Какая нация живет. Национальный состав россии. Особенности проживания народов

Читайте также:
  1. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  2. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  3. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  4. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
  5. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  6. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  7. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  8. Автотрансформаторы, особенности конструкции, принцип действия, характеристики
  9. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  10. Агрегатные состояния вещества. Характер теплового движения в этих состояниях. Особенности теплового движения в различных агрегатных состояниях вещества.

В РФ 32 субъекта Федерации выделены по нац. принципу (21 респ, 10 ао и 1 а.обл). Общая S 32 нац. образований = 53% территории РФ.

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. В 2010 году русские составляли 77,71 % населения - 111,0 млн из 142,9 млн чел.

Расположено наше государство на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада – европейские страны – Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства.

На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав сильно влияние ислама. Это сложный регион с преобладание мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне и грузины.

На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана так же очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков, уйгуров.

Итак, не только Россия многонациональная страна, но и ее соседи имеют сложный национальный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику.

Как классифицируют народы? Народы можно классифицировать, т.е. делить на группы, по целому ряду признаков: языку, религии, особенностям хозяйства, антропологическим признакам и др.

Язык справедливо считают одним из основных признаков принадлежности к данному народу. Вместе с тем разные народы могут говорить на одном языке (например англичане, канадцы, американцы на английском, португальцы и бразильцы на португальском). А у одного народа может быть два языка (у мордвы – мокшанский и эрзянский, у марийцев – лугово-восточный и горно-марийский). Однако подобные исключения из правил неизбежны и не отменяют самого правила.

По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская и т.д.

Народы Росси по языковой принадлежности относятся к 4 языковым семьям: Индоевропейская семья (89% населения); Алтайская семья (7% населения); Кавказская семья (2% населения); Уральская семья (2% населения).

Семьи делятся на группы. в индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье – славянская, а среди славян крупнейший народ – русские (82,5% всего населения).



Русские области России – это территории Европейского Севера (Архангельская, Вологодская области), Северо-Запад (Ленинградская, псковская, Новгородская области) и Центральные районы России. Там преобладают русские.

классификации народов по языковой принадлежности:

Титульный народ – это народ, который имеет свою административно-территориальную единицу в пределах государства, которая называется по названию народа. (Татарстан – татары, Карелия – карелы).

Титульный народ, как правило не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции», т.е. растворение одних народов среди других. Например в Татарстане – татары составляют 48, 5% населения, а в Башкирии – башкир всего 21%, а татар – 28%.



Российская Федерация состоит из 85 субъектов, 22 из которых являются республиками. В общей сложности республики занимают 28,6 % территории России, . Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Национальный состав России

Данные по национальному составу России определяются благодаря письменному опросу населения входе всероссийской переписи населения. Население России согласно переписи населения 2010 года составляет 142 856 536 человек, из них указали национальность 137 227 107 человек или 96,06 %.

Наибольшая численность населения у русских. Русских в России проживает 111 016 896 человек, что составляет 77,71 % населения России или 80,90 % от числа указавших национальность. Далее следуют народы: татары - 5 310 649 человек (3,72 % от всех, 3,87 % от числа указавших национальность) и украинцы - 1 927 988 человек или 1,35 % от всех, 1,41 % от числа указавших национальность.

По сравнению с переписью населения 2002 года численность русских уменьшилась на 4 872 211 человек или на 4,20 %.
Численность татар и украинцев также сократилась на 243 952 (4,39 %) и 1 014 973 (34,49 %) соответственно . Из народов, население которых составляло более 1 млн. человек на 2010 год, уменьшение численности произошло у всех, кроме чеченцев и армян. Численность населения чеченцев увеличилась на 71 107 человек (5,23 %), армян - на 51 897 (4,59 %). Всего в России проживают представители более 180 национальностей (этнических групп).

Некоторые карты России по национальному составу

Карта расселения русских, украинцев и крымских татар в Крыму согласно данным переписи 2014 года в Крыму.

Согласно данным таблицы по ссылке со времени переписи 2001 года доля русских в Крыму увеличилась с 60,68% до 67,90% (на 7.22%) от лиц, указавших национальность. За это же время доля украинцев в Крыму снизилась с 24,12% до 15,68% (на 8.44%). Совокупная доля крымских татар и татар возросла с 10,26% + 0,57% = 10.83% до 10,57% + 2,05% = 12.62% (итого на 1.79%).

Ниже представлена таблица по национальностям в Российской Федерации с указанием численности в 2010 году и 2000 году, процента от общей численности населения РФ и от числа лиц, указавших национальности. Также в таблице представлена разница по числу лиц между переписями в количественном и процентном выражении. В таблице представлены только национальности, численность которых в РФ согласно переписи 2010 года превышает 100 тысяч человек. Полная таблица в .

Народность Численность 2010 чел. % от всего насел. % от указа
вших нац.
Численность 2002 чел. % от всего насел. % от указа
вших нац.
+/-
чел.
+/-
%
ВСЕГО, РФ 142 856 536 100,00 145 166 731 100,00 −2 310 195 −1,59
итого лиц, указавших нац-ть 137 227 107 96,06 100 143 705 980 98,99 100,00 −6 478 873 −4,51
1 Русские* 111 016 896 77,71 80,9 115 889 107 79,83 80,64 −4 872 211 −4,20
не указавшие национальность** 5 629 429 3,94 1 460 751 1,01 4 168 678 285,38
2 Татары 5 310 649 3,72 3,87 5 554 601 3,83 3,87 −243 952 −4,39
3 Украинцы 1 927 988 1,35 1,41 2 942 961 2,03 2,05 −1 014 973 −34,49
4 Башкиры 1 584 554 1,11 1,16 1 673 389 1,15 1,16 −88 835 −5,31
5 Чуваши 1 435 872 1,01 1,05 1 637 094 1,13 1,14 −201 222 −12,29
6 Чеченцы 1 431 360 1,00 1,04 1 360 253 0,94 0,95 71 107 5,23
7 Армяне 1 182 388 0,83 0,86 1 130 491 0,78 0,79 51 897 4,59
8 Аварцы 912 090 0,64 0,67 814 473 0,56 0,57 97 617 11,99
9 Мордва 744 237 0,52 0,54 843 350 0,58 0,59 −99 113 −11,75
10 Казахи 647 732 0,45 0,47 653 962 0,45 0,46 −6 230 −0,95
11 Азербайджанцы 603 070 0,42 0,44 621 840 0,43 0,43 −18 770 −3,02
12 Даргинцы 589 386 0,41 0,43 510 156 0,35 0,35 79 230 15,53
13 Удмурты 552 299 0,39 0,40 636 906 0,44 0,44 −84 607 −13,28
14 Марийцы 547 605 0,38 0,40 604 298 0,42 0,42 −56 693 −9,38
15 Осетины 528 515 0,37 0,39 514 875 0,36 0,36 13 640 2,65
16 Белорусы 521 443 0,37 0,38 807 970 0,56 0,56 −286 527 −35,46
17 Кабардинцы 516 826 0,36 0,38 519 958 0,36 0,36 −3 132 −0,60
18 Кумыки 503 060 0,35 0,37 422 409 0,29 0,29 80 651 19,09
19 Якуты 478 085 0,34 0,35 443 852 0,31 0,31 34 233 7,71
20 Лезгины 473 722 0,33 0,35 411 535 0,28 0,29 62 187 15,11
21 Буряты 461 389 0,32 0,34 445 175 0,31 0,31 16 214 3,64
22 Ингуши 444 833 0,31 0,32 413 016 0,29 0,29 31 817 7,70
23 Немцы 394 138 0,28 0,29 597 212 0,41 0,42 −203 074 −34,00
24 Узбеки 289 862 0,20 0,21 122 916 0,09 0,09 166 946 135,82
25 Тувинцы 263 934 0,19 0,19 243 442 0,17 0,17 20 492 8,42
26 Коми 228 235 0,16 0,17 293 406 0,20 0,20 −65 171 −22,21
27 Карачаевцы 218 403 0,15 0,16 192 182 0,13 0,13 26 221 13,64
28 Цыгане 204 958 0,14 0,15 182 766 0,13 0,13 22 192 12,14
29 Таджики 200 303 0,14 0,15 120 136 0,08 0,08 80 167 66,73
30 Калмыки 183 372 0,13 0,13 173 996 0,12 0,12 9 376 5,39
31 Лакцы 178 630 0,13 0,13 156 545 0,11 0,11 22 085 14,11
32 Грузины 157 803 0,11 0,12 197 934 0,14 0,14 −40 131 −20,27
33 Евреи 156 801 0,11 0,11 229 938 0,16 0,16 −73 137 −31,81
34 Молдаване 156 400 0,11 0,11 172 330 0,12 0,12 −15 930 −9,24
35 Корейцы 153 156 0,11 0,11 148 556 0,10 0,10 4 600 3,10
36 Табасараны 146 360 0,10 0,11 131 785 0,09 0,09 14 575 11,06
37 Адыгейцы 124 835 0,09 0,09 128 528 0,09 0,09 −3 693 −2,87
38 Балкарцы 112 924 0,08 0,08 108 426 0,08 0,08 4 498 4,15
39 Турки 105 058 0,07 0,08 92 415 0,06 0,06 12 643 13,68
40 Ногайцы 103 660 0,07 0,08 90 666 0,06 0,06 12 994 14,33
41 Киргизы 103 422 0,07 0,08 31 808 0,02 0,02 71 614 225,14
кряшены, сибирские татары, мишари, астраханские татары 6 Чеченцы чеченцы-аккинцы 7 Армяне черкесогаи 8 Аварцы андийцы, дидойцы (цезы) и другие андо-цезские народности и арчинцы 9 Мордва мордва-мокша, мордва-эрзя 12 Даргинцы кайтагцы, кубачинцы 14 Марийцы горные марийцы, лугово-восточные марийцы 15 Осетины дигорон (дигорцы), ирон (иронцы) 23 Немцы меннониты 25 Тувинцы тоджинцы 26 Коми коми-ижемцы 32 Грузины аджарцы, ингилойцы, лазы, мегрелы, сваны 40 Ногайцы карагаши

** - не указавшие национальность (2002, 2010), включая лиц, по которым сведения получены из административных источников (2010).

Российская Федерация - многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские - 82% общей численности населения государства, представляющие наиболее многочисленную группу славянских народов, проживающих на российской территории. Они преобладают во всех регионах России, за исключением республик Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаево-Черкесская), Приволжья (Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Марий Эл, Чувашская), Западной Сибири (Алтай), Восточной Сибири (Тыва), Дальнего Востока (Саха (Якутия)).

Наиболее компактные места проживания русских - центральные, западные, частично северные области Европейской части Российской Федерации. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Рязанской областях более 90% населения составляют русские, а в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке численность русского населения достигает 80% всей численности населения этих регионов.

На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,8%) далее идут украинцы (2,0%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.

Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. К этим национальностям принадлежат относящиеся к финно-угорской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша), марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.

Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, кумыки, лакцы, даргинцы и абхазо-адыгейской: кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы - ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты - к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что центробежные тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, значительно отразились и на Российской Федерации. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, полному пренебрежению общими интересами.

Наиболее сложным в этнокультурном отношении является Северный Кавказ, где проживает несколько десятков народов, принадлежащих к разным языковым группам, исповедующих различные религии, отличающихся традиционными способами хозяйствования и обычаями. Этот регион является одним из самых конфликтогенных в Российской Федерации. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям (конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, вооруженный конфликт между Чечней и Россией, обострившиеся отношения между казачеством и народностями Северного Кавказа). Осложнившиеся межнациональные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин кризиса политической ситуации является сложившееся за годы Советской власти национально-территориальное устройство региона, доставшееся в наследство Российской Федерации. До 1920-х годов ни один из северокавказских народов не знал четко очерченных границ, так как не имел национальной государственности.

С определением границ проблемы спорных территорий стали рассматриваться на уровне вновь образованных республик. Обострению межнациональных отношений способствовала политика государства в отношении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев в период Второй мировой войны - их депортация в Казахстан и другие отдаленные регионы Советского Союза, сопровождавшаяся упразднением соответствующих автономных республик и национальных районов. Их территории были поделены между соседними республиками и краями.

После реабилитации депортированных народов Северного Кавказа и возвращения горцев па родину из ссылки в основном были восстановлены границы национальных образований. Этническая избирательность депортации и нерешенные вопросы территориальной реабилитации осложнили отношения между кавказскими народами. К моменту начала перестройки несовершенство системы национально-административного деления территории Северного Кавказа усугубилось внутренними противоречиями социально-экономического характера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные процессы набирают силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.

Эти объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений.

Проблемы национально-государственного устройства России осложняются требованиями репрессированных в прошлом народов, одни из которых (немцы) настаивают на восстановлении своей государственности, другие (например, ингуши) - на расширении границ. Не прекращаются вооруженные конфликты.

Сложной является и проблема малочисленных пародов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Несмотря на то, что в последние годы в развитии народов Севера достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера не были до конца реализованы. Углубились диспропорции в половом составе населения - преобладает мужское население. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой производственной и социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, а также по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов в связи с развитием добывающих отраслей хозяйства ухудшились экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ. Поэтому переход к рыночной экономике выдвинул в число приоритетных задач создание действенного механизма социальной защиты малочисленных народов Севера.

Существующая система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения: федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федерации. К тому же положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государственными образованиями по своему конституционному статусу, представляют собой не моно-, а многонациональные территории. И самой трудной для управления проблемой является деятельность по регулированию взаимоотношений коренных и некоренных жителей, проживающих на этих территориях.

Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Лишь опираясь на это, можно вести поиск оптимальных социально-экономических решений, оказывающих воздействие на межнациональные отношения, регулируя процесс их развития.

Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позволяющего выявить узлы межэтнических противоречий и разработать варианты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационального сотрудничества.


Российская Федерация - многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские - 79,8% населения страны - и представляют наиболее многочисленную группу славянских народов, проживающих на российской территории. Они преобладают во всех регионах России, за исключением республик Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Карачаево-Черкесская), Поволжья (Татарстан, Калмыкия, Чувашская и Марий Эл), Урала (Удмуртская, Башкортостан), Западной Сибири (Алтай), Восточной Сибири (Тыва), Дальнего Востока (Саха (Якутия)). Наиболее компактные места проживания русских - центральные, западные, частично северные области Европейской части Российской Федерации. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Рязанской областях более 90% населения составляют русские, а в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке численность русских достигает 80-85% численности населения этих регионов.
На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,9%), далее украинцы (2%), чуваши (1,1%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.
Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. К этим национальностям принадлежат также относящиеся к финноугорской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша), марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры, чуваши и кумыки.
Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, лакцы, даргинцы и абхазско-адыгской - кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы финноугорской группы - ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты - к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.
Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что центробежные тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, перекинулись и на Россию. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, полному пренебрежению общими интересами.
Наиболее сложным в этнокультурном отношении является Северный Кавказ, где проживает несколько десятков народов, принадлежащих к разным языковым группам, исповедующих различные религии, отличающихся традиционными способами хозяйствования и обычаями. Этот регион является одним из самых конфликтогенных в Российской Федерации. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям (конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, вооруженный конфликт между Чечней и Россией, обострившиеся отношения между казачеством и народностями Северного Кавказа). Осложнившиеся межнациональные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин кризиса политической ситуации является сложившееся за годы Советской власти национальнотерриториальное устройство региона, доставшееся в наследство Российской Федерации. До 1920-х годов ни один из северокавказских народов не знал четко очерченных границ, так как не имел национальной государственности. Колонизация Кавказа в XIX в. сопровождалась установлением административного устройства без учета национальных признаков.
После Октябрьской революции в качестве исходного идеологического принципа формирования будущего административно-территориального устройства Советского государства был положен национальный принцип, предусматривающий право наций на самоопределение. Административные границы на Кавказе устанавливались произвольно и многократно пересматривались. Решения об их проведении носили волюнтаристский характер, т.е. без учета этнических границ и политической реальности.
Административно-территориальные изменения происходили на фоне чрезвычайно острой проблемы - ограниченности земельных ресурсов в горских округах. Ранее эти проблемы решали сами поселенцы. С определением границ проблемы спорных территорий стали рассматриваться на уровне вновь образованных республик.
Обострению межнациональных отношений способствовала политика государства в отношении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев в период Второй мировой войны - их депортация в Казахстан и другие отдаленные регионы Советского Союза, сопровождавшаяся упразднением соответствующих автономных республик и национальных районов. Их территории были поделены между соседними республиками и краями. Таким образом, на основе центральной части Чечено-Ингушетии и Кизлярского округа Ставропольского края была образована Грозненская область РСФСР.
После реабилитации депортированных народов Северного Кавказа и возвращения горцев на родину из ссылки в основном были восстановлены границы национальных образований. Этническая избирательность депортации и нерешенные вопросы территориальной реабилитации осложнили отношения между кавказскими народами. К моменту начала перестройки несовершенство системы национально-административного деления территории Северного Кавказа усугубилось внутренними противоречиями социально-экономического характера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные процессы набирали силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.
Объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие этого - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений.
Проблемы национально-государственного устройства России осложняются требованиями репрессированных в прошлом народов, одни из которых (немцы) настаивают на восстановлении своей государственности, другие (например, ингуши) - на расширении границ. Не прекращаются вооруженные конфликты, выливаясь в межэтнические войны.
Сложной является и проблема малочисленных народов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Несмотря на то что в последние годы в развитии народов Севера достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера не были до конца реализованы. Углубились диспропорции в половом составе населения - преобладает мужское население. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов в связи с развитием добывающих отраслей хозяйства ухудшились экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ. Поэтому переход к рыночной экономике выдвинул в число приоритетных задач создание действующего механизма социальной защиты малочисленных народов Севера.
Существующая система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения: федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федерация. К тому же положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государственными образованиями по своему конституционному статусу, представляют собой не моно-, а многонациональные территории.
Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Опираясь на них, можно вести поиск оптимальных социально-экономических решений, оказывающих воздействие на межнациональные отношения, регулировать процесс их развития.
Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позволяющего выявить узлы межэтнических противоречий и разработать варианты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационального сотрудничества.

Следствия осевого вращения. Московское время. Россия на карте часовых поясов. Поясное время. Житель Омска. Где начинаются новые сутки на Земле. В каком часовом поясе должен находиться населённый пункт. Летнее время. Виды движения Земли. Полный оборот. Сколько часовых поясов выделяют на территории нашей страны. Поясное время Омска. Самолет вылетел из Сан-Франциско. На разных меридианах время разное.

«Карта часовых поясов России» - Практическая работа. Россия. Труд и сон. Международное поясное время. Термины и понятия. Перевод времени. Время. Линия перемены дат. Переводить часы. Карта часовых поясов мира. Меридиан пункта. Границы часовых поясов. Местное время. Московское время. Поясное время. Населенный пункт. Декретное время. Познакомиться с положением России в часовых поясах.

«Административное деление России» - Геополитическое и экономико-географическое положение РФ. Транспортно-географическое положение. Административные районы в России. Внутренние различия. Экономико-географическое положение РФ. Уникальные и типичные черты России. Становление Российской империи. Тысячи муниципальных образований. Россия как государство. Современное развитие страны. Экономико-географические особенности. Муниципальные образования в России.

«Административно-территориальное деление России» - Западно-Сибирский ЭР. Состав. Волго-Вятский ЭР и Центрально-Черноземный ЭР. Поволжский ЭР. Центрально-Черноземный ЭР. Башкортостан. Население. Экономическая карта СКЭР. Волго-Вятский ЭР. Республика Карелия. Центральный ЭР. Кемеровская область. Эвенкийский автономный округ. Амурская область. Тамбовская область. Экономическая карта Западно-Сибирского ЭР. Горнодобывающая промышленность. Белгородская область.

«Европейская часть России» - Виды ЭГП. Северо-Западный район. Уральский экономический район. Тестирование. Что это. Европейский север. Специализация. Плодородные почвы. Природные ресурсы. Почему промышленность Санкт-Петербурга тяготеет к морскому побережью. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод. Теория. Северный Кавказ. Специализация территории на производстве определенной продукции. Центрально-промышленный район. Уральский экономический район.

«Часовые пояса РФ» - Разница во времени. Преимущества и недостатки большой территории. Размеры территории. Выполните задания. Разница между часовыми поясами по долготе. Форма территории России. Сколько времени будет в Якутске, если в Благовещенске 10.00 часов дня. Преимущества. В каких часовых поясах располагается Россия. Размеры и форма территории России. Что нового вы узнали на уроке. Алгоритм определения поясного времени.