Панорама Курская (станция метро, Кольцевая линия). Виртуальный тур Курская (станция метро, Кольцевая линия). Достопримечательности, карта, фото, видео. Станция «Курская» Кольцевой линии Что находится на курской

Имеется северный подземный вестибюль, совмещённый со станцией Арбатско-Покровской линии. Выход из северного вестибюля находится в здании , примыкающем к Курскому вокзалу, кроме того, есть выходы в цокольный этаж Курского вокзала и к его платформам. Из южного подземного вестибюля, общего со станцией «Чкаловская», можно выйти на Садовое кольцо (ул. Земляной вал) и 1-й Сыромятнический пер.

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии (осуществляется по лестницам в центре зала) и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии (через совмещённый вестибюль, выход к которому в южном торце станции).

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого (40 м) заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка. Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В центральной части станции, вблизи лестничного перехода на Арбатско-Покровскую линию, колонны заменены пилонами. Станция Курская является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской» Кольцевой линии).
Архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва.
Инженеры-конструкторы Л.И. Горелик и П.С. Сметанкин.

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части - Центральный зал, Переходный круглый аванзал «Возрождения» с гигантской колонной-капителью и павильон - имеют идею солнца и славы победы и божественности её достижения. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Люстры напоминают древнеримские люстры-светильники, которые снизу напоминают солнца. В полную символическую концепцию входят и золочённые солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала (в центре зала) из которого идёт переход на курскую Арбатско-покровской линии. Покрытие пола - красный «возрождение» и серый гранит. Подземный аванзал отделан красным, розовым, черным и серым мрамором. Авторы проекта станции архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва были удостоены Сталинской премии. Средний зал-аванзал «возрождение» имеет глубокий смысл. Сам зал имеет круглую форму, в центре, как бы выходящая из земли колонна-капитель.

Выявленный объект культурного наследия.

За станцией между главными путями расположен пункт технического обслуживания составов, от которого отходит соединительная ветвь на Люблинско-Дмитровскую линию. Эта ветвь используется для служебных перевозок и для перегонки составов с одной линии на другую.

Предыдущая станция на линии «Комсомольская» .
Следующая станция на линии «Таганская» .

Информация о станции.

«Ку́рская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Курского вокзала между станциями «Комсомольская» и «Таганская». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Станция открылась 1 января 1950 года в составе участка «Курская» - «Парк культуры». Названа по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Имеет переходы на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Первой станцией метро у Курского вокзала стала станция «Курская» Арбатско-Покровской линии, открытая в 1938 году в составе второй очереди метрополитена. В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции». Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года. «Курская» была открыта с одним наземным вестибюлем и переходом на Арбатско-Покровскую линию, хотя первоначально планировалось открыть станцию с двумя вестибюлями. Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская». С 3 июля 2008 по 24 октября 2009 года наземный вестибюль был закрыт на ремонт.

Архитектура и оформление

Вестибюли

Станция имеет два вестибюля: северный (подземный) - совмещённый с «Курской» Арбатско-Покровской линии, и южный (подземный), совмещённый с «Чкаловской». Вместе со станцией была построена сложная система подземных и наземных помещений, обеспечивающих входы-выходы пересадочного узла, его связь с внутренними помещениями Курского вокзала и переходы между станциями метрополитена. Центром этого ансамбля является круглый подземный зал, в…

Давным-давно, 10 лет назад, в ночь с 24 на 25 ноября свой 26-й день рождения. Это была моя первая официальная съемка в тоннеле метро. Вот такой вот своеобразный подарок от метрополитена получился. В апреле 2013 года я вернулся на эту станцию, чтобы ее переснять, сделать панорамы, а в тоннель заглянуть не с краю, как было тогда, а уже полноценно посмотреть местные красоты. А они там есть.

Выложить эту съемку у меня дошли руки только сейчас. :) Смотрим!

1. «Курская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Курского вокзала между станциями «Комсомольская» и «Таганская».

2. Станция открылась 1 января 1950 года в составе первого участка «Курская» - «Парк культуры» Кольцевой линии. Названа по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Имеет переходы на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

3. Осмотр начнем с нового вестибюля, открытого в 1995 году - это объединенный вестибюль со станции «Чкаловская».

4. На мой взгляд, несмотря на воздушно-авиационную тематику, новый вестибюль весьма скучен и уныл.

5. В подвесных потолках установлены световые кессоны, которые имеют вид кругов разного диаметра. Два самых больших кессона находятся перед арками эскалаторных тоннелей, которые расположены по противоположным коротким стенам зала. Световые окна закрыты трубчатыми металлическими решётками. Стены и колонны облицованы серым и белым мрамором.

6. Характерная отделка наклона для 80-90-х годов.

7. А это старый выход с Курской, но уже с новыми эскалаторами. С 3 июля 2008 по 14 мая 2009 года были проведены работы по замене машин.

8. Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка.

9. Ни в одном учебнике не нашел упоминания, как сделана пересадка на радиальную станцию. Могу предположить, что пилоны выполнены из монолитного железобетона, как и свод этой «камеры».

10. Если смотреть в тоннели, то видно, как перед станцией (с обоих концов) путевые тоннели сближаются. Есть предположение, что изначально станция должна была быть пилонной, по типовому проекту и перегонные тоннели успели частично уже построить на большем расстоянии между собой. Изменение проекта потребовало и сближение путевых тоннелей. Сама станция сооружена по уникальному проекту, который больше нигде не применялся.

11. А вот и скан страницы из книги Лиманова «Метрополитены». Полную пдф этой замечательной книги вы можете скачать у меня .

12. Весь колонный комплекс вов сей красе. Кстати, в свое время, идентификация чертежа этой станции была выполнена методом исключения. Благо, колонных станций по индивидуальному проекту не так уж и много.

14. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга».

15. Насколько я помню, четыре торшера демонтировали в 90-е года и вернули на место после окончания модернизации освещения станции в мае 2009 года.

16. Оригинальные торшеры были утеряны, или их утеряли. Вернули жалкое подобие, но, правда, в антивандальном исполнении, что там важнее. Родные торшеры, кажется, были из хрустального стекла.

17. Панорамный вид на станцию.

.::кликабельно::.

18. И немного выноса мозга:)

.::кликабельно::.

19. Переход на станцию « » Арбатско-Покровской линии находится в центре зала. Переход начинается лестницей на мостик через платформу, от которой отправляются поезда в сторону «Таганской». Затем длинный коридор, из которого можно попасть в переходную камеру с лестницами на спуск (южная) и на подъём (северная).

20. В переходе есть такая табличка. На ней, как и на фасаде вестибюля, указаны даты: «1945» и «1949». Но по легенде сам Сталин передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

21. Мостик над путями.

22. Станция «Курская» является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской»).

23. Литая фигурная золочёная решётка на путевой стене имеет надпись «Курская Большого Кольца 1945-1949», напоминая о проекте развития метро 1947 года, в соответствии с которым планировалось создание малой кольцевой линии метрополитена приблизительно в рамках Бульварного кольца, путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского диаметров

24. Архитектурный декор станции глубоко символичен.

25. Все три части - центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и павильон - олицетворяют идею солнца и славы Победы и божественности её достижения.

.::кликабельно::.

26. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Люстры напоминают древнеримские светильники, которые снизу похожи на солнца.

27. Огромное спасибо пресс-службе Московского метро и Службе тоннельных сооружений за помощь в организации этой съемки.

Дата открытия станции "Курской" кольцевой линии: 01.01.1950.

Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".

Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Сооружена из сборной чугунной отделки. Свод центрального тоннеля и своды опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна.

Архитекторы: Г.А.Захаров, З.С.Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И.Горелик, П.С.Сметанкин.

Название станция получила по одноименному вокзалу.
Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым гранитом.
Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники. Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.
В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.
Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания - Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин - на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».

Метро «Курская» расположена между станциями «Площадь Революции» и «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Она входит в состав пересадочного узла, состоящего из трех станций.

История станции

История названия

Свое названия станция получила благодаря Курскому вокзалу, расположенному рядом.

Описание станции

Дизайн станции посвящен сельскому хозяйству. Путевые стены облицованы керамической белой плиткой и черным мрамором. Пол выстлан гранитом серого, черного и красного цветов. Пилоны отделаны белым мрамором с серыми прожилками. Свод станции украшает рельефный орнамент. Два вида светильников освещают станцию. На потолке расположены плоские круглые люстры. В центральном зале светильники помещены в декоративные решетки, изображающие колосья и расположенные на пилонах.

Технические характеристики

Станция «Курская» построена по типовому проекту. Это пилонная, трехсводчатая станция глубокого заложения, расположенная на глубине 40 метров. Размеры сводов тоже стандартные: центральный зал имеет диаметр 9,5 метров, боковые залы - 8,5 метров. Поскольку до 1944 года станция «Курская» была конечной, за ее пределами сохранился пошерстный съезд, используемый сегодня для служебных перевозок и при возникновении внештатных ситуаций.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет пересадки на станцию «Чкаловская» Люблинской линии и на одноименную станцию Кольцевой линии. Метро «Курская» имеет общий с Кольцевой станцией вестибюль, из которого есть два выхода. Один из них ведет на платформы Курского вокзала, второй - на ул. Земляной Вал и к Нижнему Сусальному переулку. Перейти на станцию Кольцевой линии можно по лестницам, расположенным в центре зала. Этот переход был открыт в 1950 году. Переход на Люблинскую линию был открыт в 1996 году. Его построили в западном торце станции. Чтобы попасть на Люблинскую линию, нужно воспользоваться эскалаторами.

Наземная инфраструктура

Самой известной частью инфраструктуры станции является Курский вокзал. Направления следования поездов: Курское, Горьковское, Смоленское и Таллиннское. Рядом со станцией располагается торгово-развлекательный комплекс «Атриум», в котором есть салон красоты, боулинг, кинотеатр, магазины, пиццерия, рестораны и кафе. В непосредственной близости от станции есть банки и банкоматы, аптеки, госпиталь и центр духовного возрождения по методам восточной медицины.