От Константинополя до Стамбула: что скрывается за переименованием столицы двух империй. Как стамбул был константинополь Латинский период и турецкое завоевание

Каждый образованый человек про историю Стамбула знает две вещи:

  • Император Константин перенёс сюда столицу Римской Империи, и дал городу своё имя, назвав его Константинополем. (IV век нашей эры)
  • Через более чем тысячу лет османские армии захватили его, и превратили в столицу исламского мира. Заодно изменили название, и он превратился в Стамбул. (XVI век нашей эры)

О втором из этих переименований я узнал в детстве из песенки, которую услышал в мультфильме (всего 2 минуты, очень рекоммендую, поднимает настроение):

"Istanbul was Constantinople, now it"s Istanbul, not Constantinople, why did Constantinople get the works?.."

Но, как оказалось, я был неправ. Ни Константин, ни Султан-завоеватель не переименовывали город так, как я думал. Они его совсем по-другому переименовывали.

Вот краткая история множества имён многострадального Стамбула:

В 667 году до нашей эры город основан под именем Византий (греч. Βυζάντιον) - есть предположения, что назвали его так в честь греческого царя Византа.

В 74 году нашей эры город Византий стал частью Римской Империи. Его имя при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает переименовать город в честь своего сына Антония. На 19 лет Византий стал Августой Антониной , потом имя поменяли назад.

В 330 году Константин провозглашает Византий столицей империи, и издаёт указ о переименовании города в Новый Рим (а не то что вы подумали). Правда это имя никому не понравилось, и жители продолжал называть город Византием. На этот момент городу уже было почти 1,000 лет.

За время своего правления Константин усиленно перестраивал город, увеличил его размеры в несколко раз, и в общем изменил облик до неузнаваимости. За это в народе Византий стали называть городом Константина (греч. Κωνσταντινούπολις).

Лишь при правлении Феодосия II, около ста лет спустя, город впервые называют Константинополем в официальных документах - настолько не нравилось никому название "Новый Рим". В итоге это имя на века закрепилось за византийской столицей.

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь после длительной осады. Это положило конец Византийской Империи, и дало начало Османской. Новые хозяева стали называть город по-новому: Константиние . Впрочем в переводе это значит абсолютно то же, что и по-гречески - "город Константина". Иностранцы при этом как называли его Константинополем, так и продолжили.

К моему удивлению, оказалось, что город так и назывался Константинополем на протяжении всей истории Османской Империи. Лишь после появления Турецкой Республики в 1920х годах, его сочли нужным переименовать. Правительство Ататурка настоятельно просило всех иностранцев называть город новым именем: Istanbul . (По-русски город стали называть Стамбулом.)

Октуда же взялось такое название? Снова сюрприз: это вовсе не турецкое слово, как мне казалось. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его по-гречески "εις την Πόλιν" (в средневековье это произносилось "истемболис"). Что значит попросту "Город", или, в современном понимании - "даунтаун". Ровно так сегодня жители Нью Йорка называют Манхэттен "сити".

"Istanbul was Constantinople, now it"s Istanbul, not Constantinople, why did Constantinople get the works?.."

Каждый образованый человек про историю Стамбула знает две вещи:

  1. Император Константин перенёс сюда столицу Римской Империи, и дал городу своё имя, назвав его Константинополем. (IV век нашей эры)
  2. Через более чем тысячу лет османские армии захватили его, и превратили в столицу исламского мира. Заодно изменили название, и он превратился в Стамбул. (XVI век нашей эры)
О втором из этих переименований я узнал в детстве из песенки, которую услышал в мультфильме (всего 2 минуты, очень рекоммендую, поднимает настроение):

Но, как оказалось, я был неправ. Ни Константин, ни Султан-завоеватель не переименовывали город так, как я думал. Они его совсем по-другому переименовывали.

Вот краткая история множества имён многострадального Стамбула:

В 667 году до нашей эры город основан под именем Византий (греч. Βυζάντιον) - есть предположения, что назвали его так в честь греческого царя Византа.

В 74 году нашей эры город Византий стал частью Римской Империи. Его имя при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает переименовать город в честь своего сына Антония. На 19 лет Византий стал Августой Антониной , потом имя поменяли назад.

В 330 году Константин провозглашает Византий столицей империи, и издаёт указ о переименовании города в Новый Рим (а не то что вы подумали). Правда это имя никому не понравилось, и жители продолжал называть город Византием. На этот момент городу уже было почти 1,000 лет.

За время своего правления Константин усиленно перестраивал город, увеличил его размеры в несколко раз, и в общем изменил облик до неузнаваимости. За это в народе Византий стали называть городом Константина (греч. Κωνσταντινούπολις).

Лишь при правлении Феодосия II, около ста лет спустя, город впервые называют Константинополем в официальных документах - настолько не нравилось никому название "Новый Рим". В итоге это имя на века закрепилось за византийской столицей.

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь после длительной осады. Это положило конец Византийской Империи, и дало начало Османской. Новые хозяева стали называть город по-новому: Константиние . Впрочем в переводе это значит абсолютно то же, что и по-гречески - "город Константина". Иностранцы при этом как называли его Константинополем, так и продолжили.

К моему удивлению, оказалось, что город так и назывался Константинополем на протяжении всей истории Османской Империи. Лишь после появления Турецкой Республики в 1920х годах, его сочли нужным переименовать. Правительство Ататурка настоятельно просило всех иностранцев называть город новым именем: Istanbul . (По-русски город стали называть Стамбулом.)

Октуда же взялось такое название? Снова сюрприз: это вовсе не турецкое слово, как мне казалось. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его по-гречески "εις την Πόλιν" (в средневековье это произносилось "истемболис"). Что значит попросту "Город", или, в современном понимании - "даунтаун". Ровно так сегодня жители Нью Йорка называют Манхэттен "сити".

Открытка 1905 года: Константинополь, вид на Галату и Стамбул

Выходит, что молодое правительство турецких националистов использовало для своей столицы греческое название, в то время, когда активно боролись с соседями-греками за территорию.

Подытожим: Император Константин не называл в честь себя Константинополь. Завоеватели-османы не меняли его имени на Стамбул. И вообще, Стамбул - это греческое, а не турецкое название, обозначающее "Город".

Стамбул — единственный мегаполис в мире, который расположен сразу в 2-х частях света. Морские ворота из Азии в Европу и перекресток культур. У древнего города, с которого началась христианская история Европы, богатая история с биографией. Неудивительно, что за более чем двухтысячелетнюю историю он не раз менял свое название.

Город был основан греками в 667 году до н.э. под именем Византий, предположительно так его назвали в честь греческого царя Византа. В 74 году уже нашей эры Византий стал частью Римской империи. Имя города при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает увековечить имя своего сына Антония и на 19 лет Византий стал зваться Августой Антониной. Имя, как свидетельствует история, не прижилось.

В 330 году первый христианский император Константин провозглашает Византий столицей империи и издаёт указ о его переименовании в Новый Рим. Это имя также не пришлось по душе его жителям и неофициально все продолжали называть город Византием.

За время правления Константина город был основательно перестроен: храмы греческим богам на Акрополе остались нетронутыми, но облик города совершенно изменился. В благодарность за это через сто лет, уже при правлении Феодосия II, было принято решение официально сменить название Новый Рим на Константинополь. Город Константина, если дословно с греческого.

После распада империи Константинополь становится столицей Византийской империи (Восточно-Римская — с 395 года, осталась единственной империей с 476 года). Самоназванием империи было «Ромейская», а народа — «ромеи» — римляне. Этим именем — «румлар» по-турецки — турки продолжают по сегодняшний день называть уже немногочисленных греков города.

На протяжении тысячелетия Константинополь был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших городов мира. В 1204 был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками и султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи. Завоеватель перенес сюда свою столицу, что означало конец Византийской империи и начало новой - Османской империи.

Удивительно, но султан не стал переименовывать Константинополь и город жил под этим греческим именем аж до марта 1930 года, когда правительство Кемаля Ататюрка, провозгласившее несколькими годами ранее Турецкую республику, решило отринуть греческое имя древнего города и повелело отныне называть его Istanbul (по-русски - Стамбул). Что якобы означает "наполненный исламом". Мусульманских храмов там действительно много, в том числе и переделанных из христианских.

Согласно более распространенной версии, исторический сюрприз, в том, что это вовсе не турецкое слово, а тоже греческое. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его «Истинполин» или "Истемболис", что восходит к греческой фразе греч. εἰς τὴν Πόλι(ν) («ис тин пόли(н)», «ис тим бόли(н)») — «в город» или «к городу».

28 марта 1930 г. по указу Мустафы Кемаля Ататюрка Константинополь был переименован в Стамбул. Смена вывески на вратах Царьграда стала одним из заключительных этапов реформ первого президента Турции и символизировала окончательный отказ страны от османского политического наследия и переход на светские рельсы. Сегодня город-легенда, расположенный в двух частях света, снова на распутье - между европеизмом Ататюрка и неоосманизмом Эрдогана.

  • РИА Новости

Новое имя - новая судьба. Стамбул не раз испытывал на себе справедливость этого тезиса. Впервые крутой разворот в истории города случился в 330 году: по велению Константина древнегреческий Византий стал Новым Римом - официальной столицей Римской империи, а спустя почти полвека он подарил своё родовое название её восточной преемнице. Однако в качестве Нового или Второго Рима город просуществовал немногим более столетия и опять был переименован: столица Византии была наречена Константинополем.

Очередной поворот судьбы произошёл в 1453 г., когда град Константина был завоёван турками и провозглашён столицей Османской империи. Формально он сохранял прежнее название, но оно было переиначено на турецкий лад - Костантинийэ. Неофициально же новые хозяева окрестили его Истанбулом. А цивилизованный мир стал называть этот город просто - Стамбул.

Двойное название - двойная жизнь: крупнейший центр восточного христианства превратился в центр исламского мира. В таком двусмысленном положении Стамбул-Константинополь просуществовал до провозглашения республики. А потом решительной рукой Ататюрка город был лишён столичного статуса и вскоре переименован.

Кстати, вместе с Константинополем вывески сменили и другие турецкие города с греческими корнями: новоявленная столица Ангора стала Анкарой, Смирна - Измиром, Адрианополь - Эдирне. А чтобы любителям старины было неповадно смотреть в прошлое, корреспонденцию с пометкой «Константинополь» отправляли обратно, уведомляя адресата, что такого города не существует.

Слово и дело

Но, прежде чем менять указатели, первый президент Турции провёл в жизнь свои знаменитые реформы, превратившие страну из отсталого халифата в процветающую светскую республику.

Турция преобразилась внешне и внутренне. Женщины получили равные права с мужчинами - и обязательное ношение мусульманской одежды ушло в прошлое. Был введён новый латинизированный алфавит, сменивший арабскую вязь. Канули в лету законы шариата, уступив место Гражданскому кодексу. И наконец Турция приняла единую для всего прогрессивного человечества международную систему времени, календаря и мер. Таким образом, перед Турцией открылись двери в европейскую семью народов.

Не менее ощутимыми стали преобразования в экономике. Реформы дали толчок бурному развитию промышленности. Страна переживала индустриальный бум, возводились предприятия, строились дороги. Сельское хозяйство благодаря частному предпринимательству шагнуло из допотопного состояния в новую технологическую эру. Одним словом, модернизация шла полным ходом.

Финальным аккордом симфонии реформ стало изменение имени и самого первого президента Турции. Согласно закону о фамилиях Великим национальным собранием Турции ему была присвоена фамилия Ататюрк («отец турок»), больше, правда, напоминающая почётное звание.

Вперёд в прошлое

Завоевания Мустафы Кемаля Ататюрка казались незыблемыми. Но лишь до прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана. Новый рулевой турецкой республики настойчиво прокладывает курс в сторону Османской империи. Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на такие говорящие мелочи, как увеличение числа мусульманских школ, разрешение носить хиджабы в светских вузах и даже в парламенте, а также на возрождение моды на бороды - прежде турки, подражая Ататюрку, брили подбородки и отращивали усы. Показательно и недавнее высказывание первой леди Турции Эмине Эрдоган, которая публично заявила, что «гарем - прекрасная школа жизни».

Ползучая исламизация проникает во все сферы жизни республики, а главное - в умы её граждан. И сегодня неоосманские идеи многим туркам, особенно молодым, уже не кажутся утопичными. Сладкие грёзы о возрождении халифата Эрдоган подкрепляет радикальными мерами: отказом от миролюбивой внешней политики Ататюрка и агрессивными действиями на международной арене, закручиванием гаек внутри страны и гонениями на свободную прессу. А также сезонными, так сказать, профилактическими порками высшего военного руководства, ещё недавно являвшегося гарантом и опорой светскости Турции. Ведь и сам Ататюрк, чьи портреты сегодня исчезают с улиц, орденов и вымарываются из школьных учебников, был представителем турецкого генералитета.

Илья Оганджанов

И ведь была я в Стамбуле всего один-единственный день, а вот уже почти месяц разбираю фотографии и никак не могу успокоиться. Потому что каждая фотография хранит в себе интереснейшую историю. И нет им конца и края


Сегодня расскажу о Ипподроме, который когда-то занимал огромную площадь, расположенную по обе стороны от Голубой мечети.


После печально известного 1453 года, когда Константинополь стал турецким, и Византия прекратила своё существование, эта площадь была переименована в Султанахмет. Но название Ипподром, осталось, как дань памяти прошлому, когда и Константинополя еще не было, а был город Византий. В 203 году н.э. Ипподром начал строить Септимий Сервер, а завершил эту стройку века Император Константин Великий в 325 году.

По вполне понятным причинам ни фотографий, ни даже картин Ипподрома античного периода не имеется, поэтому воспользуюсь рисунком реконструкцией, чтобы было понятно, что из себя представлял этот комплекс в те времена, когда сюда собирался народ, жаждущий ярких зрелищ и сильных эмоций.
Ипподром в то время имел форму подковы, и одновременно в нём могло находиться до 150 тысяч человек.


А так выглядела небольшая часть Ипподрома в 19 веке, когда Константинополь давным-давно стал Стамбулом.
На этой замечательной фотографии изображены именно те памятники античных времен, о которых мне хочется рассказать. Конечно же, сейчас никаких собак, лошадей и ослов здесь не наблюдается. В любую погоду, утром, днём и поздним вечером: в зной, в дождь и в холод, площадь заполнена туристами со всех концов света, которые также, как в античные времена, жаждут зрелищ. И хотя вместо шума и гама, сопровождающего всяческие состязания и развлечения, здесь можно услышать только громкое пение и призывы муэдзина, эта площадь, как магнит, притягивает к себе всех, кто впервые вступил на земли бывшей Византийской империи.
Фото ОТСЮДА


Вы, наверняка, помните, о трагическом событии в январе прошлого года, когда Турция была в трауре. От террористического акта погибли люди. Произошло это именно здесь, на площади Ипподром, возле древнеегипетского обелиска.
Время делает своё дело. Площадь заполнена людьми. Давно смыта кровь невинно убиенных, но скажу честно, мне здесь было несколько неуютно. Да еще и погода способствовала этому настроению.

Но история этого обелиска чрезвычайно интересна. Потому что это самый настоящий древнегипетский обелиск, который первоначально был установлен в Фивах в 1460 году до нашей эры! Обелиск был посвящен тридцатилетию правления шестого фараона из династии Тутмоса. В Константинополь обелиск был привезен в 390 году по приказу императора Феодосия Великого. Первоначальная высота обелиска Феодосия была около 38 метров, и весил он 543 тонны! Как же, и с помощью чего доставили эту махину в Константинополь? Самое интересное то, что доставка обелиска задокументирована на нём же. Нужно только очень внимательно всё рассмотреть. Что мы сейчас и сделаем.


Специально для обелиска на Константинопольском Ипподроме был сооружен мраморный пъедестал, на котором в хронологическом порядке были выбиты сцены из правления императора Феодосия, а также, что мне кажется чрезвычайно интересным, сам процесс транспортировки и водружения египетской колонны на пъедестал.
Но как же доставили этого гиганта из Египта в Константинополь? Каким-то образом его опрокинули на землю и тащили до берега Нила с помощью блоков, на который наматывали канат. Всё это прекрасно изображено на верхней части барельефа, которая, к сожалению, плохо сохранилась.


.
Тащили его на волокуше, с увлажненым тростником, который от тяжести обелиска и от силы трения закручивался сзади в спираль. Затем его погрузили на специальный корабль. Интересно то, что в Константинополь была доставлено лишь верхняя часть обелиска - 20 метров с весом в 280 тонн. Очевидно, обелиск во время всех этих манипуляций раскололся. Где же осталась нижняя часть - неизвестно. А может, его специально укоротили, чтобы уменьшить вес. Но история об этом умалчивает.
На нижней части барельефа изображена уже установка обелиска с помощью кранов на пьедестал.

Переводим взгляд вверх и видим на пъедестале изображение императорской семьи, сидящей в ложе, в окружении сановников и стражи. К ложе вели ступени, выложенные морскими раковинами, по которым император торжественно поднимался, давая знак особому сановнику. Сановник бросал на арену платок, и состязания начинались. Внизу барельефа - зрители, которые размахивают, очевидно, шарфами. Они внимательно наблюдают, как происходят состязания на колесницах. В античные времена все зрители делились на, так называемые, "спортивные партии", каждая из которых имла определенный цвет. То есть, если бы барельеф был в цвете, то мы могли бы увидеть "белые", "красные", "синие" или "зеленые" шарфы.
Повреждения на барельефе - это канал, где проходила водопроводная труба. После установки обелиск был приспособлен под фонтан. Потому пришлось немного изуродовать прекрасный мраморный пьедестал. (Не было на них императора Феодосия Великого!)


Если вы были в Венеции, то, конечно же, помните четырех коней, которые находятся на лоджии собора Св.Марка. Откуда их привёзли по велению всё того же Феодосия Великого в Константинополь и установили над императорской ложей на Ипподроме, не известно. Но точно известно, что в 1204 году, когда крестоносцы грабили Константинополь, кони были обезглавлены и доставлены в Венецию. И между прочим, стали одним из символов Венеции. Вот ведь как иногда несправедливо распоряжается история. Хотя, по большому счету, Византийские императоры тоже тащили в Константинополь всё прекрасное, что могли увезти из завоеванных стран.


Обходим обелиск по кругу.

Здесь опять Император со своей семьей, но уже в руках у него лавровый венок, которым он собирается увенчать победителя состязаний. Внизу - простой люд, наблюдающий за тем, как актеры, жонглеры, фокусники, акробаты и танцовщицы показывают свое мастерство. В большие праздники на Ипподроме вместо состязаний устраивались подобные зрелища. Кроме того здесь происходили и борьба диких зверей, и бои гладиаторов.


Еще ниже - посвятительная надпись на латыни, которая прекрасно сохранилась. В ней обращение обелиска к будущему. По-моему, замечательно придумано! Читаем с помощью Википедии: "«Хотя ранее я противодействовал сопротивлению, я получил приказание к послушанию безмятежным властителям, чтобы нести их пальмовую ветвь, как только тираны были повержены. Всё уступает Феодосию и его всевечной династии. В этом также и моя правда — я был побеждён и за трижды по десять дней обрёл властителя, будучи поднят в воздух при префекте Прокуле».


Следующий барельеф. Всё та же императорская семья. А внизу варварские племена коленопреклоненно выражают свою покорность императору, принося ему свои дары. Заинтересовала семья Феодосия Великого. Оказалось, что у него было две жены. Второй раз он женился, когда овдовел в 387 году. А так как обелиск был установлен в 390 году, то на барельефах, наверное, изображена его вторая жена - Галла.


Внизу - надпись, но уже по-гречески: «Это — колонна с четырьмя гранями, которая лежит на земле; только император Феодосий осмелился возвести её снова; Проклос был приглашён выполнить приказ; и эта великая колонна была установлена за 32 дня.».
Как-то "писатели" не договорились. По-латыни написали, что колонна возведена за тридцать дней (трижды по десять дней), а по-гречески - за 32 дня.


И последняя грань мраморного постамента. Практически всё те же действующие лица, кроме двух фигур, стоящих по обе стороны от ступеней, по которым, очевидно, победитель состязаний поднимается к императору. Кто они - можно строить множество предположений. И внизу всё те же зрители.
Справа от императора, наверное, его сыновья от первого брака - Аркадий и Гонорий. Перед кончиной от водянки, которая случилась в 395 году, Феодосий Великий разделил наследие Римской империи между своими сыновьями. Аркадий стал править в Восточной (греческой) части со столицей в Константинополе, а Гонорий - Западной (латинской) части Римской империи.


А в самом низу видим непосредственные игры на ипподроме: конные колесницы о всадниками, просто конные бега. А еще - почему-то несколько обелисков.

Вот примерно так выглядели эти конные бега на замечательной картине, неизвестного художника, найденной
Состязания на колесницах были самым любимым зрелищем для жителей Константинополя. Я уже говорила о том, что все зрители делились на "спортивне партии", и каждая партия имела свой цвет. Колесницы также были белого, красного, синего и зеленого цвета. Можно представить, что творилась на трибунах во время этих забегов. И нужно добавить,что наездники были очень богатыми, известными и уважаемыми людьми, а имена лошадей знал весь город.


А здесь можно даже всё это увидеть в замечательной реконструкции. Подсмотрела

Конечно же, мне очень хотелось прикоснуться рукой к мрамору тысячелетней давности. Но увы, дотянуться к обелиску было невозможно. Но я нашла выход. Не я - так мой зонтик, чуть-чуть, но всё-таки, прикоснулся к мраморной плите с абсолютно точным указанием его возраста - 390 год нашей эры!


Совсем рядом с египетским обелиском я увидела ничем не примечательный внешне "какой-то" закрученный, позеленевший от времени, металлический столб. И, честно говоря, не придала ему особого значения. Вся была в мыслях о Древнем Египте и ходила вокруг обелиска, представляя, как его тащили волоком оттуда. Но на всякий случай сделала несколько фотографий закрученного столба, предполагая потом почитать о нём.

Но как же я ошибалась! Этот столб оказался остатком от Змеиной колонны, которая когда-то стояла в святилище Аполлона в Дельфах, и на вершине её находился золотой жертвенный треножник! Изготовлена она была в 479 году до нашей эры (!). Самое интересное, что этот золотой треножник был изготовлен из трофеев, которые греки захватили у персов во время греко-персидской войны. "Из этой десятины был [сделан и] посвящён золотой треножник, который стоит в Дельфах на трёхглавой медной змее непосредственно у алтаря" - так писал Геродот. (Десятина, потому что десятая часть от военных трофеев у греков всегда посвящалась богам.)

Спустя сотню лет золотой треножник был украден во время очередной войны. А в 326 году уже новой эры, по приказу императора, Змеиная колонна, но уже без треножника, была перевезена в Константинополь и установлена на Ипподроме.

Судьба змеиных голов, которые были изготовлены из щитов поверженных персов также интересна и загадочна. По одной из версий змеиные головы было приказано уничтожить, когда османы праздновали победу над Константинополем. А по другой - змеиные головы были отбиты в начале 18 века пьяным поляком. Очень нтересно, почему вдруг именно поляк оказался причастным к этой "змеиной" истории.
Сейчас имеются две змеиные головы. Одна из них хранится в Археологическом музее Стамбула. Фотографию змеиной головы, красовавшейся когда-то на Змеиной колонне, любезно предоставил vladimirdar За что Владимиру моя премногая благодарность.


Получила еще одну змеиную фотографию. Змея, оказывается, с зубами! Есть легенда, согласно которой Мехмед, въехав в побеждённый Константинополь 29 мая 1453 года, и осматривая достопримечательности Города, остановился возле Дельфийской колонны и ударил её своим жезлом с такой силой, что сломал одной из змеиных голов челюсть. Так что, возможно, это и есть та самая голова, поврежденная жезлом Мехмеда. На этой фотографии явно видно, что нижней челюсти у неё нет.

Вторая змеиная голова - в Британском музее. Как же я пожалела, что не знала эту историю раньше. Ведь могла разыскать её и сфотографировать, когда была там.
.А вот как Змеиную колонну изображали на миниатюре 16 века. То есть этот рисунок опровергает первую легенду. То есть в 16 веке Змеи еще извивались на колонне, и кроме того, за ней очень даже хорошо ухаживали.
Картинка из Википедии.


Обратила внимание, что Змеиная колонна находится, как бы в яме. Нашла в Сети объяснение: "Все дело в том, что со времен ее установки в 326 году "культурный" слой нарос достаточно сильно (в Стамбуле считается, что со времени основания здесь Константинополя он достигает 7 метров), поэтому все исторические объекты приходится раскапывать, и они находятся ниже сегодняшнего уровня поверхности земли ".
Больше подробностей о Змеиной колонне можно почитать у И плиты и сфера исчезли опять же во время Крестового похода 1202-1204 г.г. В память о плитах остались только эти круглые отверстия. И глядя на них, можно хорошо себе представить, как безжалостно выдирали эти позолочные плиты грабители, носящие имя "Крестоносцы".
А когда уже обдирать было нечего, обелиск облюбовали янычары. Они устраивали соревнования, кто быстрее взберется на его вершину. Удивительно то, что многострадальный обелиск устоял во время сильнейшего землетрясения, которое произошло в 1894 году.



Очень интересный рассказ о тайнах обелиска Константина можно посмотреть на этом ролике.

Время шло, горожане почему-то начали терять интерес к Ипподрому. Состязания и праздники устраивались здесь всё реже и реже. После грабежа, устроенного крестоносцами в 1204 году, Ипподром был вообще покинут. Бронзовые статуи, украшавшие его, были расплавлены, и из них чеканили монеты. В раннеосманский период какое-то время здесь еще проводились конные состязания и прочие развлечения. Например, здесь устанавливали палатки хирургов, которые проводили обрезания принцев, а заодно и обрезание незнатного люда. Иногда здесь праздновали свадьбы, которые могли длиться неделями. Были также отведены места, где вешали янычар и там же складировали убитых.

Праздник обрезания принца Мехмеда. Османская миниатюра.

Церемония обрезания принца (праздник) проводится в возрасте шесть-семь лет в присутствии высших сановников.

В общем, Ипподром потерял своё прежнее назначение и постепенно разрушался. Из его развалин начали строить дома В 17 веке здесь началось строительство Голубой мечети, для чего разрушили византийский большой дворец и остатки зрительских мест Ипподрома.
Но историческая часть с памятниками византийского периода всё-таки осталась. Есть замечательная картина очень интересного французского художника J ean-Baptiste van Mour (1671-1737), который приехал в Стамбул в свите французского посла. Он оставил о себе замечательную память: запечатлел в своих картинах и рисунках историю, быт, портреты и прочие особенности страны, которую так полюбил, что остался здесь до конца своих дней.

ОТСЮДА

Думаю, что вы узнали на картине и обелиски, и Змеиную колонну, о которых я вам так долго и нудно рассказывала. И хотя о Голубой мечети, которая здесь так красиво изображена, написаны, наверняка, тысячи постов, всё равно буду о ней рассказывать. Потому что мне очень хочется еще раз прочувствовать всё то, что случилось со мной в интереснейшем и необыкновенном Стамбуле.

Внимательно читала: Надежда Ионина."Стамбул. История. Легенды. Предания" и материалы Википедии.