Средняя и максимальная скорость пассажирского самолета боинг

Все знают, что самолеты летают на больших высотах, но на каких именно, большинство людей ответить не могут. В этой статье подробно рассказывается о том, какова средняя высота полетов пассажирских самолетов, почему она такова и от каких факторов зависит перелет на той или иной высоте.

Насколько высоко способен подняться авиалайнер?

На какой высоте летает пассажирский самолет? Эшелон полета на гражданском авиатранспорте давно рассчитан и определен инженерами-конструкторами воздухоплавательных машин. В среднем он равен 9-12 км над землей. Это обусловлено тем, что на данном расстоянии от земной поверхности воздушное пространство очень разряжено, соответственно, сопротивляемость воздуха сводится к минимуму. Температура за бортом составляет около -50 градусов, что способствует быстрому охлаждению работающих двигателей, и не допускается их перегрев. Самолеты на больших высотах меньше расходуют топлива и быстрее передвигаются. Также на этом расстоянии не летают птицы, а значит, не будет помех при движении.

По всему миру действует определенный стандарт полетов, где установлено, на какой высоте летает пассажирский самолет. При движении воздушного судна на запад высота полета определяется четными величинами: 10-12 км. При перелете на восток эшелон рассчитывается по нечетным параметрам: 9-11 км над землей. Подобное разделение высот обусловлено тем, чтобы избежать непредвиденных авиакатастроф. Ведь в воздухе крупногабаритным судам практически невозможно будет разойтись и избежать столкновений.

От чего зависит высота полета?

Эшелон самолетов не определяется капитаном во время полета, а рассчитывается специалистами диспетчерской службы заранее, еще до отправки авиалайнера в рейс. На какой высоте летает пассажирский самолет? Это зависит от следующих факторов:

  • погодные условия;
  • направления движения судна;
  • вес самолета и его характеристики;
  • длина маршрута;
  • продолжительность полета;
  • скорость ветра у земной поверхности.

При возникновении внештатных ситуаций командир самолета обязан координировать свои действия с диспетчерами, так как любые несогласованные движения могут повлечь угрозу для других воздушных судов.

Максимальная высота полета пассажирского судна

Все гражданские авиалайнеры обязаны летать на установленном эшелоне и не превышать планку в 12 тысяч метров, так как это может повлечь за собой аварию в воздухе. Все дело в том, что на высоте более 12 км самолет может начать резко падать вниз, так как двигателям будет трудно функционировать в сильно разряженном воздушном пространстве. Из-за этого резко возрастает расход топлива, что крайне не выгодно ни для перевозчиков, ни для пассажиров.

Определяют высоту полета с помощью барометра, установленного на борту воздушного судна.

Что такое «идеальная высота»?

Существует такое понятие, как идеальная высота полета, то есть соотношение скорости и расхода топлива во время движения воздушного судна. Именно на высоте 10 000 метров достигаются оптимальные показатели. Однако не стоит думать, что это фиксированная величина. За все время полета высота может изменяться в зависимости от некоторых факторов, например, воздушных ям, обхода грозовых облаков (над или под ними) и прочее.

Во время взлета авиалайнером расходуется огромное количество авиакеросина, так как машина тяжела и велика по своим габаритам. Но при достижении необходимого уровня высоты, где воздух разряжен, работа всех систем оптимизируется, и авиатопливо начинает расходоваться экономно.

Высота полета разных типов самолетов

На какой высоте летают пассажирские самолеты "Боинг"? Расчет параметров полета зависит от скорости, которую способен развить авиалайнер. Так, пассажирские самолеты марки "Боинг" летают со скоростью 900-950 км/ч, соответственно, высота их полета будет равна 9-10 км. При данных параметрах движения самолета возможно преодоление больших расстояний с минимальной тратой топлива. "Боинги" могут развивать скорость до 1100-1200 км/ч, но постоянно летать на них невыгодно.

На какой высоте летает пассажирский самолет? Некоторые самолеты, выполняющие чартерные рейсы, могут достигать высоты 13 000 м и выше, так как характеристики судна позволяют это делать.

Грузовые лайнеры летают так же, как и пассажирские: со скоростью 900-1000 км/ч и на высоте 9-10 тысяч метров.

Военные воздушные суда более маневренны по сравнению с пассажирскими и развивают скорость в среднем до 2500 км/ч. Так, высота их полета будет равна 25 км над землей.

Совсем небольшие и легкие самолеты, используемые для орошения полей или тушения пожаров, летают со скоростью не выше 300 км/ч и на высоте от 1000 до 2000 метров.

Заключение

В авиации разработаны и рассчитаны оптимальные параметры скорости и высоты полетов воздушных судов, соотносящиеся с плотностью и сопротивляемостью воздуха. Для каждого самолета существуют свои «воздушные дороги», которых он должен придерживаться, чтобы не помешать полету другого лайнера. Капитан воздушного судна может отклоняться от заданного курса в связи с некоторыми обстоятельствами, но только с одобрения диспетчера с земли.

В статье рассмотрен вопрос о том, на какой высоте летит пассажирский самолет. Ответ: 9-10 км.

Скорость самолетов сильно различается, в зависимости от типа их двигателей и назначения самолета. Так, у сельскохозяйственного самолета Ан-2 (он же "кукурузник"), скорость во время выполнения работ составляет порядка 150 км/ч, даже некоторые автомобили разгоняются до более высокой скорости. Но для опыления полей высокая скорость не нужна, в противном случае будет страдать качество работ.

Крейсерская скорость пассажирского двухмоторного турбовинтового самолета Ан-24 составляет 460 км/ч. Кстати, говоря, с какой скоростью летит самолет, важно уточнять, какая именно скорость имеется в виду: взлетная, путевая, крейсерская или максимальная. Крейсерская скорость составляет порядка 80% от максимальной. Путевая же скорость зависит не только от собственной скорости самолета, но и от скорости и направления движения воздушных потоков, поэтому на каждом рейсе одного и того же самолета путевая скорость может быть разной. Скорость реактивных пассажирских самолетов существенно выше винтовых.

Скорости некоторых самолётов

  • Крейсерская скорость ТУ-134 - 880км/ч;
  • Ту-154 - 950 км/ч;
  • Ту-204 - 850 км/ч;
  • Ил-96 - 900 км/ч;
  • Airbus-310 - 895 км/ч;
  • Airbus-330 - 925 км/ч;
  • Boeing 737 - от 910 до 925 км/ч в зависимости от модификации
  • Boeing 747 - 940 км/ч;
  • Boeing 777-200: 905 км/ч.

Были в истории гражданской авиации и сверхзвуковые пассажирские самолеты:

  • ТУ-144 имел крейсерскую скорость от 2150 до 2300 км/ч;
  • Конкорд - 2150 км/ч.

Рекорд скорости принадлежит, разумеется, военному самолету. В 1976г. Локхид SR-71 3.2М смог разогнаться до 3529,56 км/ч.

Скорость самолёта была, есть и остаётся весьма важным его фактором, который позволяет не только с большим комфортом перемещаться между городами, регионами или странами, но и делает время перелёта максимально быстрым.

Самый первый гражданский самолёт «Илья Муромец» имел скорость полёта всего лишь в 105 километров в час, то этот предел сегодня легко может быть преодолён на обычном автомобиле, а в ряде случаев и на международном автобусе, а посему, комфортным такое перемещение никак не назовёшь.

Что касается обычных пассажирских самолётов, то их скорость полёта уже превысила рубеж в 500 километров в час, и является далеко не пределом, но как оказывается, и это является далёким от настоящего комфорта.


Современные пассажирские самолёты лишились удовольствия летать со сверхзвуковыми скоростями, и, причём это имело весьма веские причины, заключающиеся в следующих факторах:

    Надёжность. При полёте на сверхзвуковых скоростях, самолёт вынужден иметь максимально обтекаемую форму, и как известно, чем больше длина авиалайнера, тем сложнее этого добиться. В противном случае, самолёт при достижении сверхзвуковой скорости может буквально развалиться на куски, что естественно является небезопасным и может нести катастрофические последствия.

    Экономичность. По сути, сверхзвуковые самолёты имеют малую экономичность топлива, а следовательно, и рейсы на них будут обходиться гораздо дороже чем на более медленных авиалайнерах.

    Узкая специализация. Под данным фактором следует понимать, что далеко не каждый аэропорт сможет позволить себе принять сверхзвуковой авиалайнер из-за его большой массы и скорости, то есть, необходима большая ВПП.

    Частое техническое обслуживание. В виду того, что самолёт перемещается на сверхбыстрых скоростях. Его необходимо постоянно обслуживать, то есть, практически после каждого рейса проверять состояние фюзеляжа, заклёпочные крепления и т.д., что также несёт ряд неудобств для авиаперевозчиков.

Если современная скорость самолёта гражданской авиации составляет порядка 800 километров в час, то у сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров, она составляла свыше 2100 километров в час, что более чем в 2.5 раза быстрее современных авиаперелётов. Тем не менее, в виду главным образом безопасности, на сегодняшний день не существует действующих пассажирских сверхзвуковых авиалайнеров, которых всего-то за всю историю гражданского авиастроения существовало два – советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд».


Вполне возможно, что в скором времени, мы сможем вновь наблюдать сверхзвуковые самолёты в небе, и стоит отметить, ряд авиастроителей и конструкторских бюро работают над этим вопросом. Тем не менее, ожидать каких-либо нововведений в ближайших несколько лет не стоит, хотя бы по причине того, что важным фактором остаётся безопасность пассажиров, а скорость самолёта учитывается уже потом.

Известно, что разные модели самолетов имеют различную скорость полета. Так, боевые ударные самолеты имеют значительно высшие скоростные показатели, чем аппараты гражданской авиации.

Скоростные показатели пассажирских авиалайнеров

    Все же пассажирские самолеты обладают невысокой крейсерской и максимальной скоростью полета, хотя бывают и исключения из правил. Так, например, самолет «Конкорд» или Ту-144 могут похвастаться высокими скоростными показателями. Совсем недавно корпорация «Боинг» заявила о создании нового высокоскоростного пассажирского аппарата, который предварительно окрещен как Zehst. В планах руководства компании и конструкторов довести скорость данной модели до 5029 км/ч.

    Самые высокие скорости полета имеют более новые военные машины, которые достигают сверхзвуковых скоростей.

Они славятся потрясающей скоростью.

Пассажирские самолеты, как правило, не могут похвастаться скоростными характеристиками. По сравнению с истребителями, они настоящие улитки. И хотя обычно скорость пассажирских лайнеров колеблется от 800 до 1100 км/ч, некоторые уникальные авиалайнеры могут быть сверхзвуковыми. При такой скорости они могут доставить людей из Нью-Йорка в Лондон примерно за три часа. В этом обзоре рассказ о самых быстрых в мире пассажирских самолетах, передает со ссылкой на novate .

1. Hawker-Siddeley Trident HS.121 2


максимальная скорость 973 км/ч
Британский самолет Hawker-Siddeley Trident или просто «Трайдент» произвел настоящую революцию в авиасообщении. Он эксплуатировался с 1960-х по 1990-е годы.

2. Gulfstream G650


максимальная скорость 981 км/ч
Двухмоторный бизнес-реактивный самолет является улучшенной версией популярного Gulfstream G550. Он может развивать максимальную скорость в 0,925 Маха, а дальность полета G650 составляет 13 900 км.

3. Boeing 747 8


максимальная скорость 988 км/ч
Boeing 747 8 является самым длинным пассажирским самолетом в мире. Его длина составляет 76,25 м, а размах крыла - 68,45 м. Со скоростью 988 км/ч он может пролететь 14 100 км.

4. Convair 880


максимальная скорость 989 км/ч
Разработанный компанией General Dynamics реактивный авиалайнер Convair 880 выпускался всего 3 года (в 1959 - 1962 годах было произведено 65 единиц). Из-за низкой популярности он был снят с производства, несмотря на то, что считался самым быстрым авиалайнером своего времени.

5. Boeing 777


максимальная скорость 1036 км/ч
Boeing 777 считается одним из лучших авиалайнеров в мире сегодня. Эти самолеты оснащены самыми мощными двигателями для пассажирских лайнеров.

6. Boeing 787


максимальная скорость 1049 км/ч
Компания Boeing объявил о разработке 787 Dreamliner в 2003 году. Сделанный в виде широкофюзеляжного авиалайнера большой дальности, 787 может развивать скорость до 1049 км/ч.

7. Dassault Falcon 900 EX


максимальная скорость 1065 км/ч
Французский самолет Dassault Falcon 900 EX является корпоративным самолетом с возможностью трансконтинентальных перелетов. Его конструкция примечательна тем, что в Falcon 900 EX три расположенных сзади реактивных двигателя.

8. Bombardier Global 6000


максимальная скорость 1097 км/ч
Bombardier Global 6000 - сверхдальнемагистральный административный самолет. Он позволяет любому предпринимателю быстро путешествовать по миру и легко добираться до нужного места со скоростью, достигающей 1097 км/ч.

9. Dassault Falcon 7X


максимальная скорость 1110 км/ч
Данный самолет бизнес-класса был разработан на базе Falcon 900. Он предназначен для путешествий по всему миру со стилем и комфортом. Именно 2 таких самолета канадского производства используются в России для перевозки высших должностных лиц государства.

10. Airbus A380


максимальная скорость 1087 км/ч
Созданный в Европе, Airbus A380 является высокопроизводительным двухпалубным авиалайнером большой дальности. Он считается самым большим в мире пассажирским самолетом.

11. Cessna Citation X


максимальная скорость 1126 км/ч
Еще одним среди любимых бизнес-самолетов является Cessna Citation X. Это турбовентиляторный двухмоторный дальнемагистральный средний авиалайнер бизнес-класса. Citation X эксплуатируется как частными лицами, так и компаниями.

12. Cessna Citation X+


максимальная скорость 1153 км/ч
Это усовершенствованная модель предыдущего самолета. В Citation X+ были сделаны значительные улучшения, а также установлен гораздо более мощный двигатель. Сегодня это воздушное судно является самым быстрым гражданским, а также деловым самолетом.

13. Concorde


максимальная скорость 2179 км/ч
Concorde был сверхзвуковых чудом своего времени, поскольку его скорость в два раза превышала скорость звука. «Конкорд» в первую очередь использовался богатыми людьми для быстрых авиапутешествий в атмосфере роскоши. Однако, несмотря на то, что самолет эксплуатировался в течение десятилетий, Concorde был снят с производства в 2003 году.

14. Boom Supersonic


максимальная скорость 2335 км/ч
Boom Supersonic в настоящее время находится в стадии разработки. Это сверхзвуковой коммерческий авиалайнер, способный развивать скорость в 2,2 Маха или 2 335 км/ч. Однако, в отличие от Concorde, Boom Supersonic будет недорогим авиалайнером для любых пассажиров, а не только для богатых.44

Вопрос о том, какую скорость развивает самолет при взлёте, интересует многих пассажиров. Мнения непрофессионалов всегда расходятся – кто-то ошибочно предполагает, что скорость всегда одинаковая для всех видов данной авиатехники, другие правильно считают, что она различная, но не могут объяснить почему. Постараемся разобраться в этой теме.

Взлёт

Взлёт – это процесс, занимающий временную шкалу от начала движения самолёта до его полного отрыва от взлетно-посадочной полосы. Взлёт возможно только при соблюдении одного условия: подъёмная сила должна приобрести значение больше значения массы взлетающего объекта.


Виды взлёта

Различные «мешающие» факторы, которые приходится преодолевать для поднятия самолёта в воздух (погодные условия, направление ветра, ограниченная взлётная полоса, ограниченная мощность двигателя и т.д.), побудили авиаконструкторов к созданию множества способов их обхода. Усовершенствовалась не только конструкция летающих аппаратов, но и сам процесс их взлёта. Таким образом, были разработаны несколько видов взлёта:
  • С тормозов. Разгон самолёта начинается только после того, как двигатели достигнут установленного режима тяги, а до тех пор аппарат удерживается на месте при помощи тормозов;
  • Простой классический взлёт, предполагающий постепенный набор тяги двигателя во время движения самолёта по взлётной полосе;
  • Взлёт с использованием вспомогательных средств. Характерно для самолётов, несущих боевую службу на авианосцах. Ограниченная дистанция взлётной полосы компенсируется использованием трамплинов, катапультными устройствами или даже установленными на самолёт дополнительными ракетными двигателями;
  • Вертикальный взлёт. Возможен при наличии у самолёта двигателей с вертикальной тягой (пример – отечественный Як-38). Такие аппараты, аналогично вертолётам, сначала набирают высоту с места по вертикали либо при разгоне с очень малого расстояния, а затем плавно переходят в горизонтальный полёт.

Рассмотрим в качестве примера фазы взлёты реактивного самолёта Боинг 737.


Взлёт пассажирского Boeing 737

Практически каждый гражданский реактивный самолёт поднимается в воздух по классической схеме, т.е. двигатель набирает нужную тягу непосредственно в самом процессе взлёта. Выглядит это следующим образом:
  • Движение самолёта начинается после достижения двигателем около 800 оборотов/мин. Лётчик постепенно отпускает тормоза, держа при этом ручку управления нейтрально. Разбег начинается на трёх колёсах;
  • Для начала отрыва от земли Боинг должен приобрести скорость около 180 км/ч. При достижении этого значения пилот плавно тянет ручку, что ведёт к отклонению щитков-закрылков и, как следствие, поднятию носа аппарата. Дальше самолёт разгоняется уже на двух колёсах;
  • С приподнятым носом на двух колёсах самолёт продолжает разгон до тех пор, пока скорость не достигнет 220 км/ч. При достижении этого значения самолёт отрывается от земли.


Скорость взлета других типовых самолетов

  • Airbus A380 – 269 км/ч;
  • Boeing 747 – 270 км/ч;
  • Ил 96 – 250 км/ч;
  • Ту 154М – 210 км/ч;
  • Як 40 – 180 км/ч.


Приведенной скорости не всегда достаточно для отрыва. В ситуациях, когда сильный ветер дует в направлении взлёта аппарата, требуется большая наземная скорость. Или, наоборот – при встречном ветре достаточно меньшей скорости.