В чем разница между байдаркой и каноэ. Каяк, байдарка и каноэ – в чем же разница? Что выбрать новичку - байдарку или каноэ

2 ноября 2016

Несколько тысячелетий назад древние люди придумали плавсредства, позволяющие им перемещаться по рекам, озерам и, даже, морям. Одними из самых первых видов суден можно считать байдарку и каноэ. Они имеют малые габариты, очень легки и, с первого взгляда, практически не имеют отличий. Однако это не так.

Что такое байдарка?

Так называется лодка, изначально созданная на севере. Идея создания байдарки исторически связывается с потребностями полярных народов. Именно рыбаки придумали маленькое и очень удобное судно, чтобы плавать на нем по северным рекам и Ледовитому океану. Древние байдарки изготавливались из дерева и перетягивались кожей морских животных. А современные байдарки выполнены из высокопрочных износостойких материалов, которые делают их максимально устойчивыми и долговечными.

Что такое каноэ?

Идея создания каноэ принадлежала индейцам. Первые судна были деревянными, для повышения прочности и улучшения плавучести их дополнительно покрывали корой деревьев. Сегодня известны два основных вида каноэ - для туризма и спорта. То же самое можно сказать и о байдарках.

Отличия байдарки от каноэ

Гребля на байдарке и каноэ имеет ряд отличий как раз из-за разности в конструкции лодок.

Весла. Техника гребли как на каноэ, так и на байдарке подразумевает наличие только одного весла у спортсмена. Однако у байдарочника весло имеет совершенно иное строение, чем у каноиста. На байдарке каждое из весел имеет по две лопасти, это дает возможность спортсмену загребать воду с обеих сторон судна. А у весла каноэ лопасть имеется только с одной стороны, поэтому спортсмен может либо проводить греблю только справа, либо только слева.

Место для гребцов . Спортсмен на байдарке сидит на предусмотренной для человека скамейке, то есть во время соревнований он занимает положение «сидя». А гребец каноэ издревле при гребле опирается на одно из колен. Поэтому техника гребли на каноэ требует большей подготовки и сосредоточенности.

Сколько гребцов на судне ? Максимальное количество мест на байдарке - три. В некоторых соревнованиях участвуют четыре и более спортсмена, но это считается редкостью. Особенности каяка и каноэ предусматривают размещение гораздо большего количества гребцов. На суднах этого типа умещаются 7 и 10 человек.

Рулевое управление . Каноэ не имеют руля. А вот на некоторых современных байдарках предусмотрено рулевое управление. Надо сказать, что руль очень сильно облегчает как управление судном, так и его перемещением по полосе препятствий в бурной воде. Однако на мелководье лучше им не пользоваться, так как велика вероятность застрять на дне.

Рулевое управление на каноэ осуществляется за счет движений весел. Поэтому техника гребли на таком судне – гораздо сложнее, чем на байдарке. Спортсмену требуется не только хорошая практика и опыт, но и большая физическая сила и выносливость.

Как переносятся по суше каноэ и байдарка ? Конструктивные особенности каяка и каноэ выражаются еще и в том, что их довольно просто переносить. Ведь изначально каноэ предназначалось для переноски одним человеком. А вот перенос байдарки требует более серьезных усилий.

Еще в древности люди придумали способ перемещения по водным просторам с помощью гребли. К плавучим средствам, на которых можно передвигаться, орудуя веслами, относятся байдарка и каноэ. Обе лодки маломерные и на первый взгляд похожи. Но между ними есть и разница. Выясним, чем отличается байдарка от каноэ.

Определение

Байдарка – лодка, идея создания которой принадлежит полярным народам. Изначально рыболовы переправлялись на ней по Ледовитому океану и впадающим в него рекам. Первые конструкции были деревянными, обтянутыми гладкой кожей животных моря. Сейчас байдарки изготавливают из разных современных материалов. Классические модели являются закрытыми, места для гребцов в них – своеобразные люки.

Байдарка

Изобретателями каноэ были индейцы. Они покрывали лодки корой деревьев, чаще всего березы. Основные типы современных каноэ – туристический и спортивный. Это же относится и к байдаркам.


Каноэ

Сравнение

Весла

В каждом случае в руках у гребца находится одно весло. Но отличие байдарки от каноэ состоит в конструкции весел. У байдарки каждое из них имеет по две лопасти, и управляющий лодкой может загребать воду поочередно по обе стороны от борта. У весла каноэ «лопатка» есть только на одном конце шеста. Поэтому грести можно или справа, или слева.

Положение гребца

Для байдарочника предусматривается специальная скамейка, и, управляя лодкой, он сидит. На каноэ гребец традиционно опирается на колено. Чтобы вести такое судно уверенно, требуется чуть больше практики.

Количество гребцов

Мест для гребцов в байдарке, как правило, максимум три. Большее количество является редкостью. Каноэ, особенно его спортивные модели, может быть гораздо вместительней. На таких лодках иногда оборудуются места для семи и даже десяти человек.

Руль

Из двух плавучих средств руль устанавливается только на некоторых моделях байдарки. Подобная деталь существенно облегчает перемещение по широким и глубоким водоемам. Но на мелководье и перекатах использование опущенного руля небезопасно из-за риска его застревания на дне.

Рулить на каноэ можно только с помощью весла. В целом техника гребли на такой лодке сложней. Чтобы вести судно в нужном направлении, каноисту требуется сила и определенная сноровка.

Перенос судна

В чем разница между байдаркой и каноэ в плане удобства их переноса? Здесь следует отметить, что по сравнению с классической закрытой байдаркой транспортировка открытого каноэ для походов может быть менее утомительной. Ведь индейцы продумали конструкцию лодки таким образом, чтобы гребец, перевернув свою «кормилицу» вверх дном, был способен спокойно переносить ее на собственных плечах.

Морской каяк - это своеобразная лодка, которая напоминает байдарку. Хотя своей конструкцией каяк также похож на закрытый тип каноэ. Первыми его стали использовать народы Арктики - большинство видов гребных лодок были изобретены именно ими. Эскимосы и алеуты сооружали лодки из кости или дерева, а далее обтягивали их кожей. Сегодня они изготовляются из жесткого пластика, стеклоткани и полиэтилена.

Как используются каяки?

Данные лодки часто используются в различных морском туризме, продолжительной рыбалке и водном спорте. Нередко они имеют специальные герметичные грузовые люки, что делает путешествие более удобным. От байдарок и каноэ каяк отличается меньшей шириной и большей длиной. Это дает возможность легко преодолевать внушительные дистанции за минимальное время, а также без особых усилий пробираться через труднопроходимые места. Контролировать такую лодку несложно как во время движения, так и во время дрейфа в открытом водоеме. По сравнению с каноэ она обладает меньшей маневренностью, но это не мешает ее широкому использованию в водных походах. Действительно, популярность такого средства передвижения по воде быстро растет. Какие же есть виды морских каяков? Давайте рассмотрим некоторые из них.

Как говорит большинство знатоков, половина успеха хорошей рыбалки - это правильно выбранная лодка. Почему же каяк так подходит для рыбной ловли? Во-первых, перемещаться на нем довольно просто, несмотря на использование весел. Во-вторых, он бесшумно плывет по воде и не распугивает рыбу, чего нельзя сказать про моторные лодки. В отличие от надувных лодок на каяках можно спокойно отплывать от берега на большие расстояния (даже во время ветреной погоды). По этим причинам они стали довольно часто использоваться рыбаками. Теперь в продажу поступают модели, изготовленные специально для рыбной ловли.

Преимущества каяков

Они легко передвигаются по воде во время холодной поры года, проходят даже в тех местах, которые недоступны надувным или моторным лодкам. Кроме того, их не надо регистрировать и они не требуют специального ухода.

Еще одно преимущество рыбацкого каяка состоит в том, что для него не нужен отдельный прицеп во время перевозок, так как его легко можно перемещать, закрепив на крыше автомобиля.

Оптимальным местом для хранения такой лодки будет специальный гараж на воде. Оставлять ее на балконе не получится, поскольку она не складывается, как резиновый аналог. Каяки также можно хранить в обычном гараже, подвесив к потолку, а если собственного гаража нет, то можно купить место на лодочной станции.

Эти плавательные средства еще называются океаническими, сделаны они специально для проведения различных интересных экскурсий по воде. Экспедиционные каяки отличаются большим объемом и увеличенной длинной - некоторые модели могут превышать 4 метра в длину. Такие характеристики дают возможность автономно совершать длительные путешествия по воде. Благодаря большому объему (около 400 л) транспорт этот довольно вместителен, и турист без трудностей может разместить все необходимые вещи так, чтобы они его не стесняли во время плавания. Для груза есть специальные люки, они полностью герметичны, поэтому вещи не промокнут во время путешествия. Удлиненный корпус каяка помогает беспрерывно плыть по прямой, а его неповоротливость не позволит неумелым путешественникам случайно свернуть с пути и попасть в затоки или заросли.

Ширина лодки дает возможность даже новичкам управлять ею без проблем, чтобы они могли насладиться и красотой природы, не тратя все силы на греблю.

Каяки со специальными внешними подвесками для груза лучше использовать более опытным гребцам, которых не будет смущать вид привязанных на деке вещей.

Прокат водного транспорта

Что же делать, если нет своего плавательного средства? Чтобы не покупать и не брать лодку у знакомых, можно обратиться в специальные организации, которые предоставляют прокат морских каяков. С началом ранней весны можно с легкостью договориться о том, чтобы взять на время лодку и отправиться в долгожданное водное путешествие. Возможность попасть на экскурсию по реке или морю сама по себе означает, что предусмотрен прокат каяков. Чаще всего учреждения, которые сдают на время водный транспорт, расположены в центре города, чтобы любой житель мог без особых трудностей приехать за лодкой. И на пляже, конечно же, всегда есть пункты, где сдаются плавательные средства. Все это создает дополнительные возможности, для того чтобы совершить экскурсию по воде.

Цена проката каяка

Стоимость проката вряд ли будет велика, хотя ближе к летнему сезону она значительно возрастает. Но это не означает, что пара прогулок на арендованном водном транспорте нанесет по вашему бюджету. Однако не стоит заключать сделку по телефону. О типе лодки, ее вместительности и различных нюансах использования лучше договариваться уже на месте, тогда у вас будет возможность не только оговорить характеристики средства, но и хорошо его осмотреть.

Двухместные

Лодки типа 2-К - это морские двухместные каяки. Раньше о них не было и речи. Считалось, что туристу или спортсмену удобнее передвигаться в отдельном транспортном средстве. Сейчас же каяки стали столь популярны, что их можно брать даже для обычной прогулки. А потому стали выпускаться двухместные модели. Так как места в них расположены один за другим, ширина лодки не особо отличается от одноместных аналогов, а вот длина может доходить до пяти метров. Это единственное отличие в конструкции каяков, рассчитанных на двоих гребцов. Они, как и другие модели, могут оснащаться герметичными грузовыми люками, подвесками на деках, а для передвижения в них используются двухлопастные весла.

Особенности использования двухместных моделей

Чтобы без трудностей плыть вдвоем в одном каяке, необходимо научиться синхронно грести веслами. Тогда можно будет развить большую скорость и обогнать любого гребца, который плывет в одноместной лодке. Если же грести не в лад, то оба человека только зря потеряют силы и не сдвинутся с места. В любом случае уроки по управлению морским транспортом можно получить у инструктора.

Сегодня двухместные каяки используются даже в спорте - в определенных видах водных соревнований можно участвовать только вдвоем.

Походы на каяках в открытых водах

На сегодняшний день водный туризм - это один из самых распространенных способов проведения досуга. Морские походы на каяках особенно увлекательны и приносят незабываемые впечатления, поэтому пользуются большой популярностью у туристов. Из-за растущего интереса к ним появился даже новый вид развлечений на пляже - sea kayking.

Суть этого времяпрепровождения заключается в том, чтобы плавать вдоль протяженной береговой линии и в то же время рассматривать красоту дикой природы, фотографировать ее и наслаждаться новыми впечатлениями. Сейчас организуется множество подобных экскурсий в странах, которые имеют выход к морю или океану.

Каякинг на озере

Прогулки типа sea kayking успешно проводятся и на обычных озерах или реках. Для этого используются небольшие каяки, которые хорошо управляются и могут выполнять быстрые маневры. Это очень важно на поворотах и при прохождении речных порогов. Чаще всего такие модели не оснащаются дополнительной комплектацией, чтобы не утяжелять лодку, а потому большинство маленьких каяков не имеют люков, парусов и руля.

Что лучше купить, байдарку или каноэ.

Байдарки и каноэ имеют много схожего. Они имеют большую маневренность, обладают узкой вытянутой формой с заостренными носами и кормой, способны без труда продвигаться по заболоченным, заросшим тростником водоемам, преодолевать бурные пороги, ходить по морям. Конструкция байдарок несколько отличается от конструкции байдарок, но и те, и другие используются в туризме, водных видах спорта, для , охоты, дальних походов, семейных прогулок.

К принципиальным отличиям байдарок от каноэ можно отнести способ посадки, устройство весел и днища. У байдарок днище узкое, весла двухлопастные, посадка гребцов подразумевает расположение в кокпите или на нем с вытянутыми вперед ногами и прислоненной к упору спиной. Каноэ имеют уплощенное дно, однолопастное весло и предполагают посадку гребцов при опоре на одно колено или сидя на банке. При этом основная разница между этими двумя маломерными судами - положение центра веса людей, которое у байдарок находится ниже уровня воды, а у каноэ - выше. Именно этот фактор вместе с различиями в диапазоне габаритов обуславливает существенную разницу в технических показателях лодок. Каждая из них в сравнении с другой имеет какие-то преимущества и недостатки.

Преимущества байдарок и каноэ

Модели байдарок выпускаются в одноместных (каяки), и трехместных вариантах. Для перевозки багажа в них имеются специальные герметичные отсеки, которые вмещают грузы, объем которых зависит от модификации лодки. Каноэ превосходят байдарки по вместительности. Существуют модели, рассчитанные на семь и более человек. Однако отдельные отсеки для вещей в каноэ не предусмотрены. Багаж в них складывается на дно или в отделения, имеющиеся на аутригере, если он присутствует.

Скорость

Преимущества в скорости среди байдарок и каноэ относительны. Легкий пластиковый каяк длиной около 2,5 метров без труда обгонит такой же каноэ на сравнительно спокойной воде. Однако даже самая длинная байдарка не сможет развить такую же скорость, с которой способен идти каноэ максимальной длины.

Скорость каноэ на открытых акваториях (море, океан) уступает скорости байдарок, если суда не идут с парусным вооружением. Это объясняется тем, что парусность байдарок ниже, и они меньше подвержены влиянию направления ветра. Скорость прогулочных семейных моделей и в том, и в другом случае не превышает шести-восьми километров в час. Такие лодки обычно снабжаются дополнительными системами безопасности, утяжеляющими вес, и обладают формой корпуса, не предусматривающей быстрое движение.

Изоляция

В отношении изоляции гребцов у байдарок есть неоспоримые преимущества. Во-первых, в традиционных моделях с посадкой «сит ин» гребцы располагаются внутри кокпита вплотную к его стенкам, поэтому им не так страшен пронизывающий ветер, как открытым со всех сторон пассажирам каноэ. Во-вторых, конструкция байдарок предусматривает оснащение плотными водонепроницаемыми фартуками и юбками, защищающими внутреннюю часть корпуса от брызг и попадания воды. В каноэ обычно подобных приспособлений нет. Лишь в некоторых парусных вариантах, предназначенных для дальних переходов по морям или океанам, присутствуют закрытые надстройки. Но это отдельно стоящие маломерные суда с узким диапазоном применения.

Управляемость

Что касается преимущества в управляемости байдарок и каноэ, то здесь тоже все относительно. Каноэ управляются только веслами, имеющими одну лопасть-лопатку. В некоторых ситуациях это очень удобно - компактное весло позволяет быстро повернуть лодку и протолкнуть ее на мелководье или среди густых зарослей камышей. Байдарки обладают двухлопастными веслами, упорами, могут оснащаться рулевым и педальным управлением. Это позволяет регулировать движение лодки не только веслами, но и телом либо поворотом стоп. Однако на реках с бурным течением упоры и рулевое управление часто становятся помехой, и каноэ на них нередко имеют преимущество перед байдарками.

Что выбрать новичку - байдарку или каноэ

Вопрос выбора между байдарками и каноэ для новичков обычно решается в пользу байдарок. Если человек имеет слабое представление о технике владения одним веслом на лодке, быстро обучиться плавать на каноэ ему будет сложно. При попеременном отталкивании от воды то с одной, то с другой стороны даже длинная лодка начнет вертеться, рыскать, постоянно сбиваться с курса. Поэтому изначально лучше освоить греблю на байдарке. Ее двухлопастные весла позволяют научиться управлять движением лодки в короткие сроки, так как в этом случае гребцам надо лишь привыкнуть к их ритмичному вращению.

Северные народы (алеуты, эскимосы, инуиты, чукчи и другие) плавали на долгих и узких охотничьих лодках, на которых рыбачили и занимались охотой, в частности преследовали морских животных. Это суденышко длиной до шести метров назывался каяком, но в странах бывшего СССР его традиционно называют байдаркой, и это название является более понятным для граждан СНГ.

Характеристика

Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.

Каяки делятся на два типы:

  • лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
  • каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.

Каркасные

Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.

Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.

Чем байдаки неудобны:

  1. Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
  2. А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
  3. Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
  4. Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
  5. При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
  6. Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.

Надувные

Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:

  1. Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
  2. Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
  3. Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.

Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.

Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.

Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.

Преимущества цельных неразборных каяков:

  1. Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается. Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце.
  2. Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства.
  3. Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»).

Выбор

Если каяк выбрать правильно, его можно использовать в разных водных условиях. Однако при активном плавании в определенных водах, желательно выбрать специализированную лодку, поскольку разные каяки ведут себя в разных стихиях по-разному.

Каяки морского и экспедиционного типа можно использовать в любых водах, кроме мест, где есть быстрое течение и пороги, небольшие водопады. Ограничение связано с тем, что такие суда длинные, достигают пяти метров в длину, и они не имеют нужной маневренности. Короткие каяки для белой, то есть пенистой воды можно использовать для катания по волнам, однако небольшая длина делает их неудобными в спокойных водах. Универсальными каяками можно плавать и на бурных реках, и на спокойном озере, и на море с волнами, но серьезного спортивного интереса они не представляют, а рассчитаны на любителей.

Самые распространенные и самые универсальные каяки — пластиковые, изготовлены из полиэтилена, сделанные по технологии ротомолдинга, под высоким давлением (без швов), а также методом склеивания. Такие пластмассовые каяки дешевы, устойчивые к износу.

Несмотря на технический прогресс, сейчас продолжают делать каяки из дерева, которые могут иметь утилитарное прогулочное применение, а также могут быть имиджевыми вещами, так как имеют богатую отделку. Деревянные каяки перед пластиковыми имеют преимущество — они легче, но есть и серьезные недостатки — менее стойкие к повреждением, со временем могут рассыхаться с образованием щелей. Каяки из дерева могут продаваться в виде конструкторов для самостоятельной сборки.

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

Преимущества sin-on-top:

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

Преимущества sit-in:

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

Недостатки sit-in:

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Типы по назначению

Каяки делятся на типы по их назначению:

  1. Для рыбалки — в основном Sit-On-Top, реже — Sit-In, также их делают с педальным приводом.
  2. Для серфинга — до трех метров длиной, с плоским дном и высоко поднятым носом, на них удобно кататься по высоким волнам.
  3. С педальным приводом — тримараны, на который можно ставить парус, лодку толкают вперед не пропеллер, а своеобразные плавники.

Виды каякинга

  1. Рекреационный — для прогулок, в основном двухместные или трехместные, для семейного отдыха.
  2. Туристический — универсальный, для заплывов на целый день или на несколько дней.
  3. Экстремальный — плавание по бурным рекам.
  4. Морской — плавание по морским волнам.
  5. Экспедиционный — прочные каяки для дальних плаваний, лодки такого типа иногда называют океаническими.
  6. Серфинг — каяк похож на серфинговую доску.
  7. Слаломный — профессиональный спорт «гребной слалом на каяках и каноэ», олимпийский вид спорта с 1992 года.

Каякинг может быть видом спорта, способом отдохнуть на воде или возможностью передвигаться по водной поверхности в целях рыбалки, путешествия.