Автобусный тур в Музей матрешки (Вознесенск). Русские народные сувениры из дерева Фабрика матрёшек в Вознесенском

В Вознесенском районе Нижегородской области много деревень и сёл. Самое известное из них пожалуй Полх-Майдан. Известно это село своими расписными игрушками и конечно матрёшками.

На самом деле, впервые, появилась матрёшка в Нижегородчине в деревне Мериново, Семёновского района. Произошло это в 1922 году. Тогда завезли её из Московской губернии, всем такая диковина понравилась, решили тоже попробовать.

, CC BY-SA 3.0

Но мастер не станет копировать, привнесёт своё. Так родился образ семёновской матрёшки. А полх-майдановская появилась и того позднее лет на двадцать. Так утверждают искусствоведы Наталья и Сергей Квач.

В самом Полх-Майдане утверждают, что, мол, ещё до революции в столицу везли наряду с солонками и копилками кукол-матрёшек, но эти сведения документально не подтверждены.

Так, или иначе, но до сих пор самый востребованный товар в Нижегородском крае, а особенно в Вознесенском районе - матрёшка.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Некоторое время назад существовало художественно-производственное объединение «Полховско-Майданская роспись». Но с началом «перестройки» предприятие распалось. Токарям и художникам оказалось выгоднее работать на дому, в своих токарнях.

Частный бизнес

Во всех окрестных населённых пунктах одно за другим закрывались предприятия, сокращались рабочие места. Люди не унывали, а срочно переквалифицировались в матрёшечников. Благо, к токарному делу большинство приучено с детства, а спрос на тарарушки да матрёшки только рос.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Местные руководители не уставали повторять потом, что благодаря ей, матрёшке, удалось избежать социального взрыва. Никаких волнений масс. Каждый сам, без поддержки, нашёл себя.

Из книги Николая Шемякина «Чем богаты».

С ростом квалификации менялся ассортимент, к матрёшкам добавлялись копилки, шкатулки, другие игрушки. В токари переходили даже средней руки начальники, поскольку заработать явно можно было больше.

Мужчины токарили, лес заготавливали, а женщины и дети расписывали. Постепенно частный промысел стал развиваться во всех направлениях. Появилось разделение труда: одни липу заготавливают, другие токарят, третьи расписывают. Появились перекупщики и свои места на ярмарках в Москве.

Фотогалерея



Дороже денег

В 1990-е годы не только в Нижнем Новгороде, но и в окрестных областях появились свои купюры. Это было связано с нехваткой наличности, вот и называли «местную валюту» по имени руководителя, «Немцовки» например.

В Вознесенском районе не было надобности вводить свои деньги. Местные матрёшечники, продавая свой товар, еженедельно получали реальные официальные деньги, которые естественно потом расходились по району.

В каждой шутке - доля истины

Однажды, известный журналист, в первоапрельском выпуске местной газеты написал, что скоро в Вознесенском районе будет установлен памятник матрёшке. Он указал точное место - при въезде в районный центр со стороны Полх-Майдана, автором указал З.Церителли.

Сверху заметки стояла соответствующая пометка, указывающая на прикол. Но, не смотря на это, многие приняли её за правду. И главное - идея понравилась даже руководителям района.

«Правильное решение! И место выбрано удачное. Матрёшка стала кормилицей не одного майдана, а всего района» - сказа лично автору заметки один из руководителей.

По разным причинам памятник пока не поставили. Но жители уверены, что он обязательно будет.



В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название — «матрешки».

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ — производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Особенности росписи С середины 19 [ век ] в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках.

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи.Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек.

В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам.

В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

Транспортное обслуживание на автобусе туркласса;
Билеты в музеи по программе;
Бесплатные места для сопровождающих группы.

Возможен индивидуальный расчет под любое количество человек.

Русские умельцы особенно славятся искусством обработки дерева. Резные и точёные сувениры и предметы быта, выходящие из их рук, умеют по-настоящему завораживать любого. А роспись местных художников дополняет образ каждого творения и придаёт ему самобытности. Быстрее и удачнее всего это искусство развивалось в Вознесенском районе Нижегородской области – и тому были свои причины.

Юго-Восток Вознесенского района – это песчаные нечернозёмные земли. Неудивительно, что именно сюда в 1667 году сослали участников восстания Стеньки Разина. Расчёт был прост: от плодов таких земель питаться досыта невозможно, а значит, дни бывших повстанцев сочтены. И всё-таки они выжили и основали поселение Полховский Майдан, название которого хорошо известно каждому, кто интересуется русскими народными промыслами.

Нехватка выращенных на собственной земле продуктов заставила сосланных искать новые пути. Ими стали торговля и токарное дело. Очень быстро местные токари прославились своим искусством, а со временем и другие поселения региона стали принимать участие в знаменитых Нижегородских ярмарках, которые сделали их произведения известными не только во всей России, но и за рубежом. А когда в XIX веке набрала популярность заимствованная у японцев матрёшка, талант токарей и художников Нижегородской области раскрылся вполне.

Сувениры самых разных видов, размеров и стилей росписи нравятся всем без исключения.

Виды матрёшек

Семёновская матрёшка, Полх-Майданская матрёшка, Вознесенская матрёшка – эти имена давно на слуху. Именно в городе Семёнове Нижегородской области выточили поражающую своей сложностью 72-местную матрёшку – высота самой большой ровно метр.

У каждого художника, у каждого региона – своя особенная манера росписи. Семёновские матрёшки отличаются большой площадью незакрашенных мест. На переднике такой красно-жёлтой матрёшки – её ещё называют классической – всегда букет из крупных цветков, чуть сдвинутый вправо от центра. В центре композиции Полх-Майданской матрёшки тоже обязательно крупный цветок шиповника (розы). В ней больше чёткости, яркости, линии отличаются насыщенностью, она чем-то напоминает красочные витражи. Вознесенские художники любят более мелкие цветочные мотивы и не боятся экспериментировать с цветами и стилями.

Классическая Семёновская матрёшка популярна и любима всегда.

Матрёшка сегодня

Удивительно, но традиция живёт и развивается по сей день. Приезжайте в Вознесенское хотя бы на день и прогуляйтесь по посёлку. Почти в каждом дворе сушатся липовые брёвна. Каждое из них должно пролежать на воздухе три года, чтобы быть допущенным к таинству создания матрёшки. Почти в каждом доме в свободное от работы и бытовых забот время мужчины всё так же точат матрёшки, а женщины расписывают их – каждая по-своему. Дети, подрастая, наблюдают за этим и очень быстро становятся мастерами: сыновья встают у токарного станка, а дочери помогают расписывать матрёшки. Всё так же проходят ярмарки, на которых глаза разбегаются от красоты и разнообразия сувениров.

Аксессуары всегда расписываются вручную, даже самые крохотные. Эти замечательные яркие мелочи обладают особенной притягательностью для всех полов и возрастов.

Фабрика матрёшек в Вознесенском

Фабрика добра и счастья – так называют фабрику Возлеспром сотрудники, недавно отпраздновавшие её девятилетие. Здесь начали использовать новые немецкие станки, на которых можно вытачивать ещё больше заготовок отличного качества. Здесь создаются новые матрёшки, игрушки и сувениры, хорошо известные на родине и в самых разных местах планеты, а жители посёлка сами предлагают свои творения, благодаря чему ассортимент разрастается ещё сильнее.

Фабрика снабжает матрёшкой, игрушками, аксессуарами и другими сувенирами оптовые и торговые компании. В столице Чехии, Праге, с 2010 года работает оптовое подразделение ВМКЛ, которое и сделало Вознесенскую матрёшку именем, известным и любимым во многих странах Европы и за океаном.

Полюбоваться и заказать продукцию фабрики и её партнёров (Гжель, Хохлома и другие знаменитые бренды) можно на официальном сайте ВМКЛ matreshkaoptom.ru. На все вопросы вам ответят на почте [email protected].

Сотрудники студии «Дивмульт» посетили Вознесенский историко-краеведческий музей, посвященный, в общем-то, Полхов-Майданской матрешке и токарному промыслу вообще. Что сказать, мы были под впечатлением. Предлагаем вниманию наших посетителей фотоотчет, но все-таки рекомендуем съездить и посмотреть экспонаты воочию. Оно того стоит 😉

Пруд на реке Варнава в р.п. Вознесенское

Вот таким колесом приводился в действие токарный станок, пока не появилось электричество. Кстати, в Полх-Майдане оно появилось только в 1961 году.

В целом производство выглдело так: один — точит, другой — вертит. Модель выполнена Полхов-Майданским мастером Иваном Грачевым.

Русская матрешка. Сверху — обжиг, снизу — крашеные.

Помимо матрешек, полхов-майданские мастера изготваливают всяческие игрушки и сувениры

Есть в музее даже такая экспозиция. Сотрудница музея рассказала, что детей от нее не оттащить

Гордость музея — экспозиция «33 богатыря». Самый большой — высотой 2,5 метра (с копьем). Все точены из липы.

Еще одна примечательная экспозиция — девушки в национальных костюмах народов советских республик

В центре — девушка, символизирующая Россию

Про поездку в Полховский Майдан, про то, как удалось познакомиться с жизнью этого удивительного села, и про поиски традиционной "майданской" матрешки. Тогда приобрести такую матрешку не получилось, но вот узнаю про день села, который в Полховском Майдане отмечают каждый год 21 сентября. И решил съездить туда вновь в этот день, в надежде, что там устроят ярмарку, и на ней удастся найти то, что ищу.

Утром еду на автобусе по дороге до Вознесенского. Аламасово, Нарышкино, Сарминский Майдан, Бытхызино - вновь проезжаем через те же села. Дорога в неважном состоянии, автобус едет медленно и моросит противный дождь, и вдобавок пейзажи за окном и небогатые села - грустное утро. В Вознесенском пересаживаюсь на автобус до Полховского Майдана, и он едет по знакомому пути: проезжает через поселок и в середине его спускается к пруду вниз, проезжает еще, и на последнем перекрестке поворачивает на юг. Дорога тоже разбитая, едет среди каких-то заброшенных лугов, и вот, наконец, поворачивает к Полховскому Майдану. Проехав черз село, автобус остановился возле церкви на малелькой центральной площади.

Решаю зайти в церковь, в этот момент там была служба, и многие жители присутствовали на ней, а проводил службу приятный старичок-священник. Убранство храма скромное, но резьба как будто старая, и тут приходит мысль, что много лет здесь ничего не менялось и, может быть, даже службы не прерывались и в советское время.

После постучался в несколько домов, и приобрел там немного заготовок, на площади монтировали передвижную карусель "Ромашка", готовился деревенский праздник. У кого-то спросил, будут ли матрешек продавать, но ответили отрицательно. Тут думаю, что в принципе, так оно и должно быть, посторонних в селе бывает мало, и не станут же жители продавать матрешек самим себе! Ту матрешку, которую искал, потом все ж купил, но это было уже через год в Нижнем Новгороде на Большой Покровской. Ну а пока возвращаюсь в Вознесенское (как его местные жители почему-то называют Вознесенск). И вот решаю заглянуть в музей матрешки, посетить который приглашал большой стенд на центральной улице. Как-то раз до того случилось побывать в Вознесенском, и еще тогда хотел посетить музей, но он в тот день (суббота) был закрыт. Недалеко от того места, где начинается спуск в нижнюю часть поселка, есть небольшой переулок, и там-то и расположен тот музей. К счастью, в этот день (среда) он открыт.

Музей размещается в двух комнатах, в меньшей из которых находятся токарные станки. Вот такие токарные станки есть во многих домах В Полховском Майдане, а также в некоторых окрестных деревнях и в самом Вознесенском. Они когда-то приводились во вращение вручную, второй человек вращал большое маховое колесо. Не помню уже, было ли в музее такое колесо или нет.


Тут же набор токарных стамесок, и надо сказать - они отличается от тех, которые мы использовали на уроках труда в школе.


Рядом другой станок, тоже старый, с ножным приводом, и фабричного изготовления (первый был явно самодельный). Первый же токарный стаок появился в Полховском Майдане в далеком 1812 году, и постепенно токарное ремесло распространилось на все село.


В другой, большей комнате, как нетрудно догадаться, размещались матрешки. И здесь же был небольшой макет старинной мастерской, с токарным станком и колесом.


В музее на первый взгляд, не так уж и много экспонатов. Тут есть несколько больших наборов матрешек, про несколько десятков кукол, и некторые из них, вероятн, изготовлены специально для музея.


Есть матрешки с традиционным.


И с не очень традиционым орнаментом.


И даже с рисунком "домики", вторым традиционным майданским мотивом (он называется домики, но они есть далеко не всегда:-))


Вот еще немного мотива этого.


Тридцать три богатыря.


Пятнадцать советских республик (сможете ли Вы, читатель, определить - где кто?).



Тут же в музее старые изделия фабрики "Красная заря", которая когда-то была в Полховском Майдане (не заметил никаких ее следов там. может она была в Вознесенском?). Здесь над рисунком поработали профессиональные художники, и вероятно, кто-то из них автор и более позних работ.


Еще несколько работ.


Несколько работ поновее. Немного жаль, но такой стиль сейчас вытесняет традиционный майданский орнамент со цветком. И найти сейчас традиционную матрешку. а тем более изделие с "домиками" стало уже непросто. Но все же, надеюсь, традиционный рисунок, с красными цветами, не будет забыт, и будут еще работы с ним.