Что такое поднебесная в китае. Почему Китай – Поднебесная страна? Почему сейчас Китай чаще называют China

Все мы как-то привыкли, что вторым именем нашего восточного соседа является красивое и таинственное определение «Поднебесная ». Некоторые думают, что оно как-то связано с Тибетом и высокими горными плато. Однако это не так - понятие «Поднебесная» содержит более глубокий и философский смысл, однажды определивший мировоззрение китайского народа на тысячелетия вперед. Давайте проследим историю этого названия с самых первых времён возникновения китайской государственности и ненадолго окунёмся в события тех лет, чтобы понять, как зародилась Поднебесная империя .

Около пяти тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ древние племена, предки нынешних хань (государствообразующей национальности Китая) занимались земледелием и пасли свиней. Позднее, в бронзовом веке, эти народы, значительно укрепившись в ремеслах, основали своё первое государство - Шан . Что и говорить, благодаря трудолюбию, изобретательности, а так же, заимствованию с ближнего востока некоторых интересностей (таких как, боевые колесницы, злаки, коровы и овцы) шанское государство превосходило всех своих соседей в ремеслах и военной мощи. Шанские луки, говорят, были даже лучше, чем знаменитые английские.

Однако народ Шан верил не только в силу оружия и натруженных рук - в государстве был развит культ поклонения предкам - часто с кровавыми жертвоприношениями и сжиганием драгоценностей на ритуальных кострах. Предки, по поверьям, после смерти (если они были добродетельными) уходили на небеса, сливаясь с ними. А в ответ на подношения они просто обязаны были с небес помочь людям во всех житейских делах. Так как царство процветало, народ верил, а скорее, убеждался в помощи предков и усердствовал в своих ритуалах.

Окружающим народам оставалось только дивиться богатству и культуре Шан. Хотя многие «варвары» перенимали полезные особенности уклада государства, но больше всего этим отличился народ, находящийся западнее - Чжоу . Чжоуцы не только высматривали что получше - они хотели целиком и полностью влиться в культуру Шан, совершенствуя свои ремесла, армию и, конечно же, вводя шанский культ поклонения предкам.

Первый правитель Чжоу - Цзи Ли, был добрым другом государства Шан, и даже получил от шанского вана (короля) звание «Правитель Запада». Однако сын Цзи Ли - Вэнь-ван не только перенимал всё лучшее от Шан - он так же готовился к войне, сколачивая коалицию из соседних народов. Однако войну эту начать после его смерти пришлось уже сыну - У-вану. В то время, как шанский правитель, забросив государственные дела предавался пьянству и разврату, армия коалиции наращивала свою мощь и, однажды, переправившись через Хуанхэ, разбила армию шанского вана. Шанский ван с горя сжёг себя в своём дворце, а его наложницы повесились в саду.

У-ван вошел в столицу и обнаружил лишь сына шанского правителя. Он пожалел мальчика и даже сделал его правителем всей территории Шан, оставив, однако, двух своих братьев присматривать, а сам вернулся в Чжоу. И там же скоропостижно скончался, предварительно назначив царем своего малолетнего сына. Стать регентом, а, следовательно, и управлять, был призван брат У-вана - Чжоу-гун . Он-то и станет ключевой фигурой в нашем повествовании.

Дело в том, что народ государства Шан взбунтовался сразу же после смерти У-вана, и Чжоу-гуну пришлось вести долгую борьбу за Шан снова. Победив, он вернул доверие народа и, из милости к побеждённым, просто расселил всех по территории нового государства Чжоу.

Мудрый Чжоу-гун сохранил культ почитания предков, при этом выдвинув новую судьбоносную идею - концепцию Мандата Неба . Она заключалась в том, что именно небо (слившиеся духи предков) приводит к власти наиболее достойного, давая такое же право и его потомкам до той поры, пока они не растратят свою добродетель и благодать, увлекшись развратом и злыми делами (как последний правитель Шан). При таком исходе Небо свой Мандат забирает и передаёт его самому достойному и благодетельному человеку, делая его новым правителем царства. Так как Небо одно на весь мир, оно наделяет Мандатом лишь одного правителя единого вселенского государства - Поднебесной. Вселенское государство - это не господин над всеми остальными, а духовный центр, сосредоточение всех путей и смыслов. Именно благодаря Чжоу-гуну Китай становится Поднебесной - страной, где правитель - сын и ставленник Неба, а добродетель - его единственная опора.

Когда у нас появляется время на размышления, мы начинаем искать ответы на, казалось бы, простые вопросы. Вот, к примеру, почему Китай назвали "Китаем", а не как-нибудь иначе? В этом густонаселённом государстве проживает пятая часть всей нашей планеты. На счет того, почему именно так названа эта страна, есть несколько весьма интересных теорий, каждая из которых вполне может оказаться правдивой.

Историческая теория

Ранее современный Китай разделялся на две части: северную и южную. В северной его части находилось государство, основанное племенами Китами, и называлось оно "Ляо". Южная часть в то время принадлежала монголам. Откуда взялись коренные племена Ляо, доподлинно неизвестно и по сей день. Если верить отдельным источникам, то своим происхождением они тоже обязаны монголам. Но есть и другая информация, что они произошли от тунгусо-маньчжурских племен. В дальнейшем жители рядом расположенных государств так и стали называть северные территории - "Китай".

В принципе, эта теория может стать ответом на вопрос о том, почему Китай назвали "Китаем". Но каким образом это название попало к нам в славянскую речь? Ведь название этой страны на разных наречиях звучало совершено по-разному: Кэтай, Хэтай, Хитан и Китай.

Этимологическая теория

В английском языке название "Китай" появилось в двенадцатом веке и писалось оно так: "Cathay" (сейчас оно пишется по-другому - "China"). Есть интересное суждение, что стали называть после того, как возникла династия Цинь. А в русский словарь это слово попало в пятнадцатом веке в той форме, что и сейчас.

Но стоит напомнить, что "Китаем" называли только малую часть его территории, да и название дошло до нас уже после того, как рухнула. В действительности даже не все китайцы знают, почему Китай назвали "Китаем". Значит, можно уверенно сказать, что в этом слове нет никакого конкретного смысла, такое иногда встречается в истории названий и имен.

Почему Китай называют "Поднебесной"

Страна с самым большим населением в мире на самом деле имеет несколько названий. Сами китайцы свою страну "Поднебесной" называют, а граждане других стран называют ее "Китай" или "China".

Если рассмотреть само слово «Поднебесная», то на китайском языке оно состоит из двух иероглифов - "Тянь" и "Ся". Первый в переводе означает "день", "небо", а второй переводится как "подножье", "низ". Вот и выходит что-то похожее на "Поднебесная".

Китайцы с давних пор поклоняются небу и свято верят, что только их стране оно покровительствует. А остальные люди неба не имеют.

Есть у Китая и иное название - "Чжун Го" - "путь земли". Такая философия вполне объяснима, ведь в Китай особо никто не вторгался, не стремился его завоевать. Поэтому понятно, почему китайцы считают свою страну серединой мира.

И вот, пока мы размышляем, почему Китай назвали "Китаем", жители этой страны стремительно развиваются и занимают ниши на международных торговых рынках. Так может, они и на самом деле являются главными жителями Земли, несмотря на то, что цивилизация добралась и до них, заразив их опиумом и коммунистическим строем?

04 апреля 2013 «Отдых в Поднебесной», «товары из Поднебесной», «власти Поднебесной» - употребление таких словосочетаний вместо официального названия Китайская Народная Республика или Китай в русскоязычных СМИ и Рунете встречается повсеместно.

Что значит слово «Поднебесная» в данном контексте – загадка, которую мы попытаемся здесь разгадать.

Начать следует с особенностей восприятия китайцами внешнего мира и понимания ими своей роли и своего места в этом мире. Восприятия существенно отличается от европейского.

Небо, по китайским верованиям, высшая божественная сила и источник всей жизни на Земле. Китайский император почитался как Сын Неба и исполнитель его воли. Резиденция, или двор императора, по китайским представлениям – центр всей Земли, и власть императора распространяется на всё, что находится под Небом.

Классическая китайская философия под термином «Поднебесная империя» подразумевает цивилизацию вообще, миропорядок, устанавливаемый и поддерживаемый властью императора. При этом «Поднебесной империей» считали как территорию, контролируемую династией, так и земли некитайские, заселенные «варварами».

Упрощенно это следует понимать так: все, что под небом – «Поднебесная империя», подвластная китайскому императору. И переводится слово «Поднебесная» (тянься) с китайского языка именно так: тянь (небо) и ся (внизу).

Всем прибывающим в Пекин туристам обязательно предложат экскурсию в Храм Неба – главное в китайской столице культовое сооружение. Храм поражает красотой и богатством архитектуры, он создан в XV веке и очень почитаем современными китайцами, хотя официальная идеология в стране – коммунистическая и атеистическая. По-видимому, для китайцев очень важно ощущать себя под покровительством Неба даже в условиях рыночной экономики…

Что касается употребления слова «Поднебесная» в качестве синонима слова «Китай», то единственная страна, где его используют в таком значении, это Россия. Почему – точного ответа на этот вопрос не существует. Можно лишь предположить, что это – поэтическая вольность отечественных журналистов.

В подтверждение можно привести примеры с другими странами; Англия – «Туманный Альбион», Япония - «Страна Восходящего Солнца», Финляндия – «Страна Суоми», Австрия – «Альпийская республика».

Перефразируя известное выражение – красиво писать не запретишь!

Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопрос, почему Китай называют Поднебесная ? Сразу бы хотелось отметить, сами китайцы называют свою страну термином, один из вольных переводов которого означает срединная земля 中國 (Zhōngguó). Тогда как термин Поднебесная широко распространен в России и некоторых других странах. Для того, чтобы понять как образовался данный термин и почему Китай стали называть Поднебесная, мы должны углубиться в историю страны.

Ответ в истории Китая

Более 2000 лет назад императором Китая был седьмой император империи Западная Хань - У-ди (漢武帝). Считается, что правление У-ди было одно из самых продуктивных в истории Китая. Территория государства в те времена была значительно расширена, а также официальный статус приобрело конфуцианство. Главным и самым приближенным советником У-ди был философ Дун Чжуншу (董仲舒). Именно при его непосредственном содействии император отказался от других идеологий и главной доктриной Ханьского царства стало конфуцианство .

В своих работах Дун Чжуншу описывает императора Поднебесной, как посредника между небом и человеком. Для Дун Чжуншу император являлся посланником неба на земле и небо должно было, по его мнению, направлять императора на верный путь. Если правитель Поднебесной допускал ошибки в правлении, небо указывало ему на это, учиняя наводнения, землетрясения и другие катаклизмы. Соответственно, советники, во главе с Дун Чжуншу, должны были правильно интерпретировать послания неба и объяснять императору, как следует поступить в той или иной ситуации.

Деятельность Дун Чжуншу и смысл китайской философии

Также в заслугу Дун Чжуншу следует поставить желание создать единое целое между идеями конфуцианства и с диалектикой инь ян , которое уходило своими корнями в более глубокое прошлое. Главная идея заключалась в том, что император, как посланник неба на земле, должен добиться гармонии между положительным мужским и отрицательным женским началами. Между ян и инь, соответственно.

Итак, мы выяснили, что император в представлении китайского народа был посредником между небом и человеком. Отсюда вытекали убеждения, что весь без исключения поднебесный мир принадлежит китайскому императору. А его двор и приближенные это центр всего мира. При данной модели, императора окружали, один за другим, кругами концентрической формы все остальные люди. Последовательно шли чиновники (от высших к низшим), обычные жители Поднебесной, после чего царства подвластные императору и варвары.

Китайские правители были убеждены, что все территории и царства, которые были известны на тот момент, являются под властью китайского императора. Ведь только он один, по их глубоким убеждениям, мог называться правителем мира.

На протяжении многих столетий в философских учениях китайской империи отмечалось, что термин Поднебесная показывает истинное место народа Китая на земле. Есть популярное высказывание знаменитого китайского революционера Сунь Ятцена: «Все что под небом, принадлежит народу». Учитывая, что Сунь Ятцен еще 100 лет назад был еще жив, можно понимать, насколько важно значение неба в культуре Китая и по сей день.

Значение храма Неба в Поднебесной

Не будет лишним упомянуть, что в столице Китая тех времен главное святилище носило название храм Неба . Сегодня вы без особых проблем можете своими глазами увидеть храм неба в Поднебесной, оказавшись в столице Китая, Пекине. Данный храм, а точнее сказать храмово-монастырский комплекс, расположен неподалеку от императорского дворца. Построен комплекс был во времена правления династии Мин в 15 веке.

Начиная со времен постройки храма и на протяжении почти пяти веков, каждый год, один раз в году, действующий император Поднебесной должен был после непродолжительного поста принести дары небу. Это считалось залогом хорошего урожая и процветания китайской империи. Хочется верить, что на вопрос почему Китай называют Поднебесная, мы с вами теперь знаем ответ.

Китай – самая загадочная страна на востоке планеты. Ученые бесконечно спорят о ее возрасте, причинах стремительного развития, предрекая мировое господство в будущем. Сложности создает многое: трудности понимания языка, запутанность и необычность мировоззрения, многогранность культуры.

За долгий период государство сменило множество названий. Ныне привычное слуху европейца – «China» подарил ему Афанасий Никитин, русский писатель и путешественник 15 века. Так именовали китайский фарфор (в переводе с латинского). Со временем стали называть этим словом страну. А почему до сих пор говорят о ней как о «Поднебесной»? Ответ кроется в удивительной истории и философии.

«Поднебесная» из глубин веков

Народ древней страны сотнями лет был надежно укрыт от остального мира неприступными горами и четырьмя морями. Посягали на спокойствие только племена с севера, живущие и кочующие неподалеку. Их считали варварами.

Материалы по теме:

Почему небо голубое?

Трудолюбивые хань (современная национальность Китая) занимались земледелием. В эпоху бронзового века эти земли объединились, и возникло королевство Шан. Оно славилось высоким уровнем жизни, отменным оружием (особенно луками) и богатством культуры.

Чтя предков, живущих на Небе среди богов, китайцы подносили им дары в обмен на ожидаемую помощь и благосклонность. Неудивительно, что они считали небосвод не бесконечным, а круглым диском. По их мнению, он покрывает только часть квадратной земли (именно ту, где живут хань). А у варваров такой благодати не существовало.

Соседняя народность Чжоу со временем завоевала эту территорию, унаследовав большинство традиций. Мудрый правитель Чжоу-Гун сумел сохранить уважение своих подданных, закрепив культ поклонения Небу, и внеся собственные коррективы.

Влияние идеологии и философии на формирование «Поднебесной»

С развитием конфуцианства, определяющим пути поиска гармонии в человеческом обществе, почитание Неба только усилилось. Оно наделяет могуществом власти лишь самого достойного – императора. Тот, в свою очередь, руководствуется справедливостью и добродетелью.

Материалы по теме:

Самые густонаселенные страны

Врата в голубые своды нависают прямо над дворцом правителя. Это и есть центр Поднебесной. Одно из названий страны состояло из двух иероглифов «Тянь» – день, небо и «Ся» – низ, подножие. Другое название Китая «Чжун-Го» переводилось как «Срединная империя». Имелось в виду, что Китай расположен между Небом и не благословенной землей, населенной дикими народностями. Отсюда такая значимость главы страны, представляющего небесную волю священных духов предков.

Идеология трактовала и особую схему государственности. Вокруг правителя страны, как по орбите, расположены высшие чины, призванные исполнять его приказы. Следующий круг – разряд низких должностных лиц. Затем – простолюдины. На последнем – дикари варварских племен.