Елагин (Елагинский) дворец. Елагиноостровский дворец, Елагин остров, а кто такой этот Елагин? Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

На Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы. Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П. Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны. Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К. Росси создал на нем в 1818-1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма. Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны. При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.

Постепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.

Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г. на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом - «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII - начала XX в. (особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).

Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой. Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в., являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала. В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др. Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.

Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости. На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.

После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759-1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла. После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей. Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти - Николая I) в роли русских императоров. Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка - ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор». Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.

За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер. В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей. У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа - фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758-1839), более того, подружиться с ней.

Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776-1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем). Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла. Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей. После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка - новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы. Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности. Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).

Елагин остров по праву можно назвать петербургским оазисом: именно здесь можно отвлечься от городской суеты и расслабленно насладиться гармонией природы. Между тем, этот остров примечателен не только этим: у этого места по-настоящему удивительная история, в которой нашлось место не только фактам, но и легендам.

Факт № 1: Остров изначально назывался Мишиным

На старых финских и шведских картах остров назывался Мистула-саари, что означает «Медвежий остров». По одной из версий, такое ласковое имя он получил по аналогии с другими островами: Заячьим, Лосиным (сейчас Васильевским), Вороньим (сейчас Аптекарским), Кошачьим (сейчас Канонерским) и другими.

Существует легенда, что остров стал Мишиным с легкой руки русских солдат. Так, согласно преданию, в одну из майских ночей 1703-го года небольшой отряд преображенцев высадился на один из островов дельты Невы. Пробираясь по болотистому лесу, солдаты вдруг услышали треск. Заподозрив ловушку шведов, они остановились и взяли ружья на приклад. Внезапно из-за повалившегося дерева с ревом поднялась фигура большого серого медведя. «Фу, ты, пропасть, думали шведа увидеть, а на мишку напоролись, значит, остров этот не шведский, а Мишкин», – так прокомментировал неожиданную встречу один из солдат.

Факт № 2: На стрелке острова в XIX веке были популярны вечерние гуляния


Петербуржцам особенно по нраву пришлась западная оконечность Елагина острова – так называемая стрелка. Столь неожиданный выбор места для отдыха связан с именем одной из петербургских красавиц – графини Юлии Павловны Самойловой. В Петербурге её называли царицей салонов, у нее были отношения с известным художником Карлом Брюлловым, а сам Александр Сергеевич Пушкин писал о ней следующие восторженные строки: «Ей нет соперниц, нет подруг, красавиц наших бледный круг в её сиянье исчезает…».

Молодая графиня была хозяйкой родовой загородной усадьбы под Петербургом, недалеко от Царского Села – Графской Славянки – на приемы, которые она здесь устраивала, съезжался весь Петербург. По легенде, Николая I крайне раздражала популярность молодой красавицы, поэтому он пошел на хитрость: император предложил продать ему Графскую Славянку. Графиня Самойлова не смогла проигнорировать предложение государя, звучащее как приказ, однако, согласно преданию, она дала понять, что раскусила его замысел, попросив передать императору, что «ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и, где бы она ни была, будут продолжать ездить к ней».

На следующий день красавица в сопровождении наиболее приближенных поклонников приехала на безлюдную в то время стрелку Елагина острова и будто бы сказала: «вот сюда будут приезжать к графине Самойловой». И оказалась, по сути, права: спустя недолгое время стрелка стала любимым местом для вечерних гуляний петербургской знати.

Факт № 3: При Елагине остров обрел свое имя


До директора придворного театра И.П.Елагина остров принадлежал разным людям: дипломату П.П.Шафирову, генерал-прокурору П.Я. Ягужинскому, сенатору А.П Мельгунову. Известно, что после назначения последнего ярославским генерал-губернатором он продал имение князю Г.А. Потемкину за 9 тысяч рублей. Но именно Елагин по-настоящему преобразовал остров – был построен каменный дворец с оранжереями, беседками, павильонами и служебными помещениями, а сад, разбитый еще при Мельгунове, стал публичным. Сам же остров с тех пор стал называться Елагиным.

Вот как об этом времени вспоминал один из современников Ивана Перфильевича: «По гостеприимству знаменитого хозяина весёлого острова можно почесть оный публичным садом, поелику всем хорошо одетым людям не воспрещается гулять во всё летнее время. Кроме того, всех приезжающих на прогулку, даже в отсутствие хозяина, дворецкий принимал и угощал, смотря по времени, обедом или ужином».

Факт № 4: Елагин дворец – первое серьезное творение Карла Росси


После смерти И. П. Елагина в 1796-м году усадьба не раз меняла владельцев – наконец, к 1817 году её официальной хозяйкой стала мать императора Александра I Мария Федоровна. Уже в следующем году на острове начались работы по перестройке дворца – их руководителем был назначен придворный зодчий Карл Росси.

В результате от бывшего дома Елагина остались лишь только прочные внешние стены. Параллельно с дворцом Росси были созданы гранитная пристань, павильон с флагштоком, кухонный корпус, который с дворцом связывал специальный подземный ход для подачи блюд. Недалеко были расположены конюшни, также был разработан проект о создании парка в английском стиле. Таким образом, эта масштабная работа Карла Росси на Елагином острове стала его первым единым архитектурным ансамблем.

Факт № 5: Елагин дворец иногда называли «дворцом дверей»


Такое забавное прозвище дворец получил благодаря действительно огромному количеству в нем дверей – причем совершенно невозможно найти хотя бы две одинаковые. Кроме того, Карл Росси для симметрии создал несколько фальшивых дверей. К слову, это было не единственным, о чем позаботился знаменитый зодчий: вся мебель, включая даже самые малозначительные детали интерьера, была выполнена по его рисункам.

Факт № 6: ЦПКиО – любимое место отдыха ленинградцев


В 1932-м году на Елагином острове был открыт один из первых советских центров отдыха и развлечений трудящихся – Центральный парк культуры и отдыха, или коротко ЦПКиО. Он был украшен различной советской символикой: скульптурными изображениями спортивных девушек, доблестных юношей в армейской форме и пионеров с традиционными галстуками на шее – над их образами работали лучшие творческие силы Ленинграда. Новый парк так полюбился горожанам, что получил ласковое неформальное имя – «Цыпочка».

Острова Питера 1.

В самом сердце Старого Петербурга, рядом с домиком Петра Первого, отделяется от реки Невы северный рукав, Большая Невка. Большая потому, что дальше в своем пути к Финскому заливу она дробится о малые и большие острова и распадается на три Невки: Большую, Среднюю и Малую. Острова – самые романтичные места Петербурга, самые любимые, домашние парки. Иностранные туристы здесь бывают не так часто, как в центре, просто времени на все не хватает. Самый красивый из островов – Елагин.

История Елагина острова идет об руку с историей Петербурга и всей России. И начинается она в 1709 году, когда Петр, одаривая землями вернейших своих соратников, пожаловал остров, который тогда назывался Мистулансаари, или по-русски Мишкин остров, вице-канцлеру П.П.Шафирову. Мишин, Мишкин – потому, что на заросшем лесом островке жили медведи.

Местечко, по-видимому, было незавидное, потому что весь 18 век царский подарок переходил из рук в руки, продавался, покупался и перекупался. Пока в 1777 году не приобрел его у легендарного князя Григория Потемкина Иван Перфильевич Елагин.

Это был один из просвещеннейших людей своего времени, историк, поэт, масон, видный государственный деятель. И с этого времени остров, им приобретенный, получил его имя. И.П.Елагин превратил Мишкин остров в замечательный парк в английском стиле: с прудами, каналами, беседками, мостиками. Часть леса была вырублена и засажена деревьями, создающими неповторимые пейзажи Елагина острова. Некоторые из этих деревьев сохранились до сих пор – их очень берегут. На восточном конце острова был в 1786 году построен дворец. Предположительно автор проекта Джакомо Кваренги.

В 1793 году И.П.Елагин умирает, и остров опять переходит от одного наследника к другому. Только в 1817 году остров был выкуплен императорским Кабинетом в качестве резиденции императорской семьи. С 1818 по 1826 остров был полностью перестроен. Возведен новый дворец по проекту Карло Росси, построены новые служебные корпуса: Кухонный корпус, Конюшенный корпус, пристань, оранжереи, несколько летних павильонов.

В 1826 году Елагин остров был открыт для публичного доступа и стал любимейшим местом светских прогулок.

В советское время парк стал всенародным достоянием, Центральным Парком Культуры и Отдыха.

Долгое время Елагин дворец использовался различными научными учреждениями, и только после войны, отреставрированный, стал музейным комплексом.

В 1920 году западная часть острова – Стрелка – украсилась двухярусной гранитной набережной и двумя каменными львами с дачи Строгановых.

Но особенно любимы львы Елагинского дворца. Сколько поколений детей сидело на их теплых спинах!!!

С 60-х и 70-х годов, когда я в этом парке буквально росла, изменилось очень многое. Деревянные мостики сменились надежными чугунными. Появилось множество новых забав и развлечений. Даже свой собственный зоопарк. Даже обезьянки на одном из островов живут. Но главное осталось неизменным – лодочные станции на прудах, по которым можно путешествовать по острову из конца в конец. А зимой эти пруды становятся веселыми катками!

Один из островов современного Санкт-Петербурга часто менял свои названия по имени владельцев. Так в начале XVIII века Петр I подарил Мишин остров дипломату Шафирову, а тот продал его знаменитому генерал-прокурору Ягужинскому. В 1771 г. хозяином острова стал президент камер-коллегии Мельгунов, и остров стал Мельгуновым. Только после приобретения острова довольно заметным государственным и политическим деятелем екатерининской эпохи, меценатом и поэтом, масоном и философом И. П. Елагиным он и получил теперешнее название. Оно сохранилось, несмотря на неоднократную смену владельцев острова и красивейшего дворца, именуемого Елагиным или Елагиноостровским.

Омываемый Большой и Средней Невкой Елагин остров Александр I приобрел в 1817 г. более чем за 1/3 миллиона рублей у сына знаменитого графа Владимира Орлова, сделав Елагинский дворец в Санкт-Петербурге резиденцией вдовствующей императрицы-матери. Тут же начались работы по возведению практически нового дворца, так как будущий великий архитектор Карл Росси оставил от имеющегося только крепкие каменные стены.

Елагинский дворец: история

Споры о том, кто был строителем, возведшим в палладианском стиле виллу для Елагина, не прекращаются до сих пор. Архитектор Росси, а это была его первая самостоятельная работа, подошел к строительству ответственно, с выдумкой и масштабно. Он не только построил прекрасное здание дворца, которое вызывает восхищение и в наше время, но и привлек к созданию его интерьера, а также к ландшафтному дизайну острова великолепных специалистов. Обрамляя Елагинский дворец, словно лилию в хрустальной вазе, построили или реконструировали еще восемь сопутствующих зданий.

История Западной стрелки Елагина острова неразрывно связана с историей Елагиноостровского дворца. Для защиты острова от наводнений и распространения традиции «пуанте» - любования закатным солнцем на Западной стрелке Елагина острова - и организовали появление этой самой стрелки, соединив два отдельных мыса поднятым со дна реки грунтом. Да и введенная Росси мода на чугунных львов была поддержана, и это место украсили двумя львами с шарами.

Использование дворца в первой половине ХХ века

После смерти его владелицы Елагиноостровский дворец не очень жаловали вниманием царствующие особы, а в начале XX века его статус был понижен до «премьер-министерского». В нем поочередно пребывали С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.

После революции 1917 г. Елагинский дворец сначала использовался как Музей быта, который просуществовал 12 лет. По закрытии его коллекции частично были переданы другим музеям, а частично распроданы. Здание до начала Великой отечественной войны использовалось различными организациями, в том числе филиалом Института растениеводства.

Использование дворца во второй половине XX века

Елагин дворец после войны был в таком плачевном состоянии, что обсуждалась возможность постройки нового здания. Но победила позиция архитектора В. М. Савкова, и к 1960 г. дворец был отстроен и отреставрирован. К сожалению, в нем разместили не музей, а однодневную базу отдыха, и только в 1987 г. ему был придан соответствующий статус с переименованием в Елагиноостровский дворец - Музей дворцовой архитектуры и интерьера нового и новейшего времени.

Использование дворца в XXI веке

В 2010 г. в Оранжерейном корпусе музея открылось специальное отделение изделий из стекла.

С конца позапрошлого года Елагин дворец закрыт для посещения в связи с реставрацией, работы по проведению которой оцениваются в более чем три десятка миллионов рублей. Необходимо реконструировать инженерные системы, наладить противопожарную безопасность, привести в порядок интерьеры второго этажа и бывшую домовую церковь на третьем этаже.

Елагиноостровский дворец-музей в Санкт-Петербурге

Здание дворца расположено на невысоком холме, практически на берегу реки, к которой выходит восточный его фасад. Главный (западный) вход украшен 6-колонным центрального расположения портиком и двумя 4-колонными, симметрично расположенными от центрального. Восточный - центральной полуротондой с двумя портиками по бокам с числом колонн, аналогичным западному фасаду. По бокам лестницы западного фасада впервые в Санкт-Петербурге были расположены фигуры двух чугунных львов с шарами, а восточной - четыре огромные мраморные вазы.

Строительство дворца

Росси возвел трехэтажное здание с куполом на ступенчатом цоколе-террасе с ажурной решеткой, сделав его изумительным памятником российскому стилю ампир. Елагинский дворец виртуозно сочетает торжественный и строгий внешний вид, с роскошью и нестандартностью внутреннего убранства и интерьеров.

Росси положил начало традиции установки чугунных львов, которые впоследствии стали одним из символов Северной Пальмиры. Многим очень нравятся львы у Елагинского дворца. История создания их такова: отлиты они на местном литейном заводе и в июле 1822 г. и установлены на главной лестнице Елагина дворца. Львы очень похожи, но не идентичны.

Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

В дворцовый архитектурный ансамбль также входят четыре павильона (два построены ранее и переделаны Росси), Оранжерейный (построен ранее и переделан Росси) Кухонный, Конюшенный, Фрейлинский и Кавалерийский (построен позже) корпуса:

  • Павильон у гранитной пристани (павильон под флагом) - самое заметное строение на острове (кроме, естественно, дворца) из-за своего расположения на восточном мысе. Небольшая парковая беседка, переделанная Росси в Образующий террасу, спускающуюся к гранитной пристани, овальный портик декорирован, как и сам Елагинский дворец, ажурной решеткой. По прибытии на остров Александра I над павильоном взвивался его личный штандарт.
  • Музыкальный павильон - небольшой, одноэтажный, с местом для размещения музыкантов и двумя комнатами по бокам. По центру расположена полуротонда, с двух сторон открытая и огражденная колоннами.
  • Павильон для гауптвахты, расположенный на въезде на остров для его охраны, был небольшим одноэтажным строением (в настоящее время подлежит восстановлению, так как выгорел полностью) с двумя помещениями для размещения офицера и караула, а также портиком с шестью квадратными столбами для поддержки.
  • Павильон на острове. Елагин на одном из небольших внутренних островков в честь своего друга вице-канцлера Панина возвел беседку на четырех каменных столбах. Росси внес в нее элементы классицизма и сделал в едином для всех зданий цвете - светло-сером.
  • Кухонный корпус - полукруглое в плане двухэтажное здание с античными фигурами в нишах внешней стены и центральным входом с шестью колоннами и треугольным фронтоном. Окна выходят только во внутренний дворик здания. Внешне выглядит великолепно, и не скажешь, что это место для приготовления пищи.
  • Конюшенный корпус - редкий пример несоответствия видимой прекрасной оболочки и обычного содержания. Это двухэтажное, красивое, подковообразное здание с великолепно оформленными для парадного въезда пропилеями, соединяющими два одинаково строгого вида флигеля. В здании есть различного вида помещения для обслуживания лошадей и их наездников.
  • Оранжерейный корпус. Елагин построил небольшую оранжерею для выращивания экзотических цветов. Росси кардинальным образом ее переделал, сохранив только каменные стены, но дополнил постройку и сделал симметричной. Теперь это уже двухэтажное здание с двумя флигелями. Оно предназначалось не только для услады глаз выращиваемой экзотикой, но и для комфортного проживания наследника и великих князей. С юга фасад был остеклен, а с других сторон его украшали чугунные гермы - квадратные столбы с головами античных богов на вершинах.
  • Кавалерийский корпус - построен в 30-е годы XIX века как жилье для смотрителя дворца и руководителя прислуги - гоффурьера. Двухэтажный дом, где первый этаж каменный, а второй - деревянный.
  • Фрейлинский корпус - это единственное строение Росси возвел для размещения обслуги одноэтажным, деревянным и П-образным по форме. Вскоре корпус был затоплен и неоднократно перестраивался, став каменным и двухэтажным. Строение использовалось для размещения восьми фрейлин с обслугой. Традиции Росси старались соблюдать. Так, на боковых частях было по три окна, сохранено анфиладное расположение комнат, имеется галерея с шестью каменными столбами, и так далее.

Внутреннее убранство Елагиноостровского дворца

Елагин дворец в Санкт-Петербурге имеет еще одно название - «Дворец дверей». И это не случайно. При наличии достаточно большого числа дверей, а их более двух десятков, учитывая анфиладность расположения залов, ни одна не повторяет другую. Над оформлением дверей из ценных пород деревьев архитектор работал лично и, чтобы обеспечить так любимую им симметрию, предусмотрел их имитацию.

Весь антураж дворца оригинально и роскошно украшен скульптурой, отделан искусственным мрамором (стюком). Рисунки и картинки на нем и составляют неповторимые интерьеры Елагинского дворца Петербурга.

Первый этаж дворца

При входе во дворец в прихожей (парадный вестибюль - передняя) имеются четыре ниши, где стоит соответствующее число канделябров в виде фигур весталок, оберегающих семейное благополучие.

Общепризнано, что самое зрелищное помещение во дворце на первом этаже - Овальный зал с удерживающими купол колоннами в виде женских фигур. За ним анфиладой следуют комнаты различного назначения, стены которых отделаны квасцованным гипсом. Фарфоровый кабинет так назван из-за отделки его стен очень похожим внешне на фарфор белоснежным стюком. Стены других помещений покрыты росписью различных картинок, в том числе из мифологии греков и римлян.

В ряде комнат и залов Росси предусмотрел наличие особых, похожих на картины штор, а цвет мрамора всегда следовал общему тону отделки каждой комнаты. Так же обстояло дело с лепниной и скульптурами.

Второй и третий этажи дворца

На втором этаже дворца расположен кабинет императора с дверью, отделанной бронзой, и комнаты для дам, а на третьем - домовая церковь.

Правда, имитация подлинных замыслов Росси и архитектурное наследие интерьеров Елагинского дворца не сохранились на втором (кроме кабинета Александра I) и цокольном этажах, а также в прихожей.

Как добраться?

Не нужно выспрашивать у прохожих, как добраться до Елагинского дворца. Его расположение узнать несложно. От метро «Крестовский остров» необходимо прогуляться пешком до второго Елагинского моста. Далее - пройти правее уже по самому Елагину острову.

Это место неоднократно снимали в кино. В полуразрушенном состоянии в 1945 г. несколько эпизодов из «Небесного тихохода» снято на его фоне, а в отреставрированном виде в сериалах «Мастер и Маргарита» (2012 г., больница, где находился Мастер) и «Курт Сеит и Александра» (2014 г., родной дом друга Курта Петра). Елагин дворец как бы находится в другом измерении, очень трудно описать ощущения, возникающие при его виде. Комплекс очень органично вписан в ландшафт острова.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет Елагинский дворец. Как видите, это довольно известное строение в Санкт-Петербурге. Это место стоит посетить каждому, кто хочет узнать больше об истории России.

Елагин остров

К западу от Каменного острова расположен один из самых известных островов Петербурга - Елагин остров. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе и означает «Медвежий остров». Возможно, так его называли финские охотники, по аналогии с названиями других островов дельты Невы: Заячий, Лосиный (ныне васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), вороний (ныне Аптекарский) и так далее. Однако есть легенда, которая утверждает, что этимология названия острова имеет русское происхождение.

Вот как она звучит в пересказе Столпянского: «в одну из светлых майских ночей 1703 года маленький отряд преображенцев делал рекогносцировку на островах дельты Невы. Осторожно шли русские солдаты по небольшому крайнему ко взморью островку, пробираясь с трудом в болотистом лесу. Вдруг послышался какой-то треск. Солдаты остановились, взяли ружья на приклад и стали всматриваться в едва зеленеющие кусты, стараясь разглядеть, где же притаились шведы. И вдруг из-за большого повалившегося дерева, из кучи бурелома с ревом поднялась фигура большого серого медведя. «„Фу, ты, пропасть, - вырвалось у одного из русских, - думали шведа увидеть, а на мишку напоролись, значит, остров этот не шведский, а Мишкин“».

В начале XVIII века Петр I пожаловал остров канцлеру П.П. Шафирову. В середине этого века остров принадлежал А.П. Мельгунову. И тот, и другой отмечены в истории петербургской топонимики. Остров некоторое время назывался сначала Шафировым, а затем - Мельгуновым. Короткое время бытовало и название: Лисий нос, по сходству оконечности острова с мордой рыжего обитателя островных зарослей.

Свое современное название остров официально получил в 1790 году по имени одного из владельцев - обер-гофмейстера императорского двора ивана Перфильевича Елагина. Сначала его называли Елагинским, но через два года - Елагиным. О том времени сохранилась память в фольклоре. Два старинных дуба у Елагина дворца до сих пор в народе называют по-старому: «Елагинские».

Если верить городскому фольклору, с Елагиным островом связана одна из самых загадочных страниц отечественной истории - история русского масонства. Согласно питерским преданиям, первая масонская ложа была основана царем в Кронштадте, после его возвращения из заграничного путешествия 1717 года, хотя, надо признаться, первые документальные свидетельства о масонских ложах в россии относятся к 1731 году. Но в фольклоре считается, что именно Петр вывез тогда из Европы масонский статут. Может быть, поэтому у русских масонов в XVIII веке Петр I пользовался особенным уважением. На своих собраниях они даже распевали «Песнь Петру великому», сочиненную Державиным.

Между тем отношение власти к масонству в россии было неоднозначным. Его то разрешали, то запрещали. Не жаловали масонов и в простонародной среде. Молва утверждала, что на их собраниях творится что-то нечистое, тем более что масоны в России ассоциировались исключительно с французами, а Франция в глазах обывателей слыла источником всех смертных грехов человечества. Даже доморощенных, собственных масонов иначе как франкмасонами, то есть французскими масонами не называли. А производное от франкмасона - «фармазон» очень скоро превратилось в откровенное ругательство. Правда, это связано еще и с тем, что доступ в масонские ложи строго ограничивался и оговаривался многочисленными условиями, среди которых не на последнем месте были древность рода, высокое общественное положение и богатство.

Среди петербургских масонов встречаются имена видных общественных и государственных деятелей, крупных военных чиновников и даже членов царской фамилии. Известно, что император Александр I чуть ли не в течение десяти лет состоял членом одной из масонских лож. По преданию, император Павел I еще в бытность свою наследником престола был «келейно принят в масоны» сенатором И.П. Елагиным. Елагин считался одним из виднейших деятелей русского масонства. О нем говорили самые невероятные вещи. Даже после своей смерти Елагин оставался в центре внимания городского фольклора. Так, легенды утверждают, что при вскрытии его склепа в Александро-Невской лавре могила сенатора оказалась пустой.

С Иваном Перфильевичем Елагиным связано имя еще одного всемирно известного масона - Джузеппе Калиостро. Эта личность заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Калиостро - далеко не единственное имя прославленного авантюриста XVIII века. В Европе сын бедных родителей Джузеппе Бальзамо известен под именами Тискио, Мелина, Бельмонте, Пеллегрини и некоторым другим. И хотя официальная церковь характеризовала его как мошенника, шарлатана и развратника, его популярность в Европе вознеслась невероятно высоко. Его бюсты украшали многие аристократические салоны, а его изображения в то время можно было увидеть на дамских веерах, табакерках, носовых платках, кофейных чашках и даже на перстнях. Однако, несмотря на такой явный общественный интерес, французский король изгнал его из Франции, Калиостро уехал в Лондон, откуда предсказал штурм Бастилии и гибель французской королевской семьи на гильотине.

Граф Д. Калиостро

Жизнь «великого мага», как называли его современники, овеяна самыми невероятными легендами. По одним из них, он жил еще во время всемирного потопа и спасся от гибели исключительно благодаря библейскому Ною, который взял его на свой ковчег. По другим, Калиостро был лично знаком с ветхозаветным Моисеем и античным Александром Македонским, беседовал с Иисусом Христом и даже присутствовал на Голгофе при его казни. Но сам он скромно утверждал, что родился от великого магистра Мальтийского ордена и трапезундской княгини.

В Россию Калиостро приехал в 1780 году, будто бы по совету другого знаменитого французского авантюриста графа Сен-Жермена. Здесь он скромно представился «гишпанским полковником», врачом, графом Фениксом. В высшем петербургском свете Калиостро появился в черном одеянии, расшитом золотыми иероглифами и в уборе древнеегипетского жреца.

Известно, что в то время, как Екатерина II была к нему исключительно холодна, ему покровительствовал ее фаворит всесильный князь Григорий Потемкин. Калиостро удалось снискать уважение и многих других петербургских сановников. Если верить легендам, Калиостро стал своим человеком у графа Строганова, во дворце которого занимался поисками философского камня. Затем долго жил в доме И.П. Елагина на Елагином острове. Там будто бы по его совету глубоко под павильоном Пристань устроили секретный зал, куда из Елагинского дворца вел подземный ход. Зал якобы предназначался для тайных масонских собраний. Говорят, прогуливаясь однажды вблизи этого павильона, Калиостро предсказал гибель Российской империи, «увидев однажды в Неве ее обреченный лик».

Общественная карьера Калиостро в России закончилась неожиданно. Однажды он взялся вылечить безнадежно больного ребенка, а когда тот, не выдержав методов лечения шарлатана, умер, долго скрывал его смерть от родителей, продолжая «опыты» по оживлению уже умершего мальчика. Екатерина II воспользовалась этим чудовищным случаем и приказала немедленно выслать Калиостро за пределы страны. Правда, согласно некоторым легендам, это произошло по другому поводу. Будто бы Екатерине стало известно о любовной связи супруги Калиостро «хорошенькой Лоренцо» с князем Григорием Потемкиным. Так или иначе, Калиостро вместе с женой погрузили в кибитку и тайно вывезли в Митаву. А в Петербурге распространились слухи, будто бы Калиостро проехал одновременно через все «пятнадцать» столичных застав, всюду оставив свою личную роспись.

Но и на этом приключения Калиостро в России не закончились. Многие мистики утверждают, что на рубеже XIX и XX веков Калиостро вновь появился в Петербурге под именем мага Сегира. Не обошли вниманием этого «мага и волшебника» и современные легенды. Они утверждают, что в зеркалах Елагина дворца и сегодня время от времени появляется тень графа Калиостро с масонскими символами в руках - молотком и треугольником каменщика. Если кому-то удается встретиться с ним глазами, то в зеркале можно увидеть, как Калиостро поднимает руки вверх, к небу, на миг застывает в этой загадочной позе, затем поворачивается и медленно исчезает.

Восточный фасад Елагинского дворца

Елагинский дворец - одно из самых прекрасных парковых сооружений архитектора Карла Росси строился по распоряжению императора Александра I в 1818–1822 годах для императрицы-матери Марии Федоровны. Это был первый опыт ансамблевого строительства в Петербурге, предпринятый тогда еще молодым архитектором. По окончании строительства в знак признания заслуг зодчего Академия художеств избирает его «вольным общником», а царь назначает ему дополнительный оклад.

Отмечен талант архитектора и в городском фольклоре. По Петербургу ходили восторженные стихи, приписанные молвой своему любимцу - искрометному поэту Пушкину:

Какая кисть, какой резец

Изобразит Елагинский дворец!

С окончанием строительства Елагинского дворца, на острове по проекту архитектора Росси и садовника Д. Буша разбивается обширный пейзажный парк с искусственными прудами и каналами, живописными островками, мостами и прогулочными аллеями.

Особенной популярностью у петербуржцев пользовалась западная оконечность Елагина острова, так называемая стрелка. История этой популярности восходит к середине XVIII века и связана с именем известной петербургской красавицы графини Юлии Павловны Самойловой.

В большом свете Петербурга Самойлову звали царицей салонов. Ей поклонялись и называли «Петербургская религия». Молодая красавица, обладательница незаурядного ума и значительного состояния была хозяйкой родовой загородной усадьбы под Петербургом, вблизи Царского Села, - Графской Славянки. Здесь до сих пор бытует легенда о романтическом подземном ходе, который вел из усадебного дома в местную церковь.

Главный фасад Елагинского дворца

С 1826 по 1839 год она жила в Италии. В ее роскошном загородном доме под Миланом собирались известные музыканты, художники, литераторы. Среди них: Ференц Лист, Джоакино Россини, Орест Кипренский, Александр Тургенев. Самойлова была многолетней музой художника Карла Брюллова. Достаточно сказать, что только на одном своем знаменитом полотне «Последний день Помпеи» он трижды запечатлел облик Юлии Павловны. Ее отличали любовь к искусству, демократический образ мышления и независимость в отношениях с сильными мира сего - качества, сложившиеся вдали от «всевидящего ока и всеслышащих ушей» и одинаково ценимые во все времена как в Италии, так и в России.

Графиня Ю.П. Самойлова

В мрачную последекабристскую пору николаевской реакции петербуржцы особенно дорожили примерами гордого достоинства и независимости. Свидетельства о них бережно сохранялись. Передаваемые из уст в уста, они становились прекрасными легендами, украшавшими историю города. Одна из таких легенд, героиней которой стала Юлия Павловна Самойлова, рассказывает о зарождении в Петербурге традиции вечерних гуляний на Стрелке Елагина острова.

На приемы, которые Самойлова во время своих приездов в Россию устраивала в Графской Славянке, съезжался буквально весь Петербург. В такие дни заметно пустело Царское Село, что, естественно, раздражало Николая I. Император решился пойти на хитрость. Он предложил Самойловой продать ему Графскую Славянку. Предложение царя выглядело приказанием, и Самойловой пришлось согласиться. Но при этом она дала понять Николаю, что до нее дошел смысл иезуитской хитрости царского предложения. Как передает легенда, она просила передать императору, «что ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и, где бы она ни была, будут продолжать ездить к ней».

Въезд в парк на Елагином острове. Открытка начала XX века

На следующий день, к вечеру, в сопровождении узкого круга поклонников Юлия Павловна поехала на стрелку безлюдного в то время Елагина острова. «вот сюда будут приезжать к графине Самойловой», - будто бы сказала она. И действительно, с тех пор на проводы заходящего солнца, на пустынную в прошлом западную оконечность Елагина острова стало съезжаться все больше и больше петербуржцев, пока эта стрелка не превратилась в одно из самых любимых мест вечерних гуляний столичной знати.

В XIX веке стрелку Елагина острова питерские умники прозвали «Пуант» - то ли по схожести оконечности стрелки с носочком балетной туфельки, то ли в воспоминание о нетерпеливом желании стать на цыпочки, вытянуться и замереть в ожидании момента полного захода солнца за горизонт Финского залива.

Так, во второй половине XIX века Елагин остров стал местом многолюдных великосветских гуляний петербургской знати.

Между тем дорога на остров шла мимо тянувшихся вдоль всего побережья Невской губы беднейших рабочих слободок пивоваренных и бумагопрядильных фабрик, мимо корпусов ситцевых и деревообделочных предприятий, мастерских судостроительных и металлообрабатывающих заводов. В этом смысле весь путь на Елагин остров являл собой резкий контраст между аристократической роскошью царственного Петербурга и беспросветной нищетой его окраин. Это породило известную формулу бедности, вошедшую пословицей в золотой фонд петербургской фразеологии: «Вошь да крыса до Елагина мыса».

Стрелка Елагина острова. Открытка начала ХХ века

В 1932 году на Елагином острове открыли один из первых советских центров воскресного отдыха и развлечений трудящихся - Центральный парк культуры и отдыха, или на языке аббревиатур - ЦПКиО. Парк украсили новой советской символикой. На высокие постаменты установили бронзовые и гипсовые изображения спортивных девушек с веслами и ракетками, мужественных юношей в армейской форме, пионеров с галстуками на шее. К работе по изготовлению скульптур привлекли лучшие творческие силы Ленинграда. Так, скульптору Елене Янсон-Манизер заказали скульптуру балерины. Едва бронзовая танцовщица появилась на одной из парковых аллей, как в городе родилась легенда о том, что при работе над статуей скульптору позировала ее подруга, выпускница Ленинградского хореографического училища Галина Уланова. В народе парковая скульптура получила прозвище «Танцовщица».

К 1980 году скульптура балерины пришла в катастрофическое состояние. Достаточно сказать, что к тому времени у нее не было руки и ноги. Танцовщицу демонтировали и убрали в один из подвалов Елагина дворца. Но едва наступили новые времена, как о скульптуре вспомнили. В 2004 году во дворе Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, как теперь называется старинное Хореографическое училище, установили памятник выдающейся балерине Галине Сергеевне Улановой, которую театральные критики давно уже окрестили «великой немой». Времена были тяжелые, финансов на изготовление новых монументов недоставало, и инициаторы увековечения памяти великой балерины вспомнили о той самой парковой скульптуре. Ее решили отреставрировать и использовать в качестве памятника. Так обобщенный скульптурный образ танцующей девушки, переполненной радостью от счастливой жизни, столь любимый советскими ваятелями 1930-х годов, превратился в памятник конкретному человеку.

Между тем ЦПКиО стал одним из любимейших мест отдыха горожан. Среди населения его ласково называли «Цыпочка». И что здесь сыграло решающую роль при выборе фольклорного топонима - звуковые ассоциации, легко улавливаемые в знаменитой аббревиатуре, или генетическая память о давней ассоциативной связи Елагина мыса с балетными туфельками - «Пуантами», сказать трудно. Скорее всего, и то, и другое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

2. Остров Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона.

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

2. Остров Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона.

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Елагин остров 1703… Это один из самых известных островов Петербурга. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе означает Медвежий остров. Возможно, так его

автора Антонов Борис Иванович

3-й Елагин мост Мост соединяет Елагин остров со Старой Деревней. Длина моста 95,5 м, ширина - 11,44 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь обозначен плашкоутный мост.В соответствии с архивными данными 1851 г. здесь уже существовал деревянный, балочно-подкосный мост, имевший девять

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

1-й Елагин мост Мост соединяет Елагин остров с Каменным островом. Длина моста 107,9 м, ширина - 11,53 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост.Первый деревянный мост на этом месте построен в 1831 г. по проекту инженера А. И. Мальте. На проекте его перестройки,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

2-й Елагин мост Мост соединяет Елагин и Крестовский острова в створе Белосельского проспекта. Длина моста 141,9 м, ширина - 14,5 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост.В 1852 г. построен одиннадцатипролетный деревянный балочный мост с центральным разводным

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

И.П. Елагин. «Закулисная дипломатия Фридриха П, осуществляемая через Панина, – пишет О. Платонов, – вызвала резкое обострение русско-турецких отношений, вылившееся в 1768 году в войну. В этой войне Россия осталась без союзников. Этим воспользовался Фридрих II, чтобы привести

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 2. Елагин и его дворец Ах, где найдешь веселье беззаботней, Чем на Елагином зеленом острову? Я. Княжнин В самом центре Петербурга, в сквере напротив Александринского театра высится величественный памятник Екатерине II. «Северная Семирамида» снисходительно взирает

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Остров Янтарный, остров Туле, Оловянные острова… Изделия из янтаря высоко ценились в древних странах Средиземноморья. Ведь привозился он издалека, с берегов далеких северных стран, лежащих где-то на краю земли. Сейчас мы знаем, что на самом деле страны эти были не такими

Из книги Как Париж стал Парижем. История создания самого притягательного города в мире автора Дежан Джоан

Глава 3. «Сказочный остров»: остров Сен-Луи В 1630-х годах квартал Маре подарил парижанам новый опыт: проживание в дорогом престижном районе, своего рода анклаве, закрытом для посторонних. Из квартала Маре было легко добраться до всего нужного и интересного в городе, а еще он