). В этом письме мы обрисовываем проблему и запрашиваем информацию о том, не относится ли осваиваемый участок к лесному фонду, находится ли он в аренде (главного пользования, то есть для заготовки древесины, под «рекреацию», под охотхозяйство и т.д.), кто арендатор, какие разрешительные документы на рубку\стройку у него имеются. Просим в случае наличия нарушения принять меры против нарушителя.

Б) Если участок (берегозахват или захват территории, для застройки не предназначенной) явно не относится к лесному фонду, то необходимо обратиться с запросом в администрацию района , на территории которого обнаружено нарушение. Вы запрашиваете, каков статус участка, в какой категории земель он относится и какой вид разрешенного использования для него определен. А самое главное, какие правоустанавливающие документы в отношении него имеются: находится ли он в собственности или аренде, и (это очень важно!) каковы его границы? По урез воды или нет? Кем, когда и на основании какого нормативного акта он передан правообладателю? Что он собирается там строить – частный дом или «базу отдыха»? Для получения информации по статусу участка также нелишне обратиться в территориальное управление Росреестра .


Участок президента «Башнефти» Андрея Шишкина, оформленный по урез воды

оз. Лассылампи, Ленинградская область

(Если захват уже осуществлен и ситуация не терпит промедления, то первыми выполняются пункты 1) и 2))

4) Не надейтесь, что вам на первую же порции писем дадут исчерпывающие ответы. Некоторые органы (особенно этим славятся районные администрации и Росреестр) могут вообще не прислать ответ, и тогда вам придется жаловаться на их молчание в прокуратуру. Однако благодаря сетевым информационным системам вы и сами, не дожидаясь ответов, сможете получить много полезных сведений. На Публичной кадастровой карте Росреестра http://pkk5.rosreestr.ru можно самостоятельно найти интересующий земельный участок и узнать некоторую информацию о нем. Еще больше подробностей можно получить в онлайн-справочной Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request и его подразделении ЕГРН https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1 . Арендаторов лесных участков можно найти в базе данных Рослесхоза http://lesegais.ru/open-area/rent

5) Когда массив информации будет собран, в повторных письмах в надзорные органы вы сможете точно и подробно указать, какие законы в данном случае нарушены, и даже «проконсультировать» чиновников на предмет того, что им следует сделать для исправления нарушения (перечень статей Административного кодекса, которые можно применить, или формулировку для иска в суд). Да-да, не удивляйтесь: часто госорганы не только ленивы и коррумпированы, но и попросту некомпетентны. Для достижения лучшего эффекта расследование правонарушения нужно проводить за них, а чиновникам предоставлять результаты и рекомендации.

Так как конкретные ситуации могут быть очень разными, мы решили взять несколько типических (и при этом реальных) случаев и показать на них стратегию и тактику борьбы.

1) Пос. Рощино, река Рощинка . Владелец прилегающего к береговой полосе участка решил ее (береговую полосу) захватить. Договорившись с районными властями, он заказал продажному кадастровому инженеру межевание, согласно которому ширина суши «удлинилась», и формально береговая полоса оказалась под водой. А настоящая, сухопутная береговая полоса таким образом освободилась от накладываемых законом обременений. Помимо ст.6 Водного кодекса, это ст. 27 ч.8 Земельного кодекса, запрещающая ее приватизацию. В итоге администрация Выборгского района ЛО продала вышеупомянутому гражданину красивый мыс на реке прямо по урез воды. Соседка нарушителя, активист движения «Против захвата озер» Наталья Павлова, с помощью полученных кадастровых документов и межевого дела установила факт подлога. Посредством упорных действий (длительная переписка с прокуратурой и органами исполнительной власти, пикетирование органов власти, резонанс в СМИ) удалось понудить Выборгского прокурора подать судебный иск о признании сделки недействительной. Но и это не обеспечило бы победу, если бы Наталья не останавливала работы по строительству забора с помощью вызовов полиции. Ибо добиться сноса уже построенного крайне трудно. Прокурор также не выиграл бы дело без Натальи: она сама написала для него исковое заявление и прямо в зале суда передавала ему написанные на бумажке «его» доводы. В результате в 2011 году сделка была аннулирована, берег возвращен муниципалитету и ныне свободен.


Этот полуостров на Рощинке удалось спасти

2) Пос. им. Морозова, река Нева . Глава администрации Морозовского МО подделала схему правил землепользования и застройки поселения на сайте администрации, «перекрасив» рекреационную зону на берегу в участок под дачную застройку. Следом из бывших и действующих сотрудников администрации и депутатского корпуса было создано СНТ «Орешек», члены которого бесплатно получили участки на берегу. Некоторые из них – по 2, 5 и 6 штук сразу. В 2015 году была оформлена собственность СНТ на береговой участок 15 Га, началось формирование частных участков, а также рубка деревьев и земляные работы. Жители поселка и соседних садоводств объединились и начали очень активную борьбу. Пока одни вставали на пути у строительной техники, другие сообщали об этих акциях в СМИ и обеспечивали приезд тележурналистов. Параллельно бомбардировались письмами все контрольные и надзорные ведомства. Удалось заручиться поддержкой депутатов областного парламента. Резонанс достиг такой точки, что властям и прокуратуре неудобно было не отреагировать. Всеволожская прокуратура подала в суд иск об аннулировании всех операций с участком. Но и тут не удалось бы победить без консолидации большого количества жителей: они группой ходили на заседания суда, в результате чего судья (изначально настроенная против общественности) вынесла решение вернуть участок муниципалитету.

3) Озеро Нахимовское, пос. Цвелодубово . В течении 2010-2013 годов жителям и активистам движения «Против захвата озер» удалось добиться сноса нескольких секций заборов, огораживающих проход вдоль озера перед незаконным коттеджным скоплением (народное название – Прокурорский берег»). Помимо стандартных методов (тщательной и очень грамотной переписки с чиновниками, работы со СМИ), ключевыми моментами кампании были две (на момент 2013 года) акции прямого действия – проходы большой группой по берегу «сквозь» заборы с их демонтажом. В результате хозяева заборов сочли за лучшее выполнить прокурорское предписание, довершили начатый снос и теперь проход вдоль воды у хотя бы части участков открыт.

4) Озеро Чайное, пос. Токсово . Всего год простоял длинный кованый забор длиной 40м, которым хозяин дома по адресу ул. Чайное озеро, 14 отгородил не только пляж перед своим участком, но и часть озера, идущую вдоль улицы. По просьбе граждан комитет госэконадзора ЛО выдал предписание о его сносе, но токсовская администрация не торопилась его выполнять. И тогда группе из активистов «Против захвата озер», «Открытого берега» и жителей Токсово пришлось в июле 2011 года спилить забор. Как ни странно, больше его не восстанавливали.

Успешных кампаний было много. К сожалению, объем публикации не позволяет привести их все. Но сейчас главное …

…Вывод: что является залогом успеха?

1) Большое количество вовлеченных в кампанию людей, каждый из которых выполняет какую-то свою часть работы. Либо, что бывает значительно реже – невероятная активность одного человека,

2) Комбинация разножанровых действий: работа с документами, переписка с чиновниками и депутатами, суды, а также публичные действия – резонанс в СМИ, акции протеста (в том числе, если требуется, акции прямого действия),

3) Начало борьбы на раннем этапе захвата, когда забор еще не поставлен, фундамент не залит, деньги не вложены и захватчик не чувствует себя уверенным на 100%.

Это не значит, что в случае «готового» нарушения – капитальный забор, залитый фундамент дома – ничего сделать нельзя. Просто это намного сложнее, и требует вовлечения в протестную кампанию большего числа участников.

Для начала разберемся с тем, что являют собой водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Для этого заглянем в ст. 65 Водного кодекса РФ. Итак, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. За пределами территорий городов и других населенных пунктов граница водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и прибрежной защитной полосы проходит по береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережной граница устанавливается по парапету набережной. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев зависит от их протяженности: чем длиннее - тем шире. У ручья меньше 10 км водоохранная зона 50 м, а у реки протяженностью от истока 50 км и больше - 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Для истока реки, ручья устанавливается радиус водоохранной зоны 50 м. Для водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера либо водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. м, устанавливается ширина 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. А ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м - для уклона до трех градусов и 50 м - для уклона три и более градуса. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особое рыбохозяйственное значение, устанавливается 200 м вне зависимости от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При их отсутствии ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии их оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану от загрязнения, засорения и истощения вод.

В границах водоохранных зон запрещается:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными в предыдущем абзаце ограничениями запрещается:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Много вопросов по поводу возможности «прихватить» береговую линию, сделать личный пляж, причал... На них следует ответить однозначно: нельзя. Ни в аренду, ни в собственность. Все, что ближе 20 м от воды, - есть места общего пользования (ст. 6 Водного кодекса РФ), и доступ граждан на эту территорию не может быть ограничен. Участок земли за пределами двадцатиметровой зоны и до земельного участка заинтересованного землепользователя можно оформить в аренду, в соответствии с положениями земельного законодательства (ст. 30–32, 34 Земельного кодекса РФ)

Напоследок попытаемся ответить на вопрос: можно ли приобрести водоем? Так как водоем - не объект недвижимости, он не может быть предоставлен в аренду или собственность. Но в частной собственности может находиться участок, внутри которого находится водоем, причем не озеро, а всего лишь (с точки зрения Водного кодекса) пруд или обводненный карьер (ст. 8). Подчеркнем: он должен располагаться именно в границах (то есть внутри) участка. Деление участков с расположенными на них водоемами запрещено, а при их продаже водоем переходит в собственность покупателя. Какое-либо отдельное оформление для таких водоемов не требуется.

Участки, примыкающие к водоёмам

Действующее законодательство не относит земельные участки, прилегающие к водному объекту к составу земель водного фонда. Их предоставление осуществляется по общим правилам, регламентированным земельным законодательством, однако при этом следует учитывать специфику, установленную водным законодательством.

В преддверии рассмотрения данной специфики следует отметить, что согласно терминологии, используемой в Водном кодексе РФ, под береговой линией понимается граница водного объекта (а не земельный участок). В отношении же земельных участков, прилегающих к водному объекту, законодательством установлены определенные режимы их использования (в том числе, влияющие на возможность аренды такого земельного участка или ограничивающие арендатора в реализации определенных правомочий).

Вдоль береговой линии водного объекта общего пользования выделяется полоса земли (береговая полоса) предназначается для общего пользования. В связи с назначением указанной земли как объекта общего пользования предоставление земельных участков в пределах береговой полосы в собственность или постоянное пользование частным лицам не допускается. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженностью не более десяти километров (береговая полоса данных водных объектов составляет пять метров).

Помимо береговой полосы вдоль береговой линии водного объекта устанавливаются также водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Ширина водоохранных зон для пресных водоемов может составлять от 50 до 200 метров, для морей - до 500 метров. Ширина прибрежных защитных полос устанавливается от 30 до 50 метров, а для озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение - до 200 метров.

В границах водоохранных зон запрещаются:

Использование сточных вод для удобрения почв;

Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

Осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В целях аренды земельного участка, расположенного в границах водоохранной зоны, принципиально важное значение имеет то, что в границах водоохранных зон законодательством допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Более жесткие ограничения использования земельных участков установлены для земель в границах прибрежных защитных полос. Наряду с указанными выше ограничениями запрещаются:

Распашка земель;

Размещение отвалов размываемых грунтов;

Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Важное прикладное значение имеет то обстоятельство, что помимо отражения водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствующих документах на земельный участок,

границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос должны быть закреплены на местности специальными информационными знаками.

Следует учитывать, что в отношении водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, могут быть установлены зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В этом случае на земельные участки, входящие в соответствующие зоны или округа санитарной охраны, будут распространяться дополнительные ограничения в их использовании.

Лесной участок

Действующий в настоящее время Лесной кодекс РФ допускает возможность предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду как юридическими лицам, так и гражданам. При этом законодательством устанавливается ряд особых требований к порядку предоставления лесных участок в аренду и условий аренды, в том числе, с учетом вида использования лесного участка.

Так, объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Законодательно установлен максимальный и минимальный срок аренды лесного участка - от 10 до 49 лет. Специальный срок аренды (от 1 года до 49 лет) установлен для следующих видов использования лесных участков: а) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; б) использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; в) использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Следует принимать во внимание, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Принципиально важным моментом является то, что право на заключение договора аренды лесного участка может быть предоставлено лицу только по итогам проведения аукциона по продаже такого права. Исключения из данного правила установлены лишь в отношении указанных выше видов использования лесных участков, а также в отношении использования лесного участка для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Организация аукциона по продаже права аренды лесного участка и порядок его проведения подробно регламентированы главой 8 Лесного кодекса РФ. Положения данной главы во многом схожи с положениями Земельного кодекса РФ, регламентирующими проведение торгов по продаже земельных участков или права аренды земельных участков.

Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Помимо указанных особенностей заключения договоров аренды лесных участков, следует учитывать, что действующее лесное законодательство возлагает на арендатора некоторые обязанности, связанные со спецификой предмета аренды, а именно обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности, санитарной безопасности, лесовосстановления.

Таким образом, подытоживая сказанное Андреем Лебедевым, можно сделать следующие выводы:

. Если Вам обещают в аренду или собственность часть берега, примыкающего к воде, например, Истринского водохранилища, не спешите радоваться - 20 метров береговой полосы (от кромки воды) не разрешается передавать в собственность или постоянное пользование частным лицам.

. Собственник или арендатор водохранной зоны, размер которой варьируется от вида водоема, ограничен законом в использовании береговой земли. Строительство в таких зонах разрешено, но опять-таки с условиями и оговорками.

. Лесной участок, примыкающий к Вашим владениям Вы можете арендовать, но на условиях аукциона по продаже права аренды.

. Для собственных нужд, Вам не удаться арендовать лес на год или пять -- минимальный срок аренды лесного участка (за исключением специальных сроков) 10 лет, максимальный - 40.

Вопрос: Взяв в аренду земельный участок на берегу озера, находящегося в муниципальной собственности, для организации отдыха граждан, ООО возвело ограждение вокруг арендованной территории до кромки воды. Пользование зоной отдыха, благоустроенной ООО, возможно только с разрешения работника ООО и за плату. Правомерны ли действия ООО?

Ответ: Действия ООО неправомерны, поскольку береговая полоса, входящая в состав арендованной территории, должна быть доступна для свободного использования граждан.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Статья 42 Земельного кодекса РФ содержит обязанности собственников и иных лиц, использующих земельные участки: в том числе к таким обязанностям относится “выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами”. Пункт 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ устанавливает, что “граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами”.

Пункты 1 и 2 ст. 6 Водного кодекса РФ устанавливают, что поверхностные водные объекты являются общедоступными, т.е. все граждане имеют право иметь к ним доступ и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Общедоступной согласно п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ является и береговая полоса водного объекта общего пользования (полоса земли шириною в 20 м, а для каналов, рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км – шириною в 5 м).

Законодатель ограничивает использование береговой полосы следующими моментами:

– нельзя использовать ее с помощью механических транспортных средств (п. 8 ст. 6 ВК РФ);

– необходимо соблюдать ограничения, установленные законодательством России и ее субъектов для всех водных объектов или конкретного водного объекта (могут быть запрещены, согласно п. 4 ст. 6 ВК РФ забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой).

Рассматриваемый арендованный участок подходит напрямую к воде, т.е. он полностью или частично расположен в зоне береговой полосы. Соответственно, в данной ситуации арендатор ограничен в использовании земельного участка действующими федеральными законами (ст. 6 Водного кодекса РФ). Возможность такого ограничения прав арендатора предусмотрена п. 1 ст. 615 ГК РФ, п. 1 ст. 43 ЗК РФ (устанавливают приоритет правил специального законодательства над общими нормами об аренде).

Таким образом, ограничения использования прибрежной полосы арендатором допускаются только в целях охраны водоема и соблюдения водного законодательства и договора аренды (например, возможна установка шлагбаума для препятствия проезду транспортных средств к прибрежной полосе).

Данная позиция подтверждается мнением судебной практики.

Так, в Апелляционном определении Верховного суда Республики Дагестан от 28.01.2014 по делу N 33-4989 признается законным ограничение въезда на оборудованный пляж автомобилей (с помощью шлагбаума) со стороны дороги, поскольку непосредственный доступ к пляжу гражданам не ограничен.

Но когда ограждения арендатора создают препятствия свободному доступу и бесплатному пользованию водоемом разрешенными ВК РФ способами, суды однозначно считают данное ограждение правонарушением (Определение Приморского краевого суда от 07.05.2014 по делу N 33-3890; Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 16.01.2013 по делу N 33-196/2013; Апелляционное определение Московского областного суда от 27.08.2014 по делу N 33-17241/2014).

Причем суд в таких ситуациях не принимает доводы арендаторов:

– об их праве на владельческую защиту арендованного участка (Определение ВАС РФ от 01.08.2012 N ВАС-10139/12 по делу N А70-8868/2011);

– о взимании платы не за доступ к воде, а за платные услуги, оказываемые на оборудованном пляже (Определение Приморского краевого суда от 07.05.2014 по делу N 33-3890).

Из вышеуказанных судебных актов видно, что для того, чтобы наличие ограждения вокруг арендованного участка на берегу озера считалось неправомерным, необходимо наличие следующих обстоятельств:

– арендатором возведен забор;

– забор препятствует гражданам свободно пользоваться береговой линией и/или водоемом (за проход через ворота взимается плата).

В настоящей статье мы рассмотрим, какие действия необходимо произвести для того, чтобы арендовать озеро.
Учитывая специфику водных отношений, аренда водоемов происходит несколько иным образом, нежели аренда земельных участков. Арендовать озеро как отдельный земельный участок не получится по той простой причине, что в соответствии с Земельным кодексом РФ на землях покрытыми поверхностными водами не осуществляется образование земельных участок. То есть сформировать на озере земельный участок и взять его в аренду по закону нельзя. По этой же причине не получится оформить озеро в собственность или арендовать озеро.

Можно ли взять озеро в аренду?

Но это не означает, что озеро вообще никак не получится взять в аренду.
Имея некоторые познания в области водного законодательства, сделать это будет достаточно легко.
Аренда озера, например, под рекреационные цели оформляется через договор водопользования.
В этом случае можно оформить водопользование, как на все озеро, так и оформить аренду участка озера. Однако следует учесть, что после оформления водопользования ограждать его ни в коем случае нельзя.

Куда обратиться для аренды озера?

Для того чтобы оформить аренду (водопользование) озера нужно обратиться в территориальное подразделение Федерального агентства водных ресурсов (ФАВР) или же в региональный орган власти, уполномоченный распоряжаться водными объектами. Для начала с целью пониманию общей картины и возможности получения водного объекта в пользование рекомендуется сходить на прием специалистов органа власти. При предварительном одобрении можно готовить и подавать предусмотренный пакет документов для


Как узнать какие озера уже в аренде?

Сведения об арендуемых (используемых на основании договора водопользования объектах) содержаться в государственном водном реестре. Для запроса сведений о водном объекте из ГВР нужно предоставить в территориальный орган ФАВРа запрос по специальной форме. По результату получения этого запроса вы сможете узнать, арендовано уже озеро или нет. Следует иметь ввиду, что по данным водного реестра не всегда можно однозначно определить находится водный объект в аренде (пользовании на основании договора водопользования) или нет. Это связано с тем, что многие озера имеют достаточно большую площадь, поэтому для того, чтобы узнать находится испрашиваемая часть акватории в аренде или нет, необходимо сперва провести геодезические работы и определить границы на бумаге.

Аренда берега озера

Взять в аренду берег озера не будет такой уж сложной задачей, особенно если у Вас уже оформлено . Следует отметить, что взять в собственность берег озера (20-ти метровую полосу общего пользования) не получится, это запрещено законом. Для оформления аренды земли Вам необходимо обратиться в земельный отдел районной администрации и предоставить туда схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Для подготовки такой схемы необходимо будет заказать услуги кадастрового инженера. После проведения вышеуказанных действий земельный участок, который вы просите предоставить в аренду выставят на аукцион и за него еще придется поторговаться.

Сколько стоит аренда озера?

Стоимость платы за пользование озером совершенно незначительна. И так каковы конкретные цифры? Сколько стоит взять озеро в аренду? За 0.5 ГА вы заплатите не более 500 рублей в год. Однако не стоит забывать, что на водопользователя возлагается ряд других обязательств помимо внесения арендной платы.

Так, например, водопользователю вменяется обязанность по проведению регулярных наблюдение за экологическим состоянием озера. Такие работы по наблюдению может выполнять только специализированная организация с соответствующим допуском к таким работам. Услуги этой организации обходятся минимум 100 000 рублей в год.

Аренда озера документы

Основным документом, который подтверждает Ваше право аренды озером это заключенный договор водопользования. Кроме договора водопользования у Вас обязательно должна быть согласованная в Бассейном управлении программа регулярных наблюдений. Также обязательным документом при водопользовании является план водоохранных мероприятий, утвержденный органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение водным объектом.

После заключения договора водопользования необходимо обратиться в лабораторию, которая будет отбирать пробы воды и проверять их на предмет превышения предельно допустимых концентраций. Соответственно кроме указанных выше документов в обязательном порядке у Вас в наличии должен быть заключенный с аккредитованной лабораторией договор на отбор проб.