Геральдика Ватикана: застывшая история. Ватикан: население, площадь, герб и флаг Герб с ключами от рая сканворд

Герб Ватикана утвержден в 1929 году.

Государственный герб Ватикана - красный щит французской геральдической формы с заостренным основанием и острыми углами с изображением перекрещенных ключей и тиары над ними, что является символическим обозначением католической церкви и престола папы. Каждый папа приобретает личный герб с обрамлением в виде ключей и тиары. В Ватикане существует и малый герб, который используется на государственном флаге, а также высшими государственными учреждениями Ватикана и папскими институтами.

На гербе изображены ключи под тиарой. При переходе папской власти от умершего папы к его преемнику эмблема разделяется: тиара берется для сопровождения похоронной церемонии, а ключи, символизирующие вечную власть церкви, переходят на герб кардинала-заместителя. Один ключ символизирует вход в Рим, другой - на небеса. Вместо тиары на его щите красуется красно-золотой балдахин.

Последние папы не носят тиары, хотя она остается папским геральдическим символом. Корона добавлена в 1130 году и символизирует суверенитет над Папской областью. Вторая корона была добавлена в 1301 году во время конфликта Папской области с Францией. Вторая корона стала символом того, что духовный авторитет выше гражданской власти. В 1342 году, папа Бенедикт XII добавил третью корону, что символизировало превосходство авторитета папы над нерелигиозными монархами. Также есть мнение, что три короны символизируют полномочия папы как священника, правителя и учителя.

Отличается от эмблемы святого престола тем, что ключи лежат иначе.

Исторические гербы Святого Престола, Папской области, Ватикана

Стоит отметить, что современный герб Ватикана не сильно отличается.

Источники

  • Гербы мира / [Авт.-сост. К.Я.Нежинский]. - М.: Эксмо, 2008. - 192 с.: ил.

Оригинал взят у ihterec в ПОТЕРЯННЫЙ КЛЮЧ ОТ ГЕРБА ВАТИКАНА

Оригинал взят у m_musy23 в ПОТЕРЯННЫЙ КЛЮЧ ОТ ГЕРБА ВАТИКАНА

Вы замечали, что на гербе Ватикана изображены изображены два скрещенных ключа (от Рая и Рима)?
Существуют апокрифические легенды, которые гласят, что оба ключа от Рая: один открывает дорогу к блаженству мужчинам, другой - женщинам. Над ключами расположена папская тиара.

Когда-то на гербе Ватикана было изображено три, а не два ключа....

По словам мага, первоначально символика ключей была иной.Изначально на гербе самого маленького государства в мире были изображены три ключа - белый, черный и золотой, которые символизировали законодательную, исполнительную и светскую ветви власти. По официальной версии, третий ключ исчез из герба тогда, когда Ватикан утратил светскую ветвь власти.
Вместе с тем, как пояснил маг, есть и альтернативная интерпретация значения трех ключей. "Белый, черный и золотой ключи - это фактически Инь, Янь и Дао - небо, земля и подземный мир. Каждым ключом открывается какая-то сфера реальности", - сказал он.
Я, честно говоря, даже не знаю, во что тут верить: в магию (он же маг, да?=)), в историческую осведомленность магов или же в то, что все идеи имеют право на существование=))
Другая статья меня привлекла больше: http://geraldic.taba.ru/Obnovleniya/Karta_sayta/Novaya_stranica/577723_Vatikan.html

"Часто ключи понимались буквально: как отпирающие и запирающие врата рая. В действительности ключи «иносказательно обозначали абсолютный авторитет Христа, переданный Петру». Ключи обращены вверх в знак того, что власть находящегося на земле папы достигает даже небес; при этом золотой ключ относили к небесной церкви, а серебряный — к земной. Крест, образованный ключами, должен был напоминать о распятии Христа.

Шнур, соединяющий ключи, служит символом единства церкви.

Тиара — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный белый головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год. Папа Павел VI прекратил церемониальное использование тиары, однако он и его непосредственные преемники, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II, сохранили ее изображение в своих гербах.

Красный цвет до 1809 года считался традиционным цветом Папского престола. После этого новыми ватиканскими цветами стали золотой и серебряный, выбранные папой Пием VII, и представленные на флаге Ватикана.

Ключи под тиарой вне щита служат своего рода «малым гербом» Ватикана. Он представлен на флаге этого государства-города; им же пользуются его высшие учреждения, дипломатические представители и папские институты. "

Флаг Ватикана представляет собой квадратное полотнище, состоящее из двух равновеликих вертикальных полос - желтой и белой. В центре белой полосы - скрещенные два ключа под папской митрой.

На гербе Ватикана изображена пара скрещенных ключей (от Рая и Рима) под папской тиарой.

11 февраля 1929 года были подписаны Латеранские соглашения, ознаменовавшие создание Ватиканского государства. Их скрепили подписями премьер Бенито Муссолини, представлявший короля Италии Виктора Эммануила I, и кардинал Пьетро Гаспарри, статс-секретарь Папы Римского Пия XI. Этот акт означал правовое урегулирование взаимных претензий Италии и Святого Престола, окончательное решение "римского вопроса", более полувека бывшего яблоком раздора между итальянским государством и Римско-католической церковью. Был утвержден и флаг города-государства, состоящий из двух полос - желтой и белой. На гербе Ватикана изображена пара скрещенных ключей (от Рая и Рима) под папской тиарой. Латеранские соглашения и поныне определяют правовые отношения между государством и католической церковью на Апеннинах в соответствии со статьей 7 конституции Италии. Конкордат дважды дополнялся в послевоенное время.

Церковь претендовала на высшую, абсолютную власть в мире с первых дней существования, поэтому присвоила себе все атрибуты светской власти, в том числе и гербы. В XIV веке гербом папства стали скрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра - "разрешающий" и "вяжущий", перевязанные золотым шнуром, на червлёном щите под папской тиарой. Герб указывает на полученные Петром права "решать" и "вязать" все дела церкви и, что эти права унаследовали от него преемники - папы. Сегодня этот герб является официальным гербом Ватикана. Кроме того, каждый папа получает свой собственный герб, в котором щит обрамлён ключами и тиарой.

Личный герб нового Папы Римского Бенедикта ХVI представляет собой треугольный щит на фоне серебряной папской митры и других символов власти понтифика: перекрещенных ключей с паллиумом, символизирующим его пастырскую деятельность.

На щите красно-золотого цвета изображены три символа Баварии, родины Йозефа Ратцингера: слева - коронованная голова мавра, относящаяся к 1316 году, когда Фрайзингское княжество-епархию возглавлял архиепископ Конрад III. Сама голова - черного цвета, губы и корона - красного. Голова мавра - часто встречающийся элемент в европейской геральдике, она и сегодня украшает многие гербы Сардинии, Корсики и других областей. Целых три мавра находились, например, в гербе папы Пия VII, особенно часто он встречается в баварских гербах.

Справа на щите - бурый медведь с седлом. Легендарный дикий зверь задрал коня баварского проповедника, направлявшегося в VIII веке в Рим, тогда святой приказал медведю самому донести до Вечного города весь свой нехитрый багаж. Эти геральдические элементы присутствовали и в кардинальском гербе Ратцингера, когда он был архиепископом Мюнхенским.

В нижней, самой почетной части щита, расположена раковина, имеющая тройственный религиозный смысл: как символ паломничества, эпизод из жития Святого Августина и повторение герба древнего баварского монастыря в городе Регенсбурге, с которым нынешний Папа духовно тесно связан.

Никакого лозунга или афоризма герб не содержит. Ватиканисты обратили внимание на то, что Бенедикт XVI первым из понтификов отказался от использования в гербе изображения папской тиары (тройной короны), которая была официально отменена и заменена на простую митру еще папой Павлом VI. Отмечается также сложный ассоциативный ряд изображений, присущий обычно аристократическим гербам. У Иоанна Павла II, простолюдина по происхождению, герб выглядел значительно лаконичнее, его главным элементом была большая латинская буква "М", от имени Девы Марии.

В 1869 году Гуно написал Папский марш, который с 1949 года стал официальным гимном Ватикана. В 1993 в присутствии Папы Римского Иоанна Павла II состоялось первое публичное исполнение нового официального гимна Ватикана с текстом, написанным на латыни итальянским священником Раффаэлло Лаванья. К 15-ой годовщине своего понтификата Иоанн Павел ІІ получил подарок: слова государственного гимна Ватикана. Причём произошло это ровно через 100 лет после смерти автора музыки французского композитора Шарля Гуно.

Понтификальный флаг Государства Града Ватикан состоит из равностороннего полотнища разделенного на две равные вертикальные части – желтую (у древка) и белую, в центре которой изображены два скрещенных ключа (золотой и серебряный), связанных красным шнуром и увенчанных тиарой. Древко оканчивается острием, украшенным лентами тех же цветов, что и флаг, и обшитыми золотой нитью.

В прошлом флаг Папского государства состоял из желтого и красного (а точнее, амарантово-красного) полей — двух традиционных цветов Вечного Града. Эти цвета появились в кокардах понтификальных войск уж в начале IX века. Когда в 1808 году Рим был оккупирован наполеоновской армией, ее командующий, генерал Секстус де Миолли, распорядился включить папские вооруженные силы в состав императорских. Отчасти чтобы подчеркнуть соединение, отчасти же — чтобы внести путаницу и неразбериху, Миолли не только позволил продолжать использовать желто-красные кокарды присоединенным папским частям, но и распространил их использование на всех военных, включая трансальпийских, вместо прежнего бело-красно-синего триколора. Пий VII, принципиально сопротивлявшийся планам Наполеона по подчинению Церковного Государства, 13 марта 1808 года повелел своей Дворянской гвардии и другим Понтификальным вооруженным силам, сохранившим ему верность, принять новую кокарду, состоящую из желтого и белого цветов (соответствующих золотому и серебряному ключам герба Святого Престола), для отличия их от остальных частей, включенных в состав французского войска. Исполнение распоряжения Понтифика повлекло за собой новые репрессии со стороны французских властей, были арестованы многие члены Дворянской гвардии, а генерал Миолли распорядился использовать новые знаки отличия, введенные Папой, также и перешедшим на его сторону папским солдатам.

Эта неразбериха прекратилась лишь 27 марта после распоряжения императора, которым тот предписал использовать в своих войсках трехцветные, итальянские или французские, кокарды. Когда Пий VII вернулся из французского плена в 1814 году, он, помня об этом эпизоде, повелел, чтобы все его солдаты носили на головных уборах желто-белые кокарды. Впоследствии эти цвета перешли также и на флаги Понтификального морского флота. Поднятый впервые торговым флотом, наиболее старый желто-белый понтификальный флаг относится к 1824 году. В 1831 году эти цвета были приняты также во флаге Понтификальной гражданской гвардии, однако тогда эти цвета располагались еще диагонально. Два вертикальных поля были введены Пием IX после его возвращения из изгнания в Гаэту. Он распорядился также поместить на флаг папский герб вместо трехцветной ленты (зелено-бело-красной), добавленной к флагу 18 марта 1848 года, во время триумфального распространения итальянского триколора. Современную форму понтификальный флаг принял лишь после заключения Латеранских соглашений между Святым Престолом и Италией 11 февраля 1929 года, в результате которых он стал рассматриваться в качестве флага иностранного государства и, как таковой, попадает под такую же защиту законом, как и другие флаги (ст. 299 итальянского уголовного кодекса).

Описание флага было приведено в Основном Законе Ватикана от 1929 года и повторено в Основном Законе от 2000 года, а его изображение дано в приложении А к этим Законам. В приложении флаг изображен квадратным, однако текстовой нормой обязательность такого соотношения сторон не закреплена. На практике в официальных ситуациях используется преимущественно равносторонний флаг, но в других случаях, в том числе и в самом Ватикане могут использоваться флаги с иным соотношением сторон, например, 2:3, или треугольные (на автомобиле Святого Отца).

Помимо Ватикана, в настоящее время квадратный государственный флаг имеет только Швейцария, тогда как у остальных современных государств флаг прямоугольной формы с различным соотношением сторон (за исключением Непала, флаг которого представляет собой два прямоугольных треугольника, расположенных один над другим).

По геральдическим правилам, желтый и белый цвета представляют серебро и золото, и не должны встречаться вместе. Ватиканский флаг, таким образом, представляет собой исключение, поскольку здесь эти цвета представляют также ключи св. Петра.

Морской флаг Церковного Государства, утвержденный в 1803 г. и официально принятый 7 июня 1815 г. В сер. XIX в. чаще использовался в упрощенной форме

Герб Ватикана

Герб Ватикана – на красном щите ключи, один золотой и один серебряный, скрещенные в форме Андреевского креста, с бородками, обращенными вверх и вовне. Ключи связаны шнуром, обычно красным или голубым, два конца которого спускаются с рукояток. Ключи увенчаны тиарой.

Скрещенные ключи, увенчанные тиарой являются также гербом Святого Престола и фоновым элементом для личного герба Папы (Бенедикт XVI впервые отказался от использования в собственном гербе тиары, заменив его епископской митрой). Символизм герба основан на Евангелии и представлен ключами, данными Апостолу Петру Христом.

Существует мнение, что взаимоположение золотого и серебряного ключей отличает герб Ватикана от герба Святого Престола. Однако документального подтверждения этому не существует; исторически встречаются различные положения, а изначально оба ключа были серебряными. На официальном сайте Святого Престола у гербов Ватикана и Святого Престола золотой ключ (его рукоятка) расположен с правой геральдической стороны, а серебряный – с левой (стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, для зрителя, находящегося лицом к щиту, правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона – справа).

Однако в личных гербах Пап, действительно, серебряный ключ последовательно изображается с правой геральдической стороны, а золотой – с левой.

Начиная с XIV века, два скрещенных ключа были официальным знаком Святого Престола. Золотой символизирует власть в Царстве Небесном, серебряный указывает на духовный авторитет папства на земле. Бородки направлены вверх, к небу, а рукоятки обращены вниз, другими словами – в руки Викария Христа. Шнур, которым соединяются обе рукоятки символизирует единство этих двух властей.

Печать Государства Града Ватикан

Печать Ватикана – круглой формы; центральное поле с перекрещенными ключами, увенчанными тиарой, разделено четырьмя концентрическими кругами, два по два, внешний из которых выполнен из элементов в форме жемчужин. Включает в себя надпись: STATO DELLA CITTÀ DEL VATICANO, начало и конец которой находятся внизу и разделены восьмиконечной звездой.

Ватикан – это, пусть маленькая, но всё же страна. Независимая, суверенная, пусть и связанная с Италией сложными договорами, из которых следует, что суверенитет Папской Державы проистекает из постоянного суверенитета Святого Престола как особой юридической единицы, при этом наличие независимой территории совершенно не обязательно, но у Святого Престола она всё-таки есть, целых 0,44 кв. км!

Но это так, юридическая лирика. Я хочу обратить ваш внимание на другие неотъемлемые атрибуты суверенного государства, а именно – на герб, гимн и флаг Ватикана.

Папский Флаг: от Крестовых Походов до Наполеона

Флаг Понтифика имеет свою богатую историю. С ним шли в бой за христианскую веру, эти стяги возглавляли Крестовые Походы и реяли над дворцами Папской Державы.

Первый достоверно известный папский флаг известен с 1195 года. Он представлял собой красное полотнище с белым крестом.

Около 1204 г. к этому стягу добавились Ключи Св. Петра от Земли и Неба. Это произошло при Папе Иннокентии III. В тот период эти флаги выдавались Папой только для христианских армий, которые отправлялись в поход. Позже, начиная с середины 17 века, папский флаг обретает новое предназначение. Вот такой флаг, с Иисусом на кресте, Петром и Павлом, использовался кораблями Папской державы. Как видим, красный цвет стяга все еще очень популярен.

В 1771 году появляется ещё один красный флаг, с крестом в камне и с медведем, который смотрит на крест, но про этот флаг очень мало известно. Позднее флагом Папы стал древний флаг города, Сената и народа Рима, желтый и красный. Так было до 1808 года, когда в Рим вошел Наполеон Бонапарт.

Флаг Папской Державы

С 1803 года Государство Понтифика использовало свой же «торговый флаг», взятый с кораблей и рыбацких лодок. Первый такой стяг прожил 22 года (1803-1825) и представлял из себя белое полотнище с папской тиарой и ключами Св. Петра в центре. Он стал официальным в 1815 году.

17 сентября 1825 года указом Кардинала-Камерленго флаг был изменен на знакомый нам, родной желто-белый.

Такой флаг уже можно было рассматривать как государственный. Собственно, на земле Папы он так и использовался. С 1831 года армия Папы также переняла желто-белый флаг, правда, сначала использовала его диагональную модификацию, но после 1849 года войско вернулось к вертикальному расположению цветов флага.

В 1849 году, когда Папа Пий IX, который известен самым долгим понтификатом (31 год), созывом 1-го Ватиканского Собора (1870 год), провозглашением Догмата о Непорочном Зачатии Девы Марии и о Непогрешимости Папы Римского, и тем, что написал «Силлабус» (книга о важнейших заблуждениях того времени) бежал от революции из Рима в Гаэту, в последние дни существования Папской Державы, была провозглашена Итальянская Республика.

Девиз Итальянской Республики: «Бог и Народ»

Эта самая Республика лишила Папу светской власти и государства. Начался период «Ватиканских Узников», законченный, как ни странно, только усилиями «Дуче» Бенито Муссолини.

2 июля 1849 года желто-белый флаг был восстановлен. 20 сентября 1870 года Папская Держава вошла в состав единой Италии, и желто-белое полотнище было официально выведено из употребления.

Флаг Ватикана: возрождение традиций

Во время подписания Латеранских Соглашений в 1929 году, которые «создали» современный Ватикан, стороны решили возродить желто-белое знамя в его формате от 1825 года. Не забыли и армейский флаг: первый стяг независимого государства был сделан на основе шаблона 1862 года, так было установлено в первой Конституции Ватикана.

Флаг Ватикана, побывавший на Луне с экипажем «Аполлона-11»

Символизм и цвета флага: злато, серебро, Евангелие от Матфея и пророк Исайя

Флаг каждой страны имеет свою символику, всё, что на нем изображено и его цвета имеет глубокий смысл. Ватикан в этом плане не исключение. Желтый и белый означают, по распространенному мнению, серебро и золото (в тон ключам на правой стороне флага). Но что это за ключи?

Два отрывка из Библии помогут нам в этом разобраться.

Мф 16:19: «Я дам тебе ключи от Царства Небесного. Всё, что ты завяжешь на земле, будет завязано и на небе. И всё, что ты на земле развяжешь, будет развязано и на небе». (Золото)

Ис 22:22: «Я возложу на его плечи ключи от дома Давидова. Как он откроет, никто не закроет; как он закроет, никто не откроет». (Серебро)

В Библии покорному слуге Элиакиму дали эти ключи, которые он теперь должен был носить на плече, закрывать и открывать ворота. Всё, что за воротами, принадлежало хозяину, но ключи был обязан хранить слуга. Золотой ключ, чтобы завязывать и развязывать в раю, серебряный – открывать и закрывать на земле.

Помните, как во время Sede Vacante Камерленго подходит к пустым апартаментам Папы и закрывает их на ключ? Открыть их имеет право только новый Понтифик. Всё, что за этими дверьми – Божье, но ключ обязан хранить Его Наместник на этой грешной земле.

Герб Ватикана

Официальный герб Святого Престола уходит своими корнями в 14-16 века. Впервые его можно было увидеть в окне Собора Св. Стефана в г. Бурж, в манускрипте, который датируется временем анти-Пап Климента VI и Бенедикта XIII, а так же на щитах, нарисованных на потолке церкви Сан-Симоне в Сполето (время Папы Николая V, ок. 1400 г.) и в витражах 15 века в соборах Йорка и Карпантра. В гербовых книгах герб Ватикана также упомянут, причем одновременно в немецких, итальянских и английских и в гербовой книге Мартина Шрота от 1581 года.

Ключи как символ Св. Петра, известны в иконографии с начала 5 века. Как символ Папы ключи появляются на гербах с начала 14-го века, а именно во Фруассарских Хрониках от 1353 года, где они описаны как «два скрещенных ключа из серебра». В то время были разные вариации: два золотых ключа, два серебряных, золотой и серебряный.

Современное расположение ключей тоже не сразу прижилось и было зафиксировано лишь при Папе Пие II (1458-1464).

Насчет времени появления на гербе папской тиары есть две версии. Фруассарские Хроники говорят, что она появилась в конце 14-го века. Клаудио Череза говорит, однако, что первое задокументированное появление на гербе тиары зафиксировано лишь во правление Папы Мартина V (1417-1431), т.е. в 15-ом веке.

Почему у тиары три уровня? Так Папы утверждали свою власть.

В былые времена тиара была «короной» Папы, но, начиная с Павла VI и его последователей, она превратилась в геральдический и церемониальный символ. Тем не менее, каждый её уровень имеет значение.

Первый уровень с короной был добавлен ок. 1130 г., чтобы показать власть Папы над своей Державой.

Второй уровень был добавлен во время соперничества Понтифика Бонифация VIII с королем Франции Филиппом Красивым в 1301 г., чтобы показать, что духовная сила и власть Папы выше любой гражданской власти. Таким образом была явлена на практике «теория двух мечей» в руках Папы: один меч – власть духовная, другой – власть светская, короли обязаны служить Папе под угрозой кары и отлучения, а вот сам Понтифик не подчиняется никому.

Третий и последний уровень к папской тиаре добавили в 1342 году, и сделал этот Папа Бенедикт XII, чтобы показать, что авторитет Папы в религиозных делах выше, чем монархов, которые сами по себе могут быть нерелигиозными, но пытаться решать проблемы Церкви на своей территории без согласования с Понтификом (например, сбор налога с Церкви, что случалось в определённые исторические периоды).

Герб Sede Vacante

В заключение темы «Герб Ватикана», нужно сказать пару слов о гербе времени «Пустого Престола» (Sede Vacante), когда у Ватикана нет Папы, и его обязанности выполняет Камерленго. В этом случае тиару заменяют на «зонтик» (на латыни Umbraculum). Первоначально, он использовался и в реальной жизни, чтобы создавать тень для Папы и как знак его власти над Католической Церковью. Обычно слуга с зонтиком шел следом за Понтификом. Часто этот предмет снабжался колокольчиками, которые оповещали о приближении Его Святейшества.

Как знак временной власти Камерленго, umbraculum используется, начиная с 1521 года (отчеканен на монетах).

Гимн Ватикана

Настало время небольшой музыкальной паузы в виде гимна этой крохотной страны. Официально он называется «Понтификальный Гимн и Марш» и состоит как бы из двух частей. Первая и официальная — на латинском языке, именно она исполняется, как Гимн Ватикана. Вторая — на итальянском.

Ныне существующий гимн – уже третий для Папы и его державы. Да, даже здесь мы никуда не денемся от истории…

Гимн №1: Noi vogliam Dio, Vergine Maria (нач. XIX века – 1857 г.)

Народная песня, марианский гимн, прославляющий Деву Марию, предположительно из Неаполя, стал первым гимном Папской Державы.

Гимн №2: Gran Marcia Trionfale (1857-1950 гг.)

Марш, написанный Викторином Халлмайером (1831-1872), австрийским композитором и дирижером военного оркестра, когда он служил в 47-ом линейном пехотном полку (Полк Графа Кински), расквартированном тогда в Ватикане.

Впервые исполнен 9 июня 1857 года, когда Папа входил в Болонью. Музыка так быстро набрала популярность, что ее использовали как гимн Папы во время его поездок во Флоренцию, города центральной Италии и даже во время возвращения в Рим 8 сентября того же года.

Триумфальный Марш также звучал на улицах Рима 11 февраля 1929 года, возвещая подписание Латеранских Соглашений, которые создали государство Ватикан.

Гимн №3: InnoeMarciaPontificale (с 1950 г. По сегодняшний день)

Мелодию современного ватиканского гимна создал композитор Шарль Гуно (1818-1893) еще 11 апреля 1869 года для празднования золотого юбилея с того дня, как правящий тогда Папа Пий IX стал священником. Как и Триумфальный Марш, эта музыка покорила всех с первого исполнения.

Смена гимнов произвел уже Папа Пий XII в Сочельник 1949 года, за день до открытия Святого Года 1950-го. Были сыграны оба гимна, старый и новый.

Если с музыкой гимна все было ясно еще в 19-ом веке, то вот слова к нему пришлось ждать до конца… века 20-го!

Латинские слова на аранжировку Альберико Виталини написал Раффаэлло Лаванья в 1993 году.

Итальянский текст появился практически одновременно со сменой гимнов, под новый их сочинил органист Базилики Св. Петра Антонио Аллегра (1905-1969).

Итак, мы познакомились со всеми основными символами Ватикана, углубились в историю их развития и происхождения, их символическое и практическое значение. Каждый символ в Ватикане дышит несколькими веками, а то и десятками веков. Меняются времена, Папы, технологии, но традиции Ватикана кажутся незыблемым бастионом, который стоит вопреки быстрому течению времени. Во флагах, гимнах, гербах и кольцах будто застыло время. Удивительно, как флаги могут рассказать историю страны, а в гербе и гимне закодированы фразы из Библии. И Папа — всё такой же старый, умудренный годами рыбак, ловец человеческих душ.

Анатолий Максимов

Читайте больше о Ватикане в блоге Анатолия Максимова