Ветер, сила ветра, курсы - направления движения яхты. Как работает парус Теперь рассмотрим работу паруса на яхте

Курс относительно ветра

Правый галс

Курс судна относительно ветра - угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах . В зависимости от того, с какого борта дует ветер, различают курс правого и левого галса. Курсы относительно ветра имеют собственные наименования:

Левентик

  • Левентик (фр. le vent ) - курс, образующий с направлением ветра угол 0°, то есть ветер по отношению к кораблю дует практически точно спереди. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик».

Фордевинд

  • Фордевинд (нидерл. voor de wind ) - курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно «идёт полным ветром». Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна в этом случае около 180°.
    1. Фордевинд - тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся в основном благодаря прямому давлению ветра в парус. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.
    2. Фордевинд - один из двух поворотов (поворот - смена галса) парусного судна, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму. Для судов с косым вооружением поворот фордевинд, в отличие от поворота «оверштаг », более сложный и, порой, опасный, требует чётких действий команды при работе с парусами. Не случайно и команда подаётся с уточнением: «Приготовиться к повороту фордевинд!», тогда как при повороте «оверштаг» капитан просто командует «Приготовиться к повороту!».

Галфвинд

  • Галфвинд (нидерл. halve wind ), или полветра - курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°). На этом курсе ветер дует перпендикулярно ДП судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки , его тяга равна продольной составляющей подъёмной силы, а сила дрейфа - поперечной. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам.

Бакштаг

  • Бакштаг (нидерл. bakstag ) - курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов, то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку. Выделяют курс полный бакштаг , при котором угол превышает 135° градусов, то есть приближающийся к фордевинду, и крутой бакштаг (менее 135°). Парус устанавливается под углом к ветру. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. В бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует.

Бейдевинд

  • Бейдевинд (нидерл. bij de wind ) - курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90° (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный и крутой . Границу между ними разные источники проводят по-разному (в диапазоне от 45 до 67,5°). Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5-10°), работает полностью как аэродинамическое крыло.
    Лучшие парусные суда ходят под углом 30-35° к направлению истинного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и подъёмная сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, подъёмная сила снизится и, наконец, наступит момент, когда дрейф и сопротивление воды движению намного превысят тягу. Судно потеряет ход.

Лавировка

Лавировка. α - лавировочный угол

Прямо против ветра парусник идти не может. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветра , то применяется лавировка - движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами . Для смены галса необходимо совершить поворот.

Поворотов относительно ветра существует два вида:

  • Поворот оверштаг. При этом маневре нос парусного судна пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика, затем уваливается на другой галс, до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с косым парусным вооружением - бермудским, гафельным, латинским. Для судов с прямыми парусами такой маневр требует очень опытного и многочисленного экипажа. Паруса нужно брасопить на другой галс в определенной последовательности и строго вовремя: паруса на бизань-мачте выносятся на ветер первыми, и помогают привестись. Паруса на фок- и, менее критично, грот-мачте переносятся при проходе через линию ветра, и помогают увалиться. В противном случае судно может «пропустить левентик», потерять ход и перестать слушаться руля.
  • Поворот фордевинд. При этом маневре линию ветра пересекает корма парусника. Таким образом, ветер всегда попутный и для судов с прямым парусным вооружением представляет меньше трудностей. Зато для парусников с косым вооружением смена галса сопровождается стремительным (и как правило, для неопытных экипажей - внезапным) перебросом парусов с одного галса на другой. При этом рангоут и такелаж испытывают динамический удар. Перелетающие гики могут либо травмировать, либо сбросить за борт зазевавшихся людей. Чтобы избежать такого самопроизвольного поворота, паруса переносятся под контролем.

Если же, сохраняя галс, нужно пойти под более острым углом к направлению ветра, то говорят, что нужно не повернуть, а «привестись к ветру». Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением ветра и ДП лодки, то говорят, что необходимо «увалиться под ветер». Меняя курс относительно ветра, одновременно меняют и положение паруса, чтобы сохранить оптимальный угол атаки . Для этого его необходимо подтягивать к ДП - «выбирать», или же отпускать - «травить».

В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы относительно ветра могут быть правого и левого галса.

При курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд, а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) - бакборд. Для уточнения курса относительно ветра применялись выражения: «корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°); «Корабль идёт штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг при курсовом угле 12 румбов, или 135°). Применяют также понятие «крутой бейдевинд», как острейший курс относительно ветра, при котором парусное судно может идти вперёд (он колеблется от 3 до 6 румбов 33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов и более 12 румбов, или до 135 ° и более 135 ° соответственно).

Расчет пути судна по известным значениям компасного направления ветра, курс относительно ветра, поправки компаса и дрейфа называется в парусном флоте исправлением румбов .

См. также

Литература

  • Морской энциклопедический справочник / Н. Н. Исанин. - Ленинград: Судостроение, 1986. - Т. 1, 2. - 512, 520 с.
  • Военно-морской словарь / В. Н. Чернавин. - Москва: Воениздат, 1990. - 511 с. - ISBN 5-203-00174-Х

Wikimedia Foundation . 2010 .

Курс судна относительно ветра - угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах.

В зависимости от того, с какого борта дует ветер различают курс правого и левого галса. Курсы относительно ветра имеют собственные наименования:

  • Левентик - курс, образующий с направлением ветра угол 0°, то есть ветер по отношению к кораблю дует практически точно спереди. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик».
  • Фордевинд - курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Про судно идущее в фордевинд говорят, что оно «идёт полным ветром». Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна в этом случае около 180°.
    1. Фордевинд - тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся в основном благодаря прямому давлению ветра в парус. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скоростьвымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.
    2. Фордевинд - один из двух поворотов (поворот - смена галса) парусного судна, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму. Для судов с косым вооружением поворот фордевинд, в отличие от поворота «оверштаг», более сложный и, порой, опасный, требует чётких действий команды при работе с парусами. Не случайно и команда подаётся с уточнением: «Приготовиться к повороту фордевинд!», тогда как при повороте «оверштаг» командир просто командует «Приготовиться к повороту!».
  • Галфвинд , или полветра - курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°). На этом курсе ветер дует перпендикулярно ДП судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна продольной составляющей подъёмной силы, а сила дрейфа - поперечной. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам.
  • Бакштаг - курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов, то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку. Выделяют курс полный бакштаг , при котором угол превышает 135° градусов, то есть приближающийся к фордевинду, и крутой бакштаг (менее 135°). Парус устанавливается под углом к ветру. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. В бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует.
  • Бейдевинд - курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90° (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный и крутой . Границу между ними разные источники проводят по-разному (в диапазоне от 45 до 67,5°). Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5-10°), работает полностью как аэродинамическое крыло. Лучшие парусные суда ходят под углом 30-35° к направлению истинного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и подъёмная сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, подъёмная сила снизится и, наконец, наступит момент, когда дрейф и сопротивление воды движению намного превысят тягу. Судно потеряет ход.
Яхтинг: Полное руководство Тогхилл Джефф

Курс яхты относительно ветра (Румб движения под парусом)

Курс яхты относительно ветра: A – крутой бейдевинд, B – полный бейдевинд, C – галфвинд, D – бакштаг, E – благоприятное направление, F – фордевинд

Крутой бейдевинд (лавировка) . Когда лодка идет курсом, близким (насколько возможно) к направлению против ветра без заполаскивании передней шкаторины, то говорят, что она движется курсом крутой бейдевинд. Паруса следует выбрать как можно сильнее.

Полный бейдевинд . При этом курсе яхта лавирует меньше. Ветер дует не прямо навстречу и не в корму, а в борт лодки, поэтому паруса следует немного вытравить по сравнению с крутым бейдевиндом. насколько можно, пока они не начнут заполаскивать.

Галфвинд . О яхте, движущейся под парусом под прямым углом к ветру, говорят, что она идет галсом. Поскольку ветер дуст в борт, паруса вытравливают примерно наполовину.

Бакштаг . Когда ветер дует сзади, но не прямо в корму, яхта идет курсом бакштаг. Паруса вытравливают до момента начала заполаскивания передней шкаторины. а потом выбирают в достаточной для его исчезновения степени. В этом положении ветер дуст со стороны кормы, и можно поднять спинакер.

Фордевинд . При попутном ветре паруса вытравливают полностью. Их расправляют, чтобы поймать как можно больше ветра, яхта идет по ветру. Когда ветер дуст прямо в корму, стаксель может заполаскивать, потому что сто перекрывает трот. В этом случае его можно либо поставить с другой стороны, где он снова наполнится ветром, либо спустить и вместо него установить спинакер. (Большие спинакеры, имеющие форму парашюта, можно использовать только при попутном ветре.)

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

Океанские яхты класса W-60 Кругосветные гонки Whitbread проводятся каждые четыре года под патронажем Королевского дома Великобритании начиная с 1973 года. Увлекаться яхтами в Англии начали еще в XVII веке. Король Карл II, правивший с 1660 года, имел, в частности, яхту под названием

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

2.4.5. Соображения относительно долгосрочного выхода с территории противникаТри главных соображения относительно долгосрочного выхода с территории противника: куда идти, отношение со стороны населения и соображения по поводу выживания. Некоторые дополнительные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как называют курс парусного судна относительно ветра? Обычно курс судна определяют углом между плоскостью меридиана и диаметральной плоскостью судна, отсчитываемым в градусах от северной части меридиана по ходу часовой стрелки (от 0 до 360 градусов). Однако на парусных

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет? Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении – в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Аренда яхты или моторной лодки Для того чтобы управлять парусной или моторной яхтой, необходима команда минимум из двух человек: шкипера (капитана) и помощника. У шкипера должна быть лицензия на управление соответствующим типом судна. Такие сертификаты обычно выдают

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

Балластные килевые яхты Хорошо построенная килевая яхта, пожалуй, самое безопасное парусное судно. Опрокинуть ее практически невозможно: чем сильнее она кренится под ветром, тем большее воздействие оказывает восстанавливающий момент балластного киля. Именно это, а

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Трейлерные яхты Эти суда гибридного дизайна, распространенные во всем мире, являются чем-то средним между килевой яхтой и швертботом. Такая лодка по размерам меньше, чем большинство килевых яхт, но больше среднего швертбота; внутрен нее пространство компактной каюты

Из книги автора

Многокорпусные яхты Большинство многокорпусных яхт – это катамараны, хотя встречаются и тримараны. Существует много разнообразных двухкорпусных судов, от стильных игрушек длиной 4-6 м до огромных роскошных яхт.Маленькие катамараны используются в основном для

Из книги автора

Корпус яхты При покупке лодки важно иметь некоторое представление об используемых материалах и методах строительства. Существует три основных материала, используемых при строительстве яхт: стеклопластик – синтетическая смола, усиленная стеклянными нитями или

Из книги автора

Конструкция корпуса яхты Корпус яхты напоминает коробку. Хотя он делается острым с одной стороны и тупым с другой, все равно по структуре это коробка. Если для пересылки чего-либо по почте используется коробка, она должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать

Из книги автора

Выбор яхты Если вы планируете покупать яхту для участия в гонках, нужно учесть несколько важных факторов. Очевидно, что первым из них будет цена, ведь чем больше и лучше яхта, тем дороже обойдется ее покупка и участие в гонках.Не в последнюю очередь надо подумать о типе

Галсы, Полные курсы, Лавировка, Вымпельный ветер и …

Галс – направление движения относительно ветра, когда угол, образованный с направлением ветра – больше нуля.

Соответственно, правый галс – правая нога или рука впереди, то есть вы всегда стоите спиной к ветру, и движение в правую сторону – правый галс, в левую сторону – левый галс. В зависимости от величины этого угла, курс относительно линии ветра может быть острым или полным.

  • Левентик (le vent) - положение судна относительно ветра, когда угол к линии ветра – около нуля. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не “курс”, а “положение левентик”.
  • Бейдевинд (bij de wind) - острый курс относительно линии ветра, когда ветер дует под углом от 0 до 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°).

Полными курсами считаются, когда ветер дует под углом близким к 90° или под тупым углом к направлению движения. К таким курсам относятся:

  • Галфвинд (halve wind) , или пол-ветра – ветер дует под углом от 80° до 100°.
  • Бакштаг (bakstag) - ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150° до 170° (полный бакштаг).
  • Фордевинд – тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта.

Лавировка.
Прямо против ветра вы идти не можете. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную выше по ветру, то применяется лавировка, движение к цели курсом бейдевинд – переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот. Так же помните, что при любом курсе вы немного дрейфуете (сливаетесь) по ветру, поэтому нельзя четко поставить направление движения до точки, нужно всегда брать курс немного выше на ветер, то есть с запасом.

Определение направлений ветра относительно вас.

  • Наветренная сторона – когда вы стоите спиной к ветру, то наветренной стороной будет спина, соответственно – наветренный борт доски там, где пятки.
  • Подветренная сторона – наоборот, это все, что находится спереди от вас (по ветру), когда стоите спиной к ветру. Подветренная сторона – это там где стоят ваши носки на доске.

Вымпельный ветер (Apparent Wind).
Скорость вымпельного ветра есть геометрическая сумма скоростей истинного ветра и ветра, вызываемого движением яхты (курсовой ветер). Если скорость движения по воде составляет 1 м/с, то и скорость индуцированного ветра равна 1 м/с в направлении на нос. Чем быстрее движется спортсмен, тем сильнее индуцированный ветер, и – соответственно, сильнее вымпельный ветер. Он также усиливается, если вы идете на истинный ветер (против ветра).

Курс судна относительно ветра - угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах.

В зависимости от величины этого угла курсы относительно ветра имеют собственные наименования:

1 - крутой бейдевинд (30° - 45°);

2 - полный бейдевинд (45° - 75°);

3 - гальфвинд (около 90°);

4 - бакштаг (110° - 160°);

5 - фордевинд (160°- 200°);

6 - левентик (по 30° на каждый борт)

Левентик (фр. le vent) - курс, образующий с направлением ветра угол, близкий к 180 градусам, то есть ветер по отношению к кораблю дует практически точно спереди. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик».

Бейдевинд (нидерл. bij de wind) - курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет более 100 градусов (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный (от 100 до 120 градусов) и крутой (более 120 градусов). Тяга паруса целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении лобового сопротивления сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5-10 °), работает как аэродинамическое крыло.

Лучшие парусные суда ходят под углом 30-35 ° к направлению истинного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и аэродинамическая сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, аэродинамическая сила снизится и, наконец, наступит момент, когда лобовое сопротивление паруса и сопротивление воды движению лодки намного превысят тягу. Судно получит задний ход.

Галфвинд (нидерл. halve wind), или полветра - курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет ок. 8 румбов (от 80 до 100 градусов). На этом курсе ветер дует перпендикулярно ДП, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна подъёмной силе, а сила дрейфа - лобовому сопротивлению паруса. на этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам.

Бакштаг (нидерл. bakstag) - курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов (более десяти и менее восьмидесяти градусов), то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку; отличают курс полный бакштаг, при котором угол составляет не более двадцати градусов, то есть приближающийся к фордевинду; парус устанавливается под углом к ветру с подветренного борта. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. На бакштаге парус работает с большим углом атаки, при котором лобовое сопротивление играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует.

Фордевинд (нидерл. voor de wind) - курс, при котором ветер направлен в корму корабля.

Фордевинд - тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся благодаря лобовому сопротивлению. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.

Фордевинд - один из двух поворотов (поворот - смена галса) парусного судна, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму. В отличие от поворота «оверштаг», поворот фордевинд более сложный и, порой, опасный, требует чётких действий команды при работе с парусами. Не случайно и команда подаётся с уточнением: «Приготовиться к повороту фордевинд!», тогда как при повороте «оверштаг» командир просто командует «Приготовиться к повороту!».

Лавировка

Лавировка парусного судна. α - лавировочный угол

Прямо против ветра парусник идти не может. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветра, то применяется лавировка - движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот.

Если же сохраняя галс нужно пойти под более острым углом к направлению ветра, то говорят, что нужно «привестись к ветру». Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением ветра и ДП лодки, то говорят, что необходимо «увалиться под ветер». (Следует, однако, помнить, что «ветер дует в компа́с», то есть его направления даются не по тому, куда ветер дует, а откуда. Это значит, что если курс судна, например, норд и ветер от норда, он дует не попутно, а навстречу судну.)

Для того, чтобы при этих маневрах установить парус под оптимальным углом атаки, его необходимо подтягивать к ДП - «выбирать», или же отпускать - «травить». Эти термины яхтсмены применяют при всех манипуляциях со снастями - шкотами, оттяжками и т. п.

В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы относительно ветра могут быть правого и левого галса.

При курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд, а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) - бакборд. Для уточнения курса относительно ветра применялись выражения: «корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°); «Корабль идёт штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг при курсовом угле 12 румбов, или 135°). Применяют также понятие «крутой бейдевинд», как острейший курс относительно ветра, при котором парусное судно может идти вперёд (он колеблется от 3 до 6 румбов 33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов и более 12 рубмов, или до 135 ° и более 135 ° соответственно).

Расчет пути судна по известным значениям компас. направления ветра, курс относительно ветра, поправки компаса и дрейфа наз. в парусном флоте исправлением румбов.

Румбы Градусы Курс судна относительно ветра
0 0 Левентик
1 11,25 Бейдевинд крутой, галс левый
2 22,5 Бейдевинд крутой, галс левый
3 33,75 Бейдевинд крутой, галс левый
4 45 Бейдевинд крутой, галс левый
5 56,25 Бейдевинд полный, галс левый
6 67,5 Бейдевинд полный, галс левый
7 78,75 Бейдевинд полный, галс левый
8 90 Галфвинд, галс левый
9 101,25 Галфвинд, галс левый
10 112,5 Бакштаг, галс левый
11 123,75 Бакштаг, галс левый
12 135 Бакштаг, галс левый
13 146,25 Бакштаг, галс левый
14 157,5 Бакштаг, галс левый
15 168,75 Бакштаг, галс левый
16 180 Фордевинд
17 191,25 Бакштаг, галс правый
18 202,5 Бакштаг, галс правый
19 213,75 Бакштаг, галс правый
20 225 Бакштаг, галс правый
21 236,25 Бакштаг, галс правый
22 247,5 Бакштаг, галс правый
23 258,75 Галфвинд, галс правый
24 270 Галфвинд, галс правый
25 281,25
26 292,5 Бейдевинд полный, галс правый
27 303,75 Бейдевинд полный, галс правый
28 315
29 326,25 Бейдевинд крутой, галс правый
30 337,5 Бейдевинд крутой, галс правый
31 348,75 Бейдевинд крутой, галс правый
32 360 Левентик