Провоз багажа и ручной клади. Новые правила перевозки ручной клади и багажа в самолете по России и за границу: общие и частные нормы провоза различных авиакомпаний Новые правила багажа

Достаточно часто даже у опытных туристов возникает вопрос: какой груз можно провезти в самолете? Какой вес и размеры багажа допустимы? Как сэкономить на перелете, не платить за свою поклажу или что делать, если рюкзак потерялся. Мы детально рассмотрим все эти вопросы в статье.

Международные правила перевозки не регламентируют четких норм на провоз багажа (каждый перевозчик вправе самостоятельно менять цифры в рамках установленных правил, стоимости билета и типа самолета). Багаж не всегда оформляется индивидуально на каждого пассажира. Существует две системы перевозки:

  1. Весовая.
  2. Местовая.

Чемодан нужно сдать на стойке на проверку, после чего он отправляется в багажное отделение

Весовая система

Данный принцип перевозки актуален практически во всех странах СНГ и Азии, а также у некоторых перевозчиков в Евросоюзе. Он позволяет провозить с собой бесплатно багаж определенной массы:

  • в эконом-классе вес чемодана не должен превышать двадцать килограмм, а его размеры — 203 сантиметра (имеется в виду сумма длины, высоты и ширины);
  • в бизнес-классе допустимый к перевозке вес достигает 30 килограмм при тех же размерах сумки.

Если ваша кладь превышает какой-либо установленный параметр хотя бы по одному пункту, то перевозчик может потребовать от вас заплатить за второе “место” по внутреннему тарифу.

Согласно официальным правилам авиаперевозчиков на каждого ребенка возрастом до двух лет гарантирован бесплатный провоз багажа массой до 10 килограмм. При этом у ребенка может не быть отдельного билета (летит на одном месте с родителями). Дети, которым уже исполнилось 12 лет, получают право на “взрослую” норму бесплатной перевозки груза.

Подобная система достаточно удобна, поскольку количество ваших сумок не ограничено, а при совместном путешествии вес суммируется. Если вы вдвоем взяли билет на эконом-класс, то есть возможность захватить с собой одну дорожную сумку массой в 40 килограмм, две сумки в 15 и 25 килограмм или три общей массой до 43 кг (при этом не забывайте о габаритах).

Обратите внимание: постоянные клиенты авиакомпаний могут получить от нее бонус и расширить вес перевозимого груза на 10-15 килограмм.

Очень важно следить за отсутствием перегруза. Политика разных авиакомпаний может сильно отличаться по этому поводу. При перевесе в килограмм — два одни перевозчики могут закрыть на это глаза, а вторые выставить полный счет за лишний вес (достаточно немаленький). Поэтому обязательно заранее интересуйтесь нормами и правилами перевозки багажа в самолете: они обычно указаны или в маршрутной квитанции, или на сайте компании.

Багаж поступает в отделение по транспортировочной ленте

Местовая система

Весовая система достаточно удобная, но она потихоньку отходит в небытие и замещается местовой. Изначально эта система работала в США и Канаде, теперь она распространилась на Южную и Центральную Америку, Европу, Австралию и даже Россию (недавно на нее перешел Аэрофлот). Здесь перевозимая масса также делится в зависимости от приобретенного класса:

  • в экономе можете занять одно место сумкой массой до 23 кг;
  • в бизнесе имеется два места для багажа массой по 32 кг каждое (суммарно 64 кг).

Обратите внимание: при полетах в США и Канаду перевозчики часто предоставляют два места для груза в эконом-классах. Уточните эту информацию заранее.

Если вы воспользуетесь бонусной программой перевозчиков, то сможете получить себе дополнительное место.

Одной из основных особенностей местовой системы является то, что вес сумок не суммируется. То есть если вы путешествуете вдвоем в эконом-классе и везете две сумки массой 25 и 15 килограмм, то вас заставят заплатить за перегрузку в 2 килограмма (это будет считаться как третье место). Очень часто стоимость третьего места сопоставима со стоимостью половины или целого билета на перелет, особенно у лоукостеров. Такая же ситуация и при самостоятельном путешествии — если у вас есть два места по 23 килограмма, то поставить на них две сумки в 30 и 10 килограмм не удастся.

В разных авиакомпаниях правила провоза багажа могут отличаться

Обратите внимание: профсоюзы многих стран запрещают грузчикам поднимать чемоданы тяжелее 32 килограмм. Нагрузив 33 кг, вы не только будете доплачивать за новое место, но и столкнетесь с серьезной проблемой доставки груза.

Требования к чемодану в местовой системе более строгие — по сумме трех сторон он не должен быть больше 158 см.

Негабаритный багаж

Если перевозимый вами груз не попадает под вышеуказанные параметры, то вам придется оформлять его как негабарит. Согласно правилам провоза багажа в самолете негабаритом считается:

  1. Чемодан или сумка с весом более 32 килограмм и суммой измерений более 203 см.
  2. Различный спортивный инвентарь (лыжи, доска для серфинга и сноуборда, трекинговые палки и т. д.).
  3. Музыкальные инструменты (гитары, тромбоны, аккордеоны и т. д.).
  4. Различная климатическая и бытовая техника (кондиционеры, стиральные машины, морозильные камеры, холодильники, телевизоры).

Провоз любого негабаритного груза нужно заранее обговаривать с авиакомпанией — если вы приедете в аэропорт за час до посадки и без предупреждения, высока вероятность того, что его просто не примут.

Обратите внимание: авиакомпания может отказать вам в перевозке негабарита. Причин этому может быть много — отсутствие свободного места, неподходящий тип воздушного судна (груз может просто не пройти в загрузочные люки).

Негабарит всегда оплачивается согласно тарифам компании (он не попадает под понятие бесплатного места). Хотя некоторые компании в зимнее время допускают бесплатную перевозку лыжного оборудования, заманивая таким образом клиентов.

Перевозка хрупкого багажа

Политика авиакомпаний допускает перевозку хрупкого багажа воздушными судами. Для этого при сдаче на стойке регистрации необходимо объявить, что он является хрупким. Работник аэропорта наклеит на чемодан специальный стикер, а груз доставят в багажное отделение вручную, а не на элеваторе. При этом авиакомпания не несет юридической ответственности за его целостность. Поэтому рекомендуется брать хрупкие вещи в салон, оформляя их как ручную кладь.

Правильно сложенный багаж быстро пройдет проверку

Ограничения

Большинство авиакомпаний запрещают к перевозке в багажном отделении следующие вещества:

  1. Радиоактивные (учтите, что проверку на радиоактивность проходят абсолютно все грузы, поэтому если вы приобретете сувенир, а он окажется радиоактивным, то у вас будут серьезные проблемы).
  2. Взрывчатые (в том числе патроны, порох, бенгальские огни, файеры, петарды и др.).
  3. Легковоспламеняющиеся (никаких зажигалок, заправочных баллонов, бензина, растворителей).
  4. Различные газы (баллончики для самозащиты и, в некоторых случаях, дезодоранты).
  5. Токсичные, окисляющиеся и ядовитые.

Также запрещено провозить на самолетах оружие (если в багажном отделении нет специального шкафа) и опасные предметы, которые можно использовать для нападения. При перевозке оружия необходимы специальные разрешительные документы, которые оформляются на таможне.

Правила перевозки ручной клади

Пассажир должен различать что такое “багаж” и “ручная кладь”. Багаж — чемодан, который сдается в аэропорту при посадке. Ручная кладь — рюкзак или сумка, которую можно взять с собой. Вес клади и вес багажа в самолете на одного человека не складываются.

Существуют следующие нормы:

  • В бизнесе размеры клади не более 115 см (три измерения), вес — 15 кг.
  • В экономе — 115 см, 10 кг.

Обратите внимание: в большинстве случаев вы можете взять с собой дополнительные вещи: книгу, фотоаппарат, смартфон, ноутбук, планшет, верхнюю одежду, зонтик, складывающуюся детскую коляску, питание для ребенка, лекарства и др. Полный перечень этих вещей можно найти в Правилах перевозки данной авиакомпнии. Эти вещи не суммируются в габарит-вес поклажи.

Старайтесь брать с собой немного меньше багажа, чем это разрешает авиакомпания. Иногда проблемы могут начаться из-за перевеса даже в 500 грамм. Хотите избежать неприятностей? Мы расскажем вам несколько нюансов:

  • перед покупкой билетов изучайте правила перевозчика касательно багажа (многие лоукосты не включают его в цену билета);
  • узнав, сколько килограмм вам можно везти, обязательно взвесьте свой чемодан (это можно сделать в ближайшем отделении почты или на домашних весах, взяв сумку в руки);
  • при перегрузке переложите тяжелые вещи в ручную кладь или просто возьмите их на борт (ноутбук, фотоаппарат);
  • вещи в ручной клади, согласно правилам, должны находиться в пластиковых пакетах, застегнутых на молнии;
  • если есть возможность, то постарайтесь оформить свой груз не как багаж, а как кладь (вы сэкономите кучу времени при регистрации и не потеряете свои вещи).

Ноутбук можно взять с собой — это не ручная кладь и не багаж

Если груз потерялся

Итак, вы уже знаете, сколько багажа можно провозить в самолете. Теперь разъясним, как поступать, если ваш груз не прилетел в пункт назначения вместе с вами. В аэропорту вы должны получать его по бирке или квитанции — ее выдают в пункте отправления при прохождении стойки. Если груза нет, то вам придется писать заявление на его розыск. Авиакомпания должна будет найти его на протяжении 3 недель и вернуть вам. Если чемодана все же нет или он поврежден, то пишется второе заявление на возмещение убытка. Достаточно часто перевозчики (особенно из стран СНГ) присылают отказ — смело берите его и идите в суд. В итоге вам возместят моральный и материальный ущерб.

Обратите внимание: авиакомпания должна доставить ваш груз по указанному адресу, а не заставлять вас ездить за ним. Это стандартная норма, и отдельно оплачивать ее не нужно.

Вконтакте

Отправляясь в путешествие самолетом, пассажиры берут с собой багаж и ручную кладь. Самолет давно стал наиболее быстрым способом перемещения между городами и странами. С 5 ноября 2017 года вступили в силу новые нормы и правила провоза багажа и ручной клади в самолете. Существуют общие правила перевозки вещей, но некоторые авиакомпании вносят в них свои дополнения. Я бы рекомендовала ознакомиться с ними еще до приобретения авиабилетов.

Пока я готовила эту статью, Минтранс опубликовал Приказ «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Так что я постаралась собрать самую актуальную информацию о новых правилах провоза багажа и ручной клади.

Общие правила регламентируют количество багажа и его вес. Из них можно также узнать, что разрешено, а что запрещено брать на борт самолета. Нужно различать такие понятия как багаж и ручная кладь.

Под багажом понимаются вещи, которые вы сдаете в грузовое отделение самолета. Это может быть чемодан, сумка, рюкзак и т.д.

Ручная кладь – это вещи, которые вы берете внутрь самолета. При полете они размещаются на специальной полке над сиденьями. Если вещи не габаритные и не будут вам мешать в пути, их можно разместить под сиденьем впереди сидящего пассажира.

Сдаваемый багаж оформляется на каждого пассажира индивидуально. Чаще всего это происходит при регистрации на рейс. Багаж ставится на специальную ленту-транспортер, которая показывает на электронных весах его вес. При отсутствии перегруза сотрудник аэропорта приклеивает на него специальный штрихкод, и он отправляется в длинные запутанные туннели аэропорта прямиком к вашему самолету. Вам на руки выдают талон о сдаче багажа. Будьте с ним внимательны. Если вдруг багаж потеряется, данный талон вам очень пригодится.

В настоящее время установили три вида билетов:

  1. невозвратный без нормы ,
  2. невозвратный с нормой багажа
  3. возвратный с багажом.

Если ваш билет предусматривает багаж, то он не может устанавливаться перевозчиком меньше 10 кг.

Чаще всего разрешенный вес бесплатного багажа следующий:

  • для пассажиров, путешествующих эконом-классом — 23 кг. на человека
  • для пассажиров бизнес класса вес багажа не должен превышать 32 кг. на человека

Большинство авиакомпаний придерживаются суммы трех измерений багажа не больше 158 см.

  • для детей до 2 лет норма бесплатного провоза багажа – 10 кг (сумма трех измерений не должна превышать 115 см)
  • для детей от 2 до 12 лет действуют нормы провоза багажа, как для взрослого человека.

Важно! Уточняйте нормы бесплатного провоза багажа и его размеры до покупки билета, так как у разных перевозчиков эти параметры могут отличаться.

При путешествии вдвоем с одним багажом разрешено провозить обычно 30 кг., а не как хотелось бы многим объединить нормы провоза на одного человека. Если у вас билет предусматривает багаж, то при объединении его дополнительных оплат не потребуется.

Лоукостеры чаще всего берут дополнительную плату за провозимый багаж. Причем при покупке билета на багаж заранее его цена ниже, чем при оплате в аэропорту. Разница может достигать 50%. Если хотите сэкономить, заранее просчитайте, сколько вещей возьмете с собой.

Если вы оплатили багаж, а по факту его не использовали, то данная сумма подлежит возврату. Например, вы купили два места багажа, а использовали одно. Фактическую разницу должны вернуть. Данная мера относится к весу, размеру и количеству багажа.

Cверхнормативный провоз багажа придется оплачивать дополнительно. У каждой авиакомпании свои тарифы за сверхлимитные килограммы. Бывает, представители авиакомпаний закрывают глаза на небольшой перевес багажа, но рассчитывать на это не стоит.

Правила провоза ручной клади

Согласно новым правилам перевозок пассажиров определена норма ручной клади. Она должна составлять не менее 5 килограмм. При этом перевозчик по своему желанию может увеличивать эту минимальную норму. Например, чтобы повысить привлекательность своих билетов. Также на усмотрение перевозчика оставлены и габариты ручной клади. Я думаю, многие слышали о минимальных размерах допустимого в салон рюкзака или сумочки размером 36х30х27 у .

На практике пока чаще всего встречаются следующие параметры:

  • для пассажиров эконом класса – до 10 кг.
  • для пассажиров бизнес-класса – до 15 кг.

Сумма трех измерений должна составлять не более 115 см.

Ручную кладь могут взвешивать как при регистрации, так и перед посадкой на самолет.

В своей практике перелетов я много раз сталкивалась с тем, что ручную кладь попросту не взвешивали. Все зависит от жесткости требований авиакомпаний.

Дополнительно с собой в салон самолета пассажир имеет право взять

  • верхнюю одежду
  • костюм в портпледе
  • букет цветов
  • женскую сумочку, портфель, рюкзак (вес и габариты, которых установлены авиаперевозчиком)
  • детское питание для ребенка на время полета
  • кресла, коляски для детей, а также съемную люльку от коляски (габариты которых установлены перевозчиком)
  • лекарственные и диетические препараты
  • костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения;
  • товары, приобретенные в Duty free, упакованные в запечатанный пластиковый пакет (вес и габариты при этом устанавливаются перевозчиком)

Эти вещи не будут взвешиваться и маркироваться.

Согласно новым правилам из бесплатных для перевозки сверх ручной клади вещей были исключены ноутбук, мобильный телефон и зонт. Но их можно положить, например, в портфель или рюкзак, которые разрешены к бесплатной перевозке.

Что нельзя брать в самолет

В багаж самолета можно класть почти все, за исключением вещей, которые могут причинить вред лайнеру и пассажирам:

  1. легко воспламеняющиеся вещества и жидкости: порох, петарды, бенгальские огни, ацентон, бензин и др
  2. оружие: огнестрельное и холодного типа (шашки, мечи, шпаги и др).Перевозка возможна только при наличии специальной документации.
  3. газы, в том числе зажигалки, аэрозоли
  4. яды, отравы, радиактивные вещества

Конечно, многие из приведенных вещей вряд ли повезут в отпуск обычные люди. Безопасность полета прежде всего, поэтому к укладыванию багажа нужно подойти внимательно. Помимо полностью запрещенных вещей для перевозки многие страны накладывают ограничения на ввоз\вывоз определенных продуктов. Например, алкоголя и сигарет. Собираетесь вывезти что-то из страны, читайте установленные правила.

К формированию ручной клади нужно подойти более внимательно. Здесь ограничений на перевозку значительно больше. Согласитесь, когда вы сдадите багаж и придет время проверки ручной клади, будет не очень приятно расстаться с любимым кремом или шампунем. Я однажды попала в такую ситуацию в Барселоне, когда сотрудники досмотра пассажиров хотели выбросить только недавно приобретенный мной лосьон для лица, тональный крем и еще несколько упаковок косметических средств. А все потому, что я не обратила внимание на провоз жидкостей в самолете. Тогда я только начинала путешествовать и не знала, что кремообразные продукты тоже считаются жидкостью.

В ручную кладь нельзя класть

  • маникюрные наборы
  • штопоры
  • лезвия, бритвы
  • алкоголь
  • жидкости объемом выше 100 мл.
  • алкоголь

Исключением являются продукты, приобретенные в магазинах Duty free: напитки, духи, косметика. За время ожидания рейса некоторые пассажиры совершить приличные по объему закупки, поэтому на борт поднимаются с огромными пакетами.

Часто возникающие вопросы

  1. Деньги за чемодан придется платить на любом рейсе?

Нет. Это зависит от вида билета, который вы купили. Поправки к закону позволяют авиакомпаниям продавать безбагажные невозвратные билеты. При этом за вами сохранится право на ручную кладь весом 5 кг.

2. Как узнать, предусмотрен ли багаж по моему билету?

До покупки авиабилетов можно узнать, включен ли багаж по нему и в каком объеме. Сейчас и на сайтах авиакомпаний и на сайтах агрегаторов билетов эту информацию легко найти. Если вы уже купили билет, в нем прописана данная норма.

3. Сколько придется доплатить за чемодан?

Данная мера оставлена на усмотрение перевозчика. Каждая авиакомпания устанавливает свои расценки. У Победы цены начинаются от 500 руб. за 10 кг.

4. Каким размером может быть ручная кладь?

Вес ручной клади закреплен в законе (он составляет 5 кг), а вот размеры ручной клади могут устанавливать перевозчики на свое усмотрение. Перед покупкой авиабилетов уточняйте эту информацию на официальном сайте компании.

5. Что делать, если мой багаж превысил оплаченную норму?

Лучше этого, конечно, не допускать. Придется доплачивать за превышение по расценкам авиакомпании, а они, как правило, выше при оплате в аэропорту.

Как не переплатить за багаж

И напоследок, расскажу несколько лайфхаков, как не переплатить за багаж, которые позволят вам сэкономить денежки.

  1. Берите с собой только самые необходимые вещи.
  2. Перед покупкой билетов уточните на сайте авиакомпании нормы бесплатного провоза багажа.
  3. Постарайтесь взвесить багаж дома, чтобы в случае перегруза выложить часть вещей.
  4. Если вдруг вы только в аэропорту обнаружите перевес, постарайтесь часть вещей одеть на себя, часть положить в карманы и ручную кладь. Вещи, одетые на вас, не являются ручной кладью.
  5. Помните, что часть вещей можно купить по дороге. Например, шампуни и гели для душа.

Если у вас остались вопросы о новых правилах провоза багажа и ручной клади в самолете, задавайте их в комментариях.

    Похожие записи

    .sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(224, 222, 221, 1); padding: 15px; width: 760px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 730px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #ff6500; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В Федеральные авиационные правила (ФАП) были внесены изменения, согласно которым минимальный вес ручной клади, провозимой бесплатно, сокращается с 10 до 5 кг. Также в ФАП было добавлено само понятие ручной клади.

До внесения соответствующих поправок пассажир имел право на бесплатный провоз не менее 10 кг багажа как для возвратных, так и для невозвратных билетов.

Авиаперевозчик самостоятельно определял, каким способом эти 10 кг будут перевозиться

— в ручной клади или же в багажном отделении воздушного судна.

Теперь же норма провоза ручной клади составляет «не менее 5 килограмм». Таким образом, авиаперевозчик по закону обязан принять на борт в виде ручной клади вещи до 5 кг с одного пассажира. При этом по желанию перевозчика норма может быть и увеличена «в качестве конкурентного преимущества». В частности, в авиакомпаниях , S7 и намерены сохранить действующий вес бесплатной ручной клади в 10 кг, сообщает .

Также поправки устанавливают три типа тарифов на авиабилеты: невозвратный билет без нормы багажа, невозвратный билет с багажом и возвратный билет с багажом весом от 10 до 30 килограммов.

Пассажиры, купившие невозвратный билет, смогут бесплатно пронести на борт ручную кладь весом до 5 кг.

Кроме ручной клади, пассажир имеет право взять с собой в салон самолета рюкзак, женскую сумочку или портфель, а также верхнюю одежду, букет цветов, детское питание для ребенка, костюм в портпледе, детскую люльку или коляску, трость, костыли, иные «технические средства для реабилитации», лекарства и те товары, которые были приобретены в магазинах беспошлинной торговли duty free.

Нормы допустимых объемов пакетов с товарами duty free будут определять сами авиаперевозчики — такая мера связана с обеспечением безопасности на борту.

Что же касается телефонов, фотоаппаратов и прочих гаджетов, то их, равно как и зонты с книгами, не будут включать в качестве отдельных категорий в список перевозимых в ручной клади вещей, поскольку пассажиры могут убрать их в уже учтенные сумки и рюкзаки.

После принятия поправок к ФАП, регистрируясь на рейс или садясь в самолет, пассажир может быть обязан предоставить свою ручную кладь для взвешивания авиакомпанией. При этом на вещи, находящиеся непосредственно при пассажире, бирка «ручная кладь» прикрепляться не будет.

Маркировка ручной клади для пассажиров, зарегистрировавшихся через интернет, отменяется. В этом случае контроль габаритов будет производиться с помощью взвешивания непосредственно перед посадкой на самолет.

В также уверены, что нововведения окажут позитивное влияние на индустрию авиаперевозок и пассажиров. В сентябре председатель Экспертного совета по туризму при комитете Совета Федерации по социальной политике Игорь заявил, что новые нормы бесплатного провоза багажа дадут возможность серьезно снизить тарифы на бюджетные перелеты.

«По предварительным расчетам, исключение нормы бесплатного провоза багажа позволит сделать самые дешевые тарифы дешевле еще на 10-15%», — сказал Фомин.

Глава Союза пассажиров Кирилл также одобрил поправки к правилам перевоза багажа, сообщает RT. Но при этом Янков выразил опасение злоупотреблениями в среде авиаперевозчиков.

«К сожалению, некоторые авиакомпании в погоне за дополнительными сборами с пассажиров устанавливают уменьшенный размер допустимой ручной клади», — заявил Янков.

Также глава Союза пассажиров считает, что установить минимальный размер ручной клади нужно исходя из типа воздушного судна.

В конце июля 2017 года президент России подписал закон, который делает необязательным бесплатный провоз багажа при невозвратных авиабилетах.

Также слова «в том числе вещи, находящиеся при пассажирах» решено было заменить на выражение «ручная кладь».

Возвратный авиабилет при расторжении договора воздушной перевозки должен содержать норму бесплатного провоза багажа. Невозвратный тариф «может не предусматривать» бесплатный багаж.

Заметка написана на основе Федеральных авиационных правил (ФАП), поможет лучше понять правила российских авиакомпаний и права пассажиров. Новые ФАПы были обновлены в прошлом году и определяют минимальный вес ручной клади и багажа, их габариты, а также какие предметы багажа можно провозить бесплатно на бортах самолетов российских авиакомпаний.

Минимальный вес бесплатного сдаваемого на регистрации в аэропорту багажа сохранился и составляет 10 кг. Правило распространяется только на возвратные авиабилеты. Если вы купили невозвратные авиабилеты, то в них может быть не включен багаж.

В случае, если перевозимый багаж превышает 30 кг, необходимо заранее предупредить авиакомпанию. В международных правилах этот лимит составляет 32 кг.

Суммировать и объединять можно как бесплатный, так и платный багаж. Главное условие: пассажиры должны вместе следовать до конечного пункта маршрута и объединенный багаж не должен превышать 30 кг. Например, летит семья из 2 человек, у каждого в авиабилет входит разрешенный багаж до 23 кг, можно объединить багаж — одно место на 30 кг и второе на 16 кг.

Для пассажиров бизнес-класса, в стоимость билетов которых входят 2 места багажа по 23 кг, вопрос объединения остался не решенным и зависит от правил авиакомпании.

Определен минимальный вес ручной клади, которую можно перевозить бесплатно, он составляет 5 кг. Ручную кладь такого веса разрешено перевозить по всем тарифам авиабилетов. Авиакомпании вправе увеличивать вес ручной клади на свое усмотрение.

Согласно новым авиационным правилам авиакомпании могут самостоятельно определять габариты ручной клади пассажиров. Как правило, это требование зависит от типа самолета, авиакомпания рассчитывает габариты багажа исходя из вместимости багажных полок в салоне самолета. Габариты ручной клади определяют так, чтобы у каждого пассажира вместилась ручная кладь.

Бесплатный провоз вещей вместе с ручной кладью

Определены вещи, которые можно провозить бесплатно вместе с ручной кладью. Обратите внимание, что дамская сумочка, мужской портфель и рюкзак взаимоисключающие предметы, если вы летите с рюкзаком уже нельзя везти портфель и дамскую сумочку, и наоборот. Размеры рюкзаков, портфелей и дамских сумочек могут быть ограничены авиакомпанией. Также авиакомпания может ввести ограничение на количество провозимых пакетов из Duty Free.

Список вещей, которые можно бесплатно провозить

  • дамская сумочка
  • мужской портфель
  • рюкзак
  • пакеты из Duty Free
  • портплед
  • верхняя одежда
  • детское питание
  • детская коляска
  • букет цветов
  • лекарства

Бесплатно в ручную кладь разрешили брать: костыли, трости, ходунки, кресла-коляски. Если эти предметы не могут поместиться в ручной клади из-за габаритов, их бесплатно можно сдать в багаж.

Что нельзя бесплатно провозить сверх нормы

Пополнился список вещей, которые нельзя провозить сверх нормы ручной клади. Перечисленные предметы можно перевозить в салоне самолета, если убрать их в ручную кладь: портфель, дамскую сумочку или рюкзак.

Электронные устройства

  • ноутбуки
  • мобильные телефоны
  • планшеты
  • плееры

Фототехника

  • фотоаппараты
  • видеокамеры
  • объективы
  • вспышки

Печатная продукция

  • книги
  • журналы
  • газеты

Другие вещи

  • зонтики!!!

Еще раз поясним: все перечисленные предметы нельзя провозить отдельно от ручной клади в «руках» или «на плече». Их нужно убрать в ручную кладь, которая соответствует размерам (габаритам) авиакомпании, и проблем не будет.

Изменения в Воздушном кодексе России сводятся к предоставлению авиакомпаниям права брать деньги за любое движение пассажира

Провоз багажа в самолетах, еще недавно простой и понятный, неожиданно стал вызывать множество вопросов. Виной тому необычайная активность Минтранса и «Аэрофлота», проталкивающих один за другим странные законы, якобы облегчающие жизнь для бизнеса.

Но делающие ее невыносимой для простых людей.

Шпионы и диверсанты - вот, пожалуй, единственные, кто летает без какого-либо багажа и покупает всё необходимое по прилету. От трусов до зубочисток. Однако добропорядочному человеку даже на неделю нужно хотя бы 2–3 килограмма личных вещей и 2–4 килограмма техники (ноутбуки сейчас, конечно, легкие, но отнюдь не невесомые – не говоря уж о фотоаппаратах).

Фото с сайта pixabay.com

Как меняют законы?

Вплоть до 2013 года правила провоза багажа для авиаперелётов были общеизвестными и обязательными для всех, вне зависимости от компании и рейса: до 10 кг багажа бесплатно, ручная кладь в салон – не более определенных габаритов, но на небольшое превышение закрывали глаза. Каждый человек, собравшись в аэропорт, точно знал, соответствует ли его багаж нормам. С широким распространением интернета все авиакомпании ввели также возможность бесплатной регистрации на рейс с выбором места за 24 часа до вылета.

Но вот, на обломках рухнувшего под санкциями лоукостера «Добролёт» в России появился новый, национальный лоукостер - «Победа». И его менеджеры очень внимательно прочли Воздушный кодекс и обнаружили, что про ручную кладь и бесплатную интернет-регистрацию там ничего не сказано. В результате «Победа» разрешила провозить в салоне лишь те вещи, которые были явно прописаны в законе как обязательные и бесплатные (костюмы в портпледах, зонтики, фотоаппараты, ноутбуки, дамские сумочки…). За остальное, в том числе покупки из магазинов аэропорта (так называемые duty free), которые принципиально некуда деть, кроме как в салон, взималась ощутимая сумма, порой превышавшая стоимость билета.

Градус ненависти к «Победе» поднялся до предела, когда компанию уличили в намеренном рассаживании семей, в том числе с детьми, в разные углы салона при регистрации в аэропорту. Между тем никаких законов эта подконтрольная «Аэрофлоту» компания не нарушала: она просто пользовалась пробелами в законодательстве.

И вот, наконец, перед нами реакция парламента. Казалось естественным ликвидировать пробелы и вернуть все на круги своя. Однако Минтранс и парламент поступили ровно наоборот.

Фото с сайта pixabay.com

Невозвратный и безбагажный

Согласно принятому в конце июля 2017 года закону отменена обязанность перевозчика предоставлять пассажиру, купившему невозвратный билет, права на бесплатный провоз 10 кг багажа. Эта преференция сочтена нерыночной: теперь же авиакомпании смогут бороться за пассажиров, предоставляя им «наиболее выгодные» цены на перевозку багажа. Авторы законопроекта (Минтранс, за которым торчат уши «Аэрофлота») уверяют, что теперь-то цены на перелеты точно снизятся. Возможно. Снизится цена билета, но это будет более чем компенсировано ценой перевозки багажа.

Данный закон начнет действовать через 60 дней после официальной публикации, ориентировочно в конце сентября – начале октября. Время выбрано хорошо: уже закончится туристический сезон, поэтому особых осложнений не предвидится. В законе подчеркнуто, что перевозчик обязан явным образом уведомлять пассажира о стоимости перевозки багажа уже в момент покупки билета.

Для обладателей возвратных билетов правила остаются прежними. Другой вопрос, что стóят такие билеты в два раза больше, а никаких преимуществ во время полета не предоставляют: сидеть, например, приходится в такой же тесноте между «невозвратниками».

Ободренный успехом Минтранс решил сразу же нанести следующий удар, подготовив новые правила провоза ручной клади. Если ранее в законе никак не прописывался ее вес, то теперь в ведомстве решили описать процедуру взвешивания. В числе прочего разработан список предметов, которые можно провезти сверх новых норм веса ручной клади (5 кг), не взвешивая. И вот тут разразился скандал.


Фото с сайта pixabay.com

Танцы вокруг ноутбука

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко , без тени сомнений подписывавшая любые законы (в том числе поддержавшая отмену бесплатного провоза багажа), внезапно решила защитить народ и заговорила о провокационном характере документа:

«Что касается ручной клади, там вы какую-то чушь написали, что нельзя проносить цветы, телефоны, верхнюю одежду. Кто автор этого документа? Это коллективная безответственность! В министерстве должны учесть замечания сенаторов и не допускать впредь подобных промахов. Если мы будем не удовлетворены, мы сделаем все, чтобы были соответствующие выводы. Вплоть до того, чтобы главу Минтранса наказать административно!»

Между тем, конечно же, никаких запретов на цветы и телефоны в документе нет. Просто они не включены в список предметов, которые можно провозить «сверх установленного авиакомпаниями предельного веса ручной клади» (ранее такого понятия не было вообще). Костыли – можно, костюм – можно, дамскую сумочку любого веса – можно. Остальное надо будет взвешивать и укладываться в 5 кг (или другую норму конкретной авиакомпании, но не менее 5 кг). Хотя, конечно, в карман за телефоном никто к вам не полезет. Странности законодателей порой все-таки компенсируются здравым смыслом бизнеса.

Однако, скажем, шубу или крупный ноутбук с высокой вероятностью придется сдавать в багаж. Учитывая изысканные манеры грузчиков в аэропортах, легко предположить, что станет с этими предметами после двух-трех перелетов.

Подчеркнем, что данная скандальная инициатива не только не принята, но даже не стала еще законопроектом: это всего лишь «документ в первом приближении», как прошептал представитель Минтранса, испуганный атакой Валентины Матвиенко.

На самом деле четкие и единые для всех правила провоза ручной клади нужны, и министерство ведет правильную работу. Вот только 5 кг без учета хрупкой техники – это все-таки издевательство. Нет сомнений, что в процессе подготовки новых поправок в Воздушный кодекс данная ошибка будет исправлена.

Подчеркнем также, что авиакомпании не обязаны брать деньги за багаж и ручную кладь: они только получают такое право. Однако те, кто сохранит нормы бесплатного провоза, скорее всего, будут вынуждены держать чуть более высокие цены на билеты, поэтому на сайтах-агрегаторах их предложения парадоксальным образом окажутся ниже, чем у любителей стричь деньги с пассажиров за каждый чих.

* * *

Так что мы готовимся оплачивать с октября любой багаж – и внимательно следим за размышлениями чиновников над ручной кладью.