Корабль зенобия. Затонувший у берегов Ларнаки паром «Зенобия» украсят к Рождеству. А вы катались на российской подлодке

Затонувшее судно Зенобия

В полтора километрах от берега на глубине 42 метра лежит затонувшее грузовое судно «Зенобия», длинной 172 метра.

Это шведское судно было оснащено по последнему слову техники и было построено в Швеции в 1979 году. Затем, на пути из Сирии в Грецию, в июне 1980 году , в свое первое плавание судно прибыло в Ларнаку и именно здесь накренилось и затонуло.

Наиболее вероятной причиной затопления судна называют сбой в компьютерной системе балансировки корабля, в результате которого он получил крен и пошел ко дну вместе со всем своим грузом. А груза там было много, около ста грузовиков 40-ка тонных грузовиков с грузом. Весь экипаж был эвакуирован до затопления, поэтому ни один человек не пострадал.

А сейчас «Зенобия» является одним из самых любопытных объектов для дайвинга в мире, недаром его называют Титаником Средиземноморья . У дайвингистов есть возможность посмотреть все судно целиком , включая трюмы, коридоры и машинное отделение. А грузовики, которые так и остались прикрепленные к кораблю свисают на цепях. Величественный вид корабля впечатляет. А те, кто ещё не решился на акваланг, может просто поплавать с трубкой и маской на поверхности, посмотреть на корабль с расстояния. В хорошие дни прозрачность воды до 35 метров !

Достопримечательность, которая выбивается из ряда многовековых церквей и крепостей, - популярное для посещение судно «Зенобия».

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Достопримечательность, которая выбивается из ряда многовековых церквей и крепостей, - популярное для посещение судно «Зенобия». Этот затонувший объект представляет интерес для дайверов со всего мира. Грузовое 170-метровое судно лежит недалеко от берегов Ларнаки на глубине более 40 м. Своё последнее пристанище «Зенобия» нашла в 1980 году, на полпути между Сирией и Грецией.

Сегодня затонувшее судно называют «Средиземноморским Титаником». Вид судна и правда впечатляет. Смелые дайверы имеют возможность осмотреть его полностью, включая машинное отделение, коридоры и трюмы. Поскольку «Зенобия» затонула прямо с грузом (многочисленными грузовиками), они также превратились в объект для осмотра.

На Кипре компании по организации погружений предлагают разные варианты для посещения «Зенобии». Но тот, кто ещё не решился заплыть на серьёзную глубину, может осмотреть судно на поверхности с маской и трубкой - отличная видимость в ясные дни позволяет сделать это без проблем.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.

В акватории Ларнаки находится затонувшее судно «MS Zenobia» – ради того, чтобы попасть на судно, осмотреть его изнутри и проплыть по его корридорам, на Кипр едут дайверы с других континентов. «MS Zenobia» лежит на глубине 42 метров (138 футов).

Судно сошло с верфи Kockums Varv AB в Швеции в конце 1979 года и затонуло неподалеку от Ларнаки в июне 1980 года - примечательно, что это был первый рейс «Зенобии ». Грузовое судно водоизмещением 10 000 тонн, длиной 178 метров и шириной 28 метров в конце мая 1980 года вышло в свой первый рейс из шведского порта Мальме , куда ему не суждено было вернуться. Судно направлялось в сирийский порт Тартус . Неполадки с герметичностью нижней палубы обнаружились уже в пути и 5 июня судно пришвартовалось в порту Ларнаки. Через день судно вышло из порта и встало на якорь в 1,5-2 км от берега. Ранним утром 7 июня около 2.30 судно затонуло. На борту находились новые грузовые и легковые автомобили, которые «Зенобия» увлекла с собой на дно моря. Стоимость груза составляла около £200 млн. К счастью, члены экипажа успешно эвакуировались заранее и никто не пострадал.


Через некоторое время после этого инцидента затонувшее судно стало излюбленным местом для погружения у дайверов и в настоящее время входит в десятку лучших мест для дайвинга во всем мире.

В четверг, 13 марта 2014 произошел третий по счету несчастный случай, связанный с «Зенобией» – погиб 57-летний турист из Великобритании . Как стало известно, мужчина лишился чувств во время погружения. Друзья доставили его на берег, но им не удалось привести его в сознание. Тело дайвера было транспортировано в госпиталь Ларнаки, где врачи констатировали смерть. Морская полиция провела осмотр места происшествия – возможно, смерть наступила в результате несчастного случая. Точная причина смерти будет установлена в ходе патологоанатомического вскрытия, но, согласно предварительному заключению, смерть наступила в результате асфиксии из-за произошедшего на глубине сердечного приступа.

Предыдущая жертва «Зенобии» - Катерин Викар, тоже являвшаяся гражданкой Великобритании. Она совершала погружения у места затопления «Зенобии» с группой дайверов летом 2010 года, это было ее третье погружение.

В 2003 году еще один британец, Дин Эндрю Херне, утонул в этом же самом месте. Он, как и Катерин Викар, потерял ориентир, оказавшись внутри затонувшего судна, запаниковал, и снял кислородную маску и прочее снаряжение, пытаясь выбраться из чрева «Зенобии».


Погружения на «Зенобию» являются существенной статьей доходов многочисленных дайвинг-центров, организующих экскурсии дайверов, приезжающих на Кипр со всего мира. Затонувшее судно является интереснейшим объектом для погружений для дайверов всех уровней. Одна сторона «Зенобии» находится сравнительно неглубоко – до нее около 16 метров от поверхности воды, и она подходит для погружений начинающих дайверов. Внутренняя палуба судна, а также жилые помещения для экипажа и грузовой отсек – крайне интересные, но в то же время исключительно опасные места, требующие внимания, опыта и большой сноровки. Удовольствие от пребывания там доступно лишь очень опытным дайверам под контролем инструкторов. Но даже это, как известно, не может гарантировать безопасность погружения. Человек, рискующий бросить вызов стихии и забраться внутрь затонувшего корабля, лежащего на большой глубине, должен отдавать себе отчет в риске и рассчитывать на свои силы и знания: в случае непредвиденных обстоятельств помощь может просто не успеть, ведь в случае проблем с кислородом счет идет на минуты и даже секунды.

Тем не менее, «MS Zenobia» продолжает магнитом притягивать любителей приключений со всего мира.

Остров Кипр расположен в Средиземном море. Чистая вода, специфичный рельеф дна, видовое разнообразие рыб и морских животных, затонувшие и затопленные специально для дайверов корабли и статуи. На Кипре есть дайв-сайты, доступные новичкам, и места, где погружаются только опытные дайверы-любители и дайвинг-профессионалы.
Сезон дайвинга на Кипре длится с мая по ноябрь, лучшее время для активных погружений - с июля по сентябрь. Зимой температура воды 16 градусов, летом прогревается до 29.
Дайвинг-центр RuDIVE предлагает дайв-туры на Кипр, в программе которых погружения на популярных дайвинг-сайтах.

Популярные места для дайвинга на Кипре

Погружения на Кипре предлагают с катера и с берега. Особенность дайвинга на Кипре в том, что дайв-сайты расположены близко друг к другу и доступны из любого места, где активные путешественники остановились на отдых. Поэтому выбирайте места, где погружаться, исходя из уровня дайвинг-подготовки.

  • мыс Греко - шесть дайв-сайтов. Популярные на Кипре пещеры, рэки, морские животные;
  • Протарас, Айя Напа - шесть-семь мест для дайвинга. Подводные гроты, пещеры, морская фауна;
  • Ларнака - семь сайтов. Рэки, включая паром «Зенобия»;
  • Лимассол - десять точек для дайвинга. Пещеры, гроты, рыбы, морские животные и два-три рэка;
  • Пафос - восемь мест для погружений с традиционным для Кипра набором: подводные пещеры, рифовые стенки, туннели, рэки;
  • Лачи - предлагается двенадцать дайв-сайтов, на одном из которых вероятны встречи с морскими черепахами;
  • Полис - шесть дайв-сайтов. Вертикальные стены, затонувшие объекты, рифы с морскими обитателями.

«Визитная карточка» дайвинга на Кипре - рэк «Зенобия».


Мыс Греко

Популярное на Кипре место для дайвинга, благодаря хорошей видимости и подводным пещерам, где погружаются дайвинг-новички, опытные дайверы-любители, профессионалы.

  • Каньон на мысе Греко. Дайвинг начинается с берега, проходит вдоль подводных скальных стенок, затем дайверы выплывают на песчаное дно. Встречаются осьминоги, мурены, скаты. Погружение доступно опытным дайверам, глубина 17-30 метров.
  • Рэк «Либерти». Специально затопленное для дайверов судно лежит на песчаном дне. Из-за глубины 27 м погружение на затонувший корабль доступно дайверам-любителям с минимальным уровнем AOWD. Доставка к месту дайвинга на лодке.
  • Коннос бей. Дайв-сайт, где предлагают погружаться новичкам и опытным дайверам. Глубина 40 метров, погружение доступно с берега или с катера. Подводные валуны, рифовые стены, покрытые морской травой поляны. Встречаются груперы, морские звезды, мурены, молодняк барракуд, другие виды рыб. Опытные и технические дайверы могут по крутому склону спуститься на 40 м глубины.
  • Пещеры. Самое популярное место для дайвинга на Кипре. Лабиринт подводных пещер, пронизанных лучами света, проникающими сквозь щели, многочисленными входами и выходами. Максимальная глубина 12 метров, заход в воду с берега, поэтому пещеры доступны новичкам. В них живут рыбы-солдаты, хромисы, флейты, груперы, голожаберные моллюски. В июне-июле сюда приплывают тунцы. Во время ночного дайвинга в пещерах встречается осьминог.


Поселок Протарас и город Айя-Напа

Протарас и Айя Напа находятся рядом, поэтому строгого разделения между ними нет, и места для дайвинга подходят любителям плавания в туннелях и пещерах.

  • Зеленая бухта. Грин бей расположен между Айя-Напой и Протарасом, погружение доступно с берега. Место подходит для детского дайвинга, для новичков, для проверочного погружения опытных дайверов - чек-дайва. Максимальная глубина 11 м. Во время плавания можно увидеть стайки прикормленных рыб, иногда приплывают черепахи. Подводные «античные» статуи напоминают о древней истории Кипра и стали популярным местом, где дайверы любят делать подводные фотографии.
  • Рыболовецкое судно «Немесис III» на Протарасе. «Молодой» рэк затоплен специально для дайвинга, глубина 24 м. Доступен дайверам продвинутого уровня, погружение доступно с лодки.
  • Затонувший катер «Кериния». В Айя-Напе на глубине 20 метров лежит рэк - полицейский катер, затопленный в 2015 году у берега для создания искусственного рифа. Доступен для погружений начинающих дайверов.


Город Ларнака

  • Затонувший паром Zenobia. Шведский паром входит в десятку популярных затонувших объектов. В первую очередь ради дайвинга на «Зенобии» дайверы едут на Кипр. Затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнака. Вместе с паромом пошел ко дну груз - грузовики, армейское снаряжение, игрушки «Лего» и прочее. «Зенобия» лежит на глубине 17-42 метра. Паром в хорошем состоянии, он стал искусственным рифом, его заселили морские обитатели. Дайверы-любители осматривают его снаружи, профессионалы глубоководники заплывают внутрь. Во втором трюме стоит автомобиль «Жигули» «копейка». Проникновения во второй трюм и машинное отделение - декомпрессионные.
  • Затонувшее судно «Александрия». Небольшое деревянное рыболовецкое судно затонуло несколько лет назад, лежит на глубине 25-30 метров. Для его активного осмотра хватит одного погружения. Сюда приплывают тунцы, барракуды, другие виды рыб. Погружение доступно с катера, рекомендованный уровень дайвинг-подготовки - Advanced Open Water Diver + Enriched Air Diver.
  • Другие места для дайвинга. В районе Ларнаки отмечены другие дайвинг-места. Новичкам, только начавшим плавание с аквалангом или дайверам, у которых мало опыта погружений, доступны дайв-сайты: риф осьминогов, британский БТР Jetty, богатое морской жизнью место - Sheep Dip. Рифы Кейп Пила на мысе Пила, доступные с берега, можно предложить начинающим дайверам-любителям, опытным дайверам. Профессионалам и техническим дайверам рекомендуем затонувший на 33 метрах глубины крейсер «Крикет» и погружение на подводную скалу-гриб Машрумз рок на 50 метрах, обжитую морскими обитателями.


Город Лимассол

Место для активных любителей дайвинга на затонувшие объекты. Рэки лежат на разной глубине, поэтому одни доступны новичкам, например британский «Купер» на 9 метрах глубины, Three Star на 7 метрах. Другие рекомендуют только опытным дайверам, например затонувшая вертикально яхта «Диана». Тут же, среди рэков, населенные рыбами и животными дайв-сайты: комплекс каверн и пещер на 14 метрах, арка на 20 м и др.

Ориентировочные цены на дайвинг на Кипре

  • два погружения за один день - от 87 евро;
  • ночное погружение - от 45 евро;
  • пять дней дайвинга по два погружения в день - от 380 евро.

Ориентировочная программа

1 день
Вылет из Москвы, аэропорта Шереметьево , рейсом SU-2070 а/к «Аэрофлот», в 20:00, прилет в Ларнаку в 23:50. Встреча в аэропорту с принимающей стороной, трансфер в выбранный отель.

2 день
Утром приезд в дайв-центр, сбор снаряжения, оформление документов. Выезд на мыс Греко: погружения в районе Green Bay и в гроты.

Зеленый залив - удобное место для проведения пробных погружений (чек-дайвов), максимальная глубина 11 метров.

3-6 день
Погружения на рэк «Зенобия».

Шведский паром входит в десятку лучших затонувших объектов, представляющих интерес для дайверов. Длина парома 172 м, ширина 23,4 м. Из-за технических неисправностей паром затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнаки во время своего первого путешествия в Сирию. Чтобы не мешал судоходству, его, еще не затонувшего, но уже наполняющегося водой, отбуксировали на 1,5 километра от берега. Вместе с паромом пошел ко дну и его груз - 108 грузовиков, электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки Lego, продукты питания и прочее. Zenobia лежит на глубине 17-42 метра. Паром находится в отличном состоянии и представляет собой увлекательное зрелище как для желающих поплавать снаружи, так и для технических дайверов, совершающих проникновения внутрь капитанского мостика, ресторан, верхнюю загрузочную палубу, кают-компанию и др. В настоящее время паром представляет собой искусственный риф, населенный разнообразными морскими обитателями.

7 день
Свободный день, можно собраться на обзорную экскурсию по острову.

8 день
Отправка в аэропорт. Регистрация на рейс SU-2075 Ларнака - Москва, вылет в 19:20. Прилет в Москву, Шереметьево , в 23:05.

Маршрут поездки и программа погружений ориентировочные, и могут быть изменены организаторами в зависимости от погодных условий и в интересах безопасности участников путешествия.

Ориентировочная стоимость тура

Размещение в отеле San Remo 2*:

  • ½ DBL - 1050 евро
  • Одноместное размещение - 1215 евро

​Размещение в отеле Lardos 4*:

  • ½ DBL - 1335 евро
  • Одноместное размещение - 1560 евро

​Размещение в отеле Golden Bay 5*:

  • ½ DBL - 1375 евро
  • Одноместное размещение - 1675 евро

В стоимость включено:

  • авиаперелет Москва - Ларнака - Москва, а/к Аэрофлот, эконом-класс*;
  • размещение в отеле выбранной категории на 7 ночей, питание завтрак, ужин;
  • групповой трансфер аэропорт - отель - аэропорт.

*Стоимость пакета может варьироваться в зависимости от наличия мест и тарифов авиакомпании


В стоимость не включено:

  • дайвинг-программа: 5 дней по 2 рекреационных погружения (аренда грузов, баллонов, услуги инструктора RuDIVE) - 480 евро. Возможна организация технических погружений;
  • найтрокс, тримикс, аренда снаряжения;
  • чаевые;
  • экскурсия по острову;
  • визовая поддержка - 40 евро;
  • страховой полис «Медицина + дайвинг», до 20 дней - 40 евро.

Кипр - сердце Средиземноморья, которое бьется в унисон с вашим ритмом жизни: здесь каждый найдет себе занятие по душе. Те, кто в отпуске и не расстается с велосипедом, смогут воспользоваться множеством крутых велосипедных дорожек. К услугам любителей пикников - специально оборудованные площадки в горах. Тем, кто предпочитает пляжный отдых, придутся по душе живописные пляжи острова.

Однако одно из самых увлекательных развлечений, ради которого многие и едут на Кипр, находится не на самом острове, а в нескольких сотнях метров от берега Ларнаки. Опытные дайверы, наверное, уже догадались, что речь идет о самом большом затонувшем корабле Средиземноморья «Зенобия». Узнав о возможности побывать под водой и увидеть своими глазами знаменитое судно, я не удержалась и тут же решила попробовать себя в роли дайвера.

На деле все оказалось не так просто: чтобы стать дайвером даже на один день, необходимо было пройти курс обучения Open Water Diver. Сам курс состоит из трех этапов. Первый - это интересная и очень важная теоретическая подготовка, во время которой вы познакомитесь с основными терминами, узнаете о снаряжении дайвера и о потенциальных опасностях, которые могут встретиться под водой. Из этого курса мне запомнилась фраза: «После погружения ваш мир никогда не будет прежним». Хм… Что же изменится?

Второй этап курса заключался в отработке в воде всех навыков, о которых мы узнали во время лекции. Для меня этот этап оказался самым напряженным! Сперва мне подобрали оборудование, надели снаряжение и сказали, что надо идти к морю. Всего-то метров 100 по суше! Но я не смогла не то что идти к морю, мне было не под силу даже встать... На мне дополнительно было 24 килограмма: 17-килограммовый баллон с воздухом, четыре кило груза, жилет, боты, ласты, маска, регулятор и так далее. Спасибо моему внимательному и терпеливому инструктору, который помог донести мой баллон до моря. У воды на меня снова нацепили баллон, мы зашли в воду на глубину около двух метров, надули жилет... и тут меня начало носить, как поплавок! Я была настолько неуклюжа, что моему инструктору пришлось вновь напомнить мне теорию и во всем помогать. Затем последовала очередь погружений на два метра для отработки навыков. Я, конечно, совершила кучу ошибок: резкие движения, быстрое всплытие, неправильное дыхание, сказывалась и общая неповоротливость в воде. В тот момент мне казалось, что я выпью все Средиземное море! Но глаза горели, энергии было хоть отбавляй, поэтому я упорно работала над собой и в итоге справилась.

На третьем этапе, наконец, начались самостоятельные погружения: сначала до 12, а потом и до 18 метров - вот на такой глубине я и оттачивала свои дайверские движения. Под водой я видела прекрасных рыбок, небольшие яркие рифы, покрытые кораллами, но получить удовольствие от этих пейзажей было сложно, так как я постоянно находилась в напряжении и стремилась контролировать все свои действия. И не зря! Не успела я и глазом моргнуть, как стала сертифицированным дайвером с максимальной глубиной погружения до 18 метров.

Но тут оказалось, что одного курса для погружения на «Зенобию» недостаточно, ведь корабль лежит куда глубже 18 метров. Мне так хотелось увидеть «Зенобию» своими глазами, что я решила «прокачать» свои дайверские навыки и пройти курс Advanced Water Diver, который предоставляет возможность погружения до 30 метров. Он тоже состоит из двух этапов, теории и практики, но после первого курса новое обучение показалось мне легче и интереснее.

Перейдя на новый уровень (в прямом и переносном смысле), я наконец-то почувствовала себя в невесомости под огромной толщей воды. Научилась контролировать положение своего тела одним лишь дыханием. Мое тело под водой стало легким, гибким и покладистым. И я получала нереальное удовольствие и наслаждение от этой легкости и от окружающей красоты. Рядом с нами плавали косяки ярких мелких рыб, а от разнообразия кораллов глаза разбегались. Первое время я крутила головой во все стороны в попытке всё увидеть и запомнить каждое мгновенье.

И вот мне разрешили вместе с группой погрузиться на знаменитую «Зенобию». Ее судьба, как и судьба «Титаника», очень трагична. Огромнейший корабль длиной 172 метра в 1980 году вышел из Сирии в порт Ларнаки. На борту и в трюмах судна было около сотни 40-тонных грузовиков с разным грузом. Но во время шторма произошло сильное смещение грузов, корабль накренился на левый борт и затонул со всей имеющийся на борту техникой.

Тихая погода, спокойное море, мы спускаемся по тросу под воду. С каждым шагом погружения очертания носовой части корабля становятся все четче и четче, но весь корабль одним взглядом не охватить. Его хвостовая часть уходит в голубую бездну. За 36 лет «Зенобия» покрылась кораллами, заросла водорослями и стала пристанищем для прекраснейших обитателей подводного мира: стаек морских ласточек, серебристых морских карасей, снэпперов, макрелей, зеленых морских попугаев, черепашек и мурен.

Но больше всего меня поразили грузовики, которые прикреплены цепями к палубе и потому располагаются практически под прямым углом к морскому дну. Непередаваемое зрелище: странно, опасно и восхитительно одновременно. Затем мы рассмотрели ресторанный зал, в котором сохранились кофе-машины тех времен, бутылки из-под пива и кока-колы, различная посуда и даже ковер, который украшал когда-то пол ресторана. Благодаря размерам корабля, количеству отсеков, кают и переходов между ними каждый новый дайв не похож на предыдущий - совершать подводную прогулку к «Зенобии» можно много-много раз, не наскучит точно.

Погружение под воду - это и активный отдых, и путешествие в неизведанное. Я благодарна судьбе за то, что мне выпала возможность увидеть подводный мир, почувствовать его. Я благодарна терпеливому инструктору Олегу и дружелюбным ребятам на Кипре, которые меня поддерживали. Фраза «После погружения ваш мир никогда не будет прежним» оказалась правдой. Я открыла в себе новые способности, расширила границы привычного и побывала в новой Вселенной, где ты гость ровно настолько, насколько хватает воздуха в баллоне.

Всех испытанных эмоций словами не передать. Я вернулась к своей обычной жизни, к своим увлечениям, которые по-прежнему мне интересны, но практически каждый день я думаю о дайвинге. Прекрасные и загадочные глубины манят меня снова и снова. И если вы уже дайвер, то поймете мои чувства, а если нет, то вот мой совет: при первой возможности научиться дайвингу - дерзайте.